Республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой государственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.
Бюджетные права.
Бюджетные права – правовой статус субъекта бюджетного права, т.е. компетенция.
Классификация:
ü материальные права – наделение субъектов бюджетного права определенными правами и обязанностями
ü процессуальные права – участие в бюджетном процессе
Бюджетные права РБ
v определение бюджетного устройства
v установление бюджетных прав РБ и местных органов самоуправления
v правовое регулирование бюджетного процесса в РБ
v установление бюджетных доходов
v разграничения доходов и расходов государственного бюджета между республиканским бюджетом и местными бюджетами
v аккумулирует непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей (поступления по налогу на добавленную стоимость
v использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления и другие программы и мероприятия республиканского значения
v разработка, утверждение и исполнение государственного бюджета
v руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в т.ч. реализация контрольной функции.
Бюджетные права органов местного самоуправления
Ø самостоятельно формируют, рассматривают, утверждают и исполняют местный бюджет
Ø самостоятельно определяют направление расходов
Ø ведут механизм секвестра
Ø образуют оборотную кассовую наличность, резервные и целевые фонды
Ø в процессе исполнения бюджета вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов, но они не должны приводить к образованию дефицита, который по местным бюджетам выражается в процентах к расходной части бюджета
Ø вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям и другим юридическим лицам
Ø принимать меры к обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производится за счет привлечения дополнительно изыскиваемых доходных источников, сокращения расходов, выпуска займов и в исключительных случаях, привлечение кредитных средств
Ø осуществление контрольной функции по отношению к нижестоящим органам местного самоуправления.
Понятие и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс – регламентированная законом и другими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Принципы:
ü единство и полнота охвата всех доходов расходов бюджета
ü реальность бюджета
ü гласность и публичность его принятия
ü ежегодность бюджетного процесса
ü самостоятельность
ü сбалансированность
ü разграничение компетенции представительной (рассмотрение и утверждение) и исполнительной (составление и исполнение) власти
ü специализация бюджетных показателей – воплощен в единой бюджетной классификации, систематизированной группировке доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Стадии:
Ø составление проекта бюджета (до 1.10 текущего года)
Ø рассмотрение и утверждение (до 1.01 нового года, однако закон допускает принятие закона о бюджете и после начала нового года)
Ø исполнение (в течение года)
Ø составление и утверждение отчета (до 1.06 года, следующего за отчетным).
Порядок составления проектов бюджета.
Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление бюджетов осуществляется Минфином и местными финансовыми органами.
При составлении проекта бюджета на очередной финансовый год используются:
Ø отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе исполнения бюджета в текущем году
Ø прогноз социально-экономического развития РБ
Ø показатели развития административно-территориальных единиц.
Этапы работы по составлению проекта бюджета:
ü доведение Минфином по поручению Правительства до всех заинтересованных органов указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов
ü организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размер собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общегосударственных и других налогов и доходов.
Составлению проекта предшествует разработка соответствующих организационных мероприятий:
Ø определяются основные этапы и виды работ
Ø ожидаемое исполнение доходов и расходов консолидированного бюджета республики и его составных частей (республиканского и местного бюджетов) за текущий год
Ø производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-территориальных единиц
Ø систематизируются для учета в проекте бюджета на планируемый финансовый год принятые законодательные и нормативные акты об изменении налогового и другого законодательства, поручения Президента о приоритетном финансировании в планируемом бюджетном году отдельных статей расходов.
Проект республиканского бюджета, расчетные показатели по доходам и расходам местных бюджетов, проекты нормативных отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в их бюджеты формируются исходя из параметров прогноза социально-экономического развития республики, государственных и региональных программ, действующего налогового законодательства, законодательных и нормативных актов, регулирующих расходы бюджета на отдельные мероприятия.
Министерством экономики, Минфином и Нацбанком ежегодно до 1.08. года, предшествующего планируемому бюджетному году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительству, а после рассмотрения Правительства – на рассмотрение Президенту.
Минстатистики и анализа и его органы предоставляют Минфину, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для прогнозов социально-экономического развития проектов бюджетов.
Нацбанк представляет в Минфин информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Минфином и местными финансовыми органами определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
Минфин на основе республиканского и местных бюджетов составляет проект консолидированного бюджета РБ.
Проекты республиканского и консолидированного бюджетов РБ, местных бюджетов на предстоящий финансовый год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства и местных органов управления. Рассмотренные и одобренные Правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов представляется на рассмотрение Президенту. Затем Президент и соответствующие местные органы управления принимают решение о внесении проектов бюджетов в Парламент и местные органы самоуправления.
Порядок рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.
Одобренные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся Правительством и соответствующими местными органами управления в Палату Представителей и местные органы самоуправления до 1.10. текущего года.
Кроме того, вносятся приложения:
ü пояснительная записка к проекту бюджета
ü основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год
ü проект консолидированного бюджета на очередной финансовый год
ü основные показатели взаимоотношений республиканского с местными бюджетами
ü оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому году
ü прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый год
Предоставленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Минфина.
По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.
Принятие Закона о бюджете.
С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председатель Комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосовании бюджетным показателям считается принятым, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета, постоянные комиссии должны внести предложение об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.
Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Закон «О бюджете на очередной финансовый год» представляется на подпись Президенту.
При несогласии с Парламентом Президент вправе возвратить проект бюджета со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и согласования. Если Парламент большинством (не менее 2/3) голосов подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в пятидневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент закон считается подписанным в той редакции, в которой он был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Порядок исполнения бюджета. Распределители бюджетных кредитов, их права и обязанности.
Исполнение бюджета имеет целью обеспечить своевременное и полное поступление предусмотренных бюджетом доходов в целом и по каждому доходному источнику в отдельности, а также своевременное финансирование, законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.
Исполнение соответствующих бюджетов обеспечивают Правительство и местные исполнительные и распорядительные органы, которые:
ü организуют работу по обеспечению полного и своевременного поступления доходов в бюджет
ü обеспечивают финансирование расходов и мероприятий, предусмотренных по бюджетам, с учетом выполнения смет расходов, целевого и экономного использования бюджетных средств
ü осуществляют контроль за использованием бюджетов
ü разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечения выполнения бюджетов
ü рассматривают и принимают бухгалтерские отчеты распорядителей средств бюджетов
ü организуют и проводят проверки и ревизии распорядителей средств, по вопросам, связанны с исполнением бюджетов
ü рассматривают предложения распорядителей средств о выделении дополнительных средств и об уточнении утвержденных бюджетных назначений
ü рассматривают ходатайства о выдаче ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, а также ходатайства субъектов хозяйствования о выдаче им бюджетных ссуд.
Принципы исполнения бюджетов всех уровней:
1. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.
2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.
3. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.
4. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета.
Обязательным условием исполнения бюджета является его кассовое исполнение, т.е. прием, хранение и выдача бюджетных средств. Его основа – единство кассы, т.е. все доходы данного бюджета аккумулируются на одном счете в конкретном кредитном учреждении. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.
В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, то могут быть временно позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.
Поквартальное распределение бюджетных средств производится по каждому министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по каждой статье расходов.
Исполнение бюджета завершается 31 декабря. Однако для завершения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год плюс льготный период определяются как бюджетный период.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетные кредиты выделяются на основе бюджетной росписи – документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований.
Для того, чтобы вовремя и эффективно использовать бюджетные средства существует институт распорядителей бюджетных кредитов (средств).
Распорядитель бюджетных кредитов (средств) – должностное лицо, которому законодательством предоставлено право распределять выделенные бюджетные средства подчиненным ему нижестоящим распорядителям бюджетных кредитов (средств), а иногда и расходовать часть выделенных ему бюджетных средств на содержание аппарата и выполнение своих управленческих функций.
Подразделяются:
ü главные распорядители бюджетных кредитов (руководители министерств, ведомств, управлений (отделов) местных исполкомов) – расходуют и распределяют бюджетные средства
ü нижестоящие – руководители подчиненных органов и подведомственных учреждений и организаций – только расходуют
Главные распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых ими учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями.
Нижестоящие распорядители, если в их подчинении есть подведомственные учреждения должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределять между руководимыми ими учреждениями.
Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства только для непосредственного расходования.
Право на получение бюджетных средств распорядители получают формально с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое перечисление средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных финансовых планов и смет.
Распорядители бюджетных кредитов обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушение в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.
Заключение бюджета. Отчет об исполнении бюджета.
Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым производится исполнение доходной и расчетной части бюджета.
Этапы стадии отчета об исполнении бюджета:
ü подготовка отчета
ü рассмотрение отчета
ü утверждение отчета.
Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Правительство и местные органы управления. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджетов занимаются соответственно Минфин и местные финансовые органы.
Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию о фактическом использовании бюджетных средств соответствующим финансовым органам. Финансовые органы на основе предоставляемых им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюджета.
Составленные финансовыми органами отчеты передаются соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти, в которых отчет предварительно рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляются для утверждения на заседании этого органа представительной власти.
По республиканскому бюджету отчет должен быть представлен не позднее пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года (до 1.06.). Сроки предоставления отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджета и определяются местной представительной властью. Общим правилом для всех видов бюджетов является то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год.
Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.
Понятие и значение бюджетной классификации.
Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, основная на экономических характеристиках
Бюджетная классификация – научнообоснованная группировка доходов и расходов по однородным признакам с присвоением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и порядковых номеров.
Она устанавливает систему показателей, используемых при бюджетном планировании, исполнении бюджета, контроле за его исполнением.
Посредством бюджетной классификации обеспечиваются взаимоотношения между всеми участниками бюджетного процесса, достигается единство финансовых показателей, ведется унифицированный учет и отчетность, реализуется контрольная функция финансов.