Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приобретение российского гражданства по рождению



 

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя или его единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, - иностранные граждане или лица без гражданства, но при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку своего гражданства.

Конституционный Суда РФ в своем определении от 21 марта 2005 г. N 118-О*(112) установил, что, если оба родителя ребенка или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, ребенок также считается приобретшим российское гражданство в порядке рождения, если самостоятельно не утратил гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению. В этой связи необходимо отметить, что практически все государства бывшего ССР, издавая законы о собственном гражданстве, закрепили следующий принцип: лица, не заявившие до определенного срока о сохранении иного гражданства, априори считаются ходатайствующими о гражданстве соответствующего государства; тем самым названные лица выводятся из-под действия подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве.

Конституционный Суд, рассмотрев заявление гражданки С.Р. Даминовой, ставившей вопрос о приобретении российского гражданства по рождению, установил, что С.Р. Даминова родилась в 1954 г. в Узбекской ССР, являлась гражданкой СССР, в настоящее время проживает на территории Российской Федерации. В июле 2003 г. родители С.Р. Даминовой оформили гражданство Российской Федерации в порядке признания по рождению.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. В момент обращения С.Р. Даминовой в органы внутренних дел*(113) с заявлением о признании ее гражданкой Российской Федерации по рождению и выдаче паспорта гражданина России основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации определялись Законом о гражданстве, вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 12 Закона о гражданстве, российское гражданство по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения, в частности, оба его родителя или его единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка), при этом ребенок, согласно ст. 3 Закона о гражданстве, - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших в день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица того или иного гражданства.

Буквальное толкование ст. 3 и подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом в постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П*(114).

Согласно ч. 2 ст. 13 старого Закона о гражданстве*(115), лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения следует, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, употребленное в ч. 2 ст. 13 старого Закона о гражданстве применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка, независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Выяснение же того, утратил ли российский гражданин гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению или приобрел гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств. В данном случае это возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и на суды общей юрисдикции, для которых правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в вопросе об утрате гражданином России российского гражданства обязательна.

Таким образом, положение подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению - в его конституционно-правовом смысле - распространяется и на лицо, оба родителя которого или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно было гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Во исполнение Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, в частности продиктованных Конвенцией о сокращении без гражданства, устанавливается, что "найденыш" - ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, - становится гражданином Российской Федерации, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Этот способ применяют многие граждане стран - участников СНГ, в основном гастарбайтеры, оставляя в детских домах своих детей после родов на территории России в период сезонных работ.

Их аргумент - неустроенность их собственной жизни. Главное для них в этом случае - родить ребенка так, чтобы государственные органы не знали о его происхождении (гражданской принадлежности родителей). В основном такие дети считаются "подкидышами". Однако, приобретая гражданство таким образом, родители ребенка обрекают его на сиротство. Ведь, как только появляются его истинные родители, в отношении гражданства ребенка после установления факта родственных связей может быть принято решение на основании ст. 22 Закона о гражданстве - об отмене решения по вопросу гражданства - либо вероятны действия по п. 3 ст. 19 Закона о гражданстве (добровольный выбор родителями гражданства своего ребенка), а "недобросовестные родители" могут быть привлечены к ответственности по ст. 125 Уголовного кодекса ("Оставление в опасности").

В случае если наличие гражданства Российской Федерации у ребенка не может быть удостоверено, в отношении его родителей необходимые сведения устанавливаются. После вынесения заключения о наличии у ребенка гражданства Российской Федерации ему оформляется свидетельство о рождении, а после наступления 14-летнего возраста - паспорт Российской Федерации

Если оба родителя (единственный родитель) были приняты в гражданство Российской Федерации без указания в заявлении сведений о приеме в гражданство детей (ребенка), в заключении о наличии гражданства Российской Федерации в отношении такого ребенка гражданство приобретается вслед за родителями.

 

Приобретение гражданства Российской Федерации
в порядке восстановления (по "праву крови")

 

Статья 15 Закона о гражданстве предусматривает такое основание, как приобретение иностранцами и лицами без гражданства российского гражданства в порядке восстановления. Что это такое?

Ответ на данный вопрос дает все то же постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П: иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации.

По сути, данный порядок не отличается от общего порядка получения гражданства, поэтому в настоящей работе он структурно отнесен к получению гражданства в общем порядке, за исключением того, что срок проживания лиц, ходатайствующих о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке восстановления, сокращается с пяти до трех лет.

Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, Закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

Однако и граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., могут восстановить свое российское гражданство.

Согласно ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве, наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у такого лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших в день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица гражданства.

Вопрос, касающийся признания гражданами Российской Федерации лиц, родившихся на территории Российской Федерации, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента своего рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Развивая данную правовую позицию, можно утверждать, что факт признания гражданства Российской Федерации по рождению родителей в силу принципа "права крови", действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка, независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только лицо добровольно не утратило этого гражданства по собственному свободному волеизъявлению, является достаточным для восстановления у обратившегося с ходатайством лица российского гражданства.

Выяснение же того, утратил ли российский гражданин гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению или по вынуждающим обстоятельствам и приобрел гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием ФМС России и соответствующими консульскими службами фактических обстоятельств.

Статья 13 Закона о гражданстве, устанавливающая общий порядок приема в гражданство Российской Федерации, определяет в качестве одного из необходимых условий приема в гражданство Российской Федерации наличие вида на жительство и проживание на территории Российской Федерации со дня получения этого документа до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве названо наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство.

Сам установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г. не отнесен законодателем к правообразующим юридическим основаниям получения российского гражданства в порядке восстановления. Поскольку Закон о гражданстве под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании, а Закон N 115-ФЗ устанавливает, что законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, положения ст. 13 и 14 Закона о гражданстве, закрепляющие требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР и прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, - регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Следовательно, лица, родившиеся позднее 30 декабря 1922 г. и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.

Из этого положения вытекает, что эти лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения, а значит, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства России в порядке восстановления только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует ст. 27 Конституции РФ, согласно которой гражданин России имеет право свободно выезжать за пределы России, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Восприятие должностными лицами того, что лицо может прекратить гражданство Российской Федерации, возникшее вследствие его рождения, без своего свободного волеизъявления, противоречит ст. 6 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".

Здесь необходимо обратить внимание на то, что документы, удостоверяющие личность, которые необходимо подавать в компетентные органы, обязательно должны быть действительными и ни в коем случае не просроченными. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании действительными до 1 января 2008 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 г. для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"*(116) с 1 января 2008 г. признаются недействительными паспорта гражданина СССР образца 1974 г., удостоверяющие личность:

а) иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., - для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц;

б) лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - для пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 75 "О признании действительными до 1 января 2009 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства"*(117), срок действия паспортов для вышеперечисленных категорий граждан продлен до 1 января 2009 г. (данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.).

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Закона о гражданстве документы, выданные в соответствии со старым Законом о гражданстве, сохраняют юридическую силу до сих пор, если они оформлены надлежащим образом и были действительными на 1 июля 2007 г.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.