Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приобретение российского гражданства в общем порядке



 

Основным критерием приобретения российского гражданства в общем порядке является наличие дееспособности гражданина, т.е. достижение лицом, обращающимся за получением гражданства, восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что принцип эмансипации, предусмотренный в ст. 27 ГК РФ и установленный во многих странах Азии и Ближнего Востока, когда несовершеннолетний приобретает дееспособность путем участия в трудовых отношениях, официально заключает брак либо занимается предпринимательской деятельностью, не распространяется на получение российского гражданства.

В соответствии со ст. 13 Закона N 115-ФЗ лица, не обладающие российским гражданством, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

1) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания в Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания в России для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Пятилетний срок обязательного проживания сокращается до одного года при:

а) наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры либо обладании лицом профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставлении лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признании лица беженцем в порядке, установленном Федеральным законом N 4528-1 от 19 февраля 1993 г. "О беженцах"*(118);

2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

3) имеют законный источник средств к существованию, подтвержденный документами;

4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325*(119) утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Данным Положением определено, что иностранцы и лица без гражданства инициируют процедуры получения российского гражданства в следующем порядке:

а) лицо, проживающее на территории Российской Федерации, подает заявление по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

6) лицо, проживающее за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, находящемся за пределами России.

Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим:

а) на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции;

б) за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами России.

Рассмотрение заявлений о гражданстве Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Заявление подается заявителем лично. Однако, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяется нотариальными записями.

Заявление об изменении гражданства составляется заявителем собственноручно в двух экземплярах, а заявление об оформлении наличия гражданства Российской Федерации по рождению или при усыновлении (удочерении) составляется в одном экземпляре на бланке. При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу территориального органа ФМС РФ документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. Исключение из данного правила состоит в том, что заявления об изменении гражданства лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным, дипломатическим паспортами или паспортом моряка, не применяются, так как это может нанести вред интересам Российской Федерации на международной арене.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие, которое дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью. Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в Российской Федерации должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В частности, таким международно-правовым актом является Гаагская конвенция - Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961).

Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам. Статья 1 данной Конвенции предусматривает, что она не распространяется на "документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами", а также на доверенности. Это означает, что в тех случаях, когда это предусмотрено Законом о гражданстве, данные документы будут использоваться как оригиналы. Они должны легализоваться обычным путем, т.е. применяется консульская легализация, включающая в себя последовательное проставление удостоверительной надписи в нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при легализации подобных документов позволяет устанавливать более строгий контроль над происхождением данных документов.

В соответствии со ст. 5 Гаагской конвенции на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп - апостиль. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.

По состоянию на 29 января 2007 г., помимо Российской Федерации, странами - участницами Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, являются: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Корея, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сальвадор, Самоа, Сан-Марино, Свазиленд, Сербия, Словакия, Словения, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Украина, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.

Следует обратить внимание на то, что легализации и проставления апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами России о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.) предусмотрено, что документы, которые на территории одной из сторон Конвенции изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным органом в пределах их компетенции по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другого государства - участника Конвенции какого-либо удостоверения (легализации). Может быть потребован только нотариально заверенный перевод таких документов.

Заявление о получении российского гражданства считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

В 2004 г. приказом N 164 по Министерству внутренних дел Российской Федерации была утверждена инструкция, которая обязывала ФМС России выполнять текущую работу по рассмотрению обращений иностранных граждан и лиц без гражданства по поводу приобретения российского гражданства.

Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации подается по установленной форме в паспортно-визовые службы по месту будущей (предполагаемой) регистрации заявителя по месту жительства. При наличии у лица вида на жительство заявление подается по месту регистрации, указанном в виде на жительство. Порядок выдачи иностранцам и апатридам вида на жительство установлен постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство"*(120).

К заявлению необходимо приложить (в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях, в частности, нотариально):

1) вид на жительство. Кроме лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации*(121). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства в Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате его выдачи. Могут потребоваться и иные документы, подтверждающие факт выезда и въезда лица в Российскую Федерацию. В частности, к дополнительным документам следует относить:

а) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (вид на жительство);

б) документ, подтверждающий выезд из Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и (или) возвращение в Российской Федерации после 6 февраля 1992 г. по окончании трудовых, служебных отношений, обучения, лечения и частной поездки;

в) справки медицинского учреждения о прохождении лечения;

г) выписки из личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;

д) данные учетов военного комиссариата;

е) выписки из домовой книги по месту регистрации, в том числе временной;

ж) копии поквартирной карточки;

з) справки жилищной организации;

и) дипломы о высшем и среднем образовании, об ученой степени, а также иные справки образовательного учреждения;

к) трудовые книжки и (или) справки с места работы; л) справки об освобождении из мест лишения свободы;

2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@ с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на чьем иждивении находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

3) документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представлять документ об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве Республики Таджикистан и Республики Туркменистан, т.е. государств, с которыми существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанного документа не требуется и от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации;

4) документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

а) документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией);

б) до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;

в) после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;

г) сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

д) документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

От представления вышеназванных документов освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Кроме того, возможно, потребуются дополнительные документы для лиц:

а) имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также для лиц, обладающих профессией либо квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации, - мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации;

б) которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, - свидетельство о предоставлении ему политического убежища;

в) признанных беженцами в соответствии с законодательством Российской Федерации, - документ, подтверждающий признание их беженцами.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации"*(122) утвержден Административный регламент, определяющий порядок и функции ФМС РФ по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Согласно данному Административному регламенту, заявитель в соответствии с графиком работы территориального органа ФМС России представляет должностному лицу этого органа имеющийся у него пакет документов. Должностное лицо ведет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо выдает заявителю:

бланк квитанции для уплаты государственной пошлины;

два бланка заявления;

конкретизирует перечень необходимых документов в зависимости от оснований приобретения гражданства;

объясняет правила и технологию их сбора и заполнения.

Заявитель обеспечивает:

сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом;

надлежащее оформление требуемого пакета документов;

надлежащее заполнение бланков заявления;

подготовку необходимых копий документов;

уплату государственной пошлины.

Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо проводит проверку:

наличия необходимых документов и их копий;

подготовки вторых экземпляров копий документов;

удостоверения копий документов и подлинности подписей;

ознакомления заявителя, имеющего детей, со ст. 24, 25 Закона о гражданстве, выясняя его мнение об изменении гражданства детей;

наличия квитанции об уплате государственной пошлины.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо:

принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий;

принимает заявление и регистрирует его во входящем журнале;

выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных;

принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю при приеме документов.

Должностное лицо ведет первичный учет заявления, группирует документы, принятые в двух экземплярах, в дело об изменении гражданства, состоящее из двух отдельных частей.

Каждая часть дела помещается в мягкую обложку, на которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя. К каждой части дела составляется опись, заверяемая подписью должностного лица.

В первую часть дела подшиваются документы, которые прилагаются к заявлению, и первый экземпляр заявления.

Ко второй части дела приобщаются второй экземпляр заявления, копии прилагаемых к заявлению документов, соответствие которых оригиналу проверяется принявшим их должностным лицом. Заявление заверяется его подписью и печатью территориального органа. Делу присваивается регистрационный номер, проставляемый в левом верхнем углу каждой части дела.

Оформляется учетная карточка, в том числе, на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносится в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям.

Данная информация в установленном порядке направляется в Государственную информационную систему миграционного учета ФМС России.

Должностное лицо Федеральной миграционной службы РФ в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит проверки:

а) по учетам ФМС России и территориальных органов для вы явления следующих оснований отклонения заявления о приеме в гражданство или восстановления в гражданстве, предусмотренных п. "б" и "в" ст. 16 Закона о гражданстве:

в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись ли за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

использовали ли подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

б) по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации по месту жительства заявителя для выявления оснований, предусмотренных п. "д"-"ж" ст. 16 Закона о гражданстве:

имеют ли неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

преследуются ли в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

осуждены ли и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания), для чего направляются запросы в автоматизированном виде или почтовыми сообщениями по формам, установленным в системе МВД России.

В случае если заявитель проживает на территории субъекта Российской Федерации менее пяти лет непосредственно перед обращением, запросы направляются также в территориальный орган по предыдущему месту жительства или проживания заявителя. При этом срок исполнения запросов не должен превышать одного месяца с даты регистрации такого запроса в канцелярии адресата.

Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Закон о гражданстве связывает прием в гражданство в общем порядке или восстановление в гражданстве Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, после чего оформляет заключение установленного образца.

При наличии оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Закона о гражданстве должностное лицо указывает их в заключении. Информация по результатам проверки вносится в учетную карточку. Данное заключение подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа.

Затем к первой части дела подшиваются заключения территориального органа и территориального органа ФСБ России, а ко второй - второй экземпляр заключения территориального органа.

Сформированные таким образом две части дела вместе с третьим экземпляром заключения и сопроводительным письмом за подписью руководителя территориального органа направляются в ФМС России. Информация о направлении дела вносится в учетную карточку.

Должностное лицо ФМС России рассматривает материалы дела и, если они оформлены надлежащим образом, представляет в двух экземплярах заключение, утверждаемое заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности.

Первый экземпляр заключения ФМС России вместе с первой частью дела должностное лицо направляет на согласование в ФСБ России для дальнейшего рассмотрения и направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Информация о направлении дела вносится в учетную карточку.

В случае выявления нарушений в правильности заполнения и оформлении необходимых документов при рассмотрении материалов дела должностное лицо ФМС России возвращает его в территориальный орган для переоформления.

Возвращенные на доработку из Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации дела должностное лицо ФМС России направляет в территориальный орган с рекомендациями Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

При издании Указа Президента Российской Федерации о приеме в гражданство России должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в месячный срок и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет.

Лицу, о котором издан Указ Президента Российской Федерации о приеме (восстановлении) в гражданство России, выдается паспорт гражданина Российской Федерации в сроки, установленные п. 16 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории России (с изменениями от 11 января 2008 г.), утвержденного Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (с изменениями от 11 января 2008 г.)*(123):

в 10-дневный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта по месту жительства;

в двухмесячный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта не по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта.

Должностное лицо территориального органа вносит в учетную карточку информацию о решении принять в гражданство Российской Федерации. Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, где хранятся постоянно.

Должностное лицо территориального органа направляет в ФМС России сведения об исполнении Указа Президента России для их направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Информация об исполнении Указа Президента вносится в учетную карточку, а также ежемесячно направляется в АИС "Гражданство" ФМС России.

Кроме этого, данная информация в установленном порядке передается в ГИСМУ ФМС России.

Следует отметить, что в случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления заявитель в течение 14 дней о данном факте обязан уведомить подразделение, принявшее заявление о гражданстве к рассмотрению. Это необходимо для своевременного информирования заявителя о рассмотрении его заявления.

 

Беженцы

 

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О беженцах" лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства России в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации в общем порядке. Это установлено Законом о гражданстве и ранее действовавшим п. 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386*(124).

Следует обратить внимание на правоприменительную практику вопросов получения гражданства беженцами. Так, беженцы и прибывшие с ними члены их семей и ищущие убежище лица, проживая в Российской Федерации в течение ряда лет, не могут зарегистрироваться в месте проживания, поскольку не являются владельцами (собственниками) жилой площади либо потому, что владелец арендуемой ими жилой площади не желает подписывать с ними соглашение об аренде или зарегистрировать арендатора на данной жилой площади. В связи со сказанным одним из возможных путей выхода из данной ситуации для беженцев, членов их семей и ищущих убежище лиц является установление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение (факта проживания).

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Между тем в ряде случаев судами в порядке особого производства были рассмотрены дела и установлены факты, не имеющие юридического значения.

Так, из постановления президиума Московского областного суда от 15 января 2003 г. N 33, отменившего решение Талдомского районного суда Московской области от 19 июля 2001 г. по заявлению Абдул Кахира Абдул Захира об установлении юридического факта нахождения на территории Российской Федерации, следует, что районный суд установил факт проживания заявителя в Российской Федерации с 1994 г., который после признания заявителя беженцем в 2000 г. на решение вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации не влияет и правовых последствий за собой не влечет.

Согласно действовавшему в момент рассмотрения заявления в суде первой инстанции п. 1 ст. 19 старого Закона о гражданстве (с изменениями от 31 мая 2002 г.), дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство России независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории России: для иностранных граждан и лиц без гражданства - пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом, указанные сроки сокращаются вдвое.

На основании поданного ходатайства заявитель с 10 июля 2000 г. приобрел статус беженца. Таким образом, срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, необходимый заявителю для приема в гражданство, составляет два с половиной года и исчисляется с 10 июля 2000 г., т.е. с момента признания его беженцем. Поэтому установление факта проживания заявителя на территории Российской Федерации с 1994 г. на решение вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации не влияет и правовых последствий за собой не влечет. Суд установил юридически безразличный факт, и на основании ст. 247 ГПК РСФСР (действовавшего во время рассмотрения дела) решение суда является неправильным.

С 1 июля 2002 г. в силу вступил новый Закон о гражданстве, согласно ст. 13 которого лица, признанные беженцами, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, что они проживали на территории России в течение одного года со дня получения вида на жительство. Анализ применения данной нормы показал, что правоохранительные органы иногда трактуют требование "постоянного проживания" как наличие регистрации по месту жительства. По мнению некоторых органов внутренних дел, те, у кого нет регистрации по месту жительства, не считаются лицами, постоянно проживающими в России, и, следовательно, они не могут обращаться с ходатайством о приобретении гражданства Российской Федерации.

Однако в ст. 26 Конвенции о статусе беженцев предусмотрено, что каждое государство будет предоставлять беженцам, законно пребывающим в нем, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам при тех же обстоятельствах. Федеральным законом "О беженцах" предусмотрены свобода передвижения и право граждан выбирать место временного пребывания или жительства. Кроме того, лицам, признанным беженцами, предоставлена возможность обращаться с заявлением о предоставлении права на приобретение гражданства Российской Федерации.

В соответствии с Законом о гражданстве гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления первого Закона о гражданстве, если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Порядок применения Закона о гражданстве разъяснен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Так, из смысла п. 1 разд. 2 этого Положения следует, что подтвердить факт приобретения гражданства в результате признания могут следующие документы, например: паспорт гражданина СССР со штампом регистрации по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г., свидетельство о рождении.

При рассмотрении дел об установлении факта постоянного проживания граждан-заявителей на территории Российской Федерации суды выясняют, для какой цели необходимо установление этого факта, исследуют доказательства, подтверждающие проживание.

С целью признания гражданином Российской Федерации Н.Ш. Тигишвили обратился с соответствующим заявлением в Советский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, который 17 апреля 2002 г. вынес решение об установлении факта его постоянного проживания с 1991 г. на территории Российской Федерации (в Республике Северная Осетия - Алания). При этом суд исследовал такие доказательства, как:

1) паспорт заявителя, свидетельствующий о том, что Н.Ш. Тигишвили является бывшим гражданином СССР и зарегистрирован 11 апреля 2000 г. в г. Владикавказе;

2) нотариально заверенную копию свидетельства о рождении заявителя, свидетельствующую о его принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также другие имеющие значение для дела доказательства.

Понятие "беженец" существенным образом отличается от понятия "лицо, которому предоставлено политическое убежище", хотя и имеет несколько схожих черт, например, основанием гонений и опасений за свою жизнь выступают политические убеждения и взгляды определенного лица из числа неграждан. Различие же заключается в том, что основаниями, послужившими для переселения в Российскую Федерацию, стали внутренняя ситуация в государстве (гражданская война, национальные и религиозные погромы и т.д.) или вооруженные конфликты между отдельными государствами, когда лицо вынуждено переселиться в третью страну (в данном случае в Российскую Федерацию).

Признание лица беженцем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О беженцах" предусматривает следующие этапы:

а) обращение лица с ходатайством о признании его беженцем;

б) предварительное рассмотрение данного ходатайства;

в) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, на основании чего выдается свидетельство либо уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

г) рассмотрение ходатайства по существу;

д) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем, в результате чего выдается удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Лицо, которое ходатайствует о признании его беженцем, может находиться как вне административной территории Российской Федерации, так и непосредственно в России. Данная возможность, следовательно, позволяет подразделять эту группу иностранных граждан на две подгруппы, что сказывается, например, на сроках предварительного рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем: в первом случае рассмотрение проводит дипломатическое представительство или консульское учреждение в течение 30 дней, во втором - миграционная служба в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства. По итогам рассмотрения ходатайства лицам выдается свидетельство, которое является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранца.

Таким образом, иностранного гражданина, имеющего вышеуказанное свидетельство, следует рассматривать как законно находящегося на территории Российской Федерации мигранта, несмотря на то, что Законом N 115-ФЗ данное свидетельство прямо не указано в качестве основания для законного пребывания. Кроме того, свидетельство служит основанием и для регистрации лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе МВД РФ на срок рассмотрения ходатайства по существу. Таким образом, данную группу лиц можно рассматривать и с точки зрения временного критерия, что является основанием для их отнесения ко второй категории иностранных граждан.

После рассмотрения ходатайства по существу лицу, ходатайствующему о признании его беженцем, при положительном решении выдается удостоверение беженца, а в случае отказа - мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке (п. 2 ст. 10 Федерального закона "О беженцах"). Удостоверение беженца - документ, удостоверяющий личность беженца, служит основанием для его регистрации по месту пребывания на срок признания данного лица беженцем. В этом случае национальные документы, удостоверяющие личность беженца, остаются на хранении в миграционной службе.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона "О беженцах", лицо признается беженцем на срок до трех лет, а в случае сохранения в стране государственной принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, послуживших основанием для признания лица беженцем, срок признания его беженцем продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.

Статья 9 Федерального закона "О беженцах" предусматривает исчерпывающий перечень оснований для утраты лицом статуса беженца. Лицо утрачивает статус беженца: после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало из-за боязни преследований по обстоятельствам, послужившим основанием для признания его беженцем; если не может более отказываться от пользования защитой государства своей государственной принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, ставших основанием для признания его беженцем, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют; если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного места жительства, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для признания его беженцем, в данном государстве более не существуют.

Кроме того, органы миграционной службы могут лишить беженца его официального статуса, если он: осужден по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; сообщил заведомо ложные сведения, либо предъявил фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустил иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах". Это сразу же перечеркивает право беженца на получение российского гражданства в сокращенный годичный срок вместо пяти лет проживания, установленных для остальных категорий иностранцев и лиц без гражданства.

Особо следует отметить, что наряду с группой беженцев в данной категории иностранных граждан существует группа лиц, которым предоставлено временное убежище в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О беженцах" и постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации"*(125). Основным отличием данной группы лиц от беженцев является то, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания их беженцами, но ограничиваются письменным заявлением о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации или не имеют оснований для признания их беженцами по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации.

Как и в случае с беженцами, лицо, обладающее правом на временное убежище, может его утратить или лишиться (п. 5, 6 ст. 12 Федерального закона "О беженцах"). Лицо утрачивает временное убежище в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; при получении права на постоянное проживание в Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации. Основанием для лишения иностранца временного убежища является решение органов миграционной службы, если данное лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации, либо сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах".

В заключение исследования и рассмотрения правового статуса беженцев и лиц, обладающих правом на временное убежище в Российской Федерации, следует отметить, что Федеральный закон "О беженцах" не распространяется на иностранцев, которые вынуждены искать убежища в Российской Федерации по причине тяжелой социально-экономической обстановки, голода, эпидемий или эпизоотий, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

 

Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке оптации
(выбор гражданства при изменении Государственной границы
Российской Федерации)

 

Данная возможность изменения своего гражданства предусмотрена действующими международно-правовыми актами и ст. 21 Закона о гражданстве. Однако на практике она предоставляется крайне редко.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства и иные межгосударственные соглашения закрепляют принцип гражданства лицами, имеющими гражданство (подданство) двух или более государств, устанавливаемый соглашением заинтересованных государств или их национальными законодательствами. Оптация чаще всего осуществляется при территориальных изменениях и образовании новых государств по специальным соглашениям, предоставляемым гражданам договаривающегося государства. Дети, как правило, при оптации следуют гражданской принадлежности родителей.

Оптация - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в его выборе при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между государствами или установленные государством в одностороннем порядке.

В связи с этим любой договор между государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать установления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. Конкретное государство гарантирует, что любой подобный договор, заключенный им с иным государством, содержит такие положения. При отсутствии данных положений государство, которому передается территория (по общему правилу) или которое иным образом приобретает территорию, дарует свое гражданство лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи или приобретения.

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены международным договором Российской Федерации. Так, согласно ст. 21 Закона о гражданстве, при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором России Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство по условиям данного международного договора.

Таким образом, гражданство при изменении территории государства будет изменяться по законодательству того государства, к которому отошла та или иная территория. Примером того, как это может осуществляться в международной практике, возможно, послужит ситуация, сложившаяся в Косово, Абхазии, Южной Осетии Приднестровской и Молдавской Республике.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.