Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Трудовая деятельность иностранцев



 

В настоящее время многие иностранцы приезжают в Россию на определенный промежуток времени исключительно в целях ведения трудовой деятельности без намерения в дальнейшем приобретать российское гражданство.

Статья 34 Конституции РФ закрепляет за иностранцами право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Оно предоставляет лицам из числа неграждан России право учреждать юридические лица и участвовать в них или действовать самостоятельно в качестве предпринимателя без образования юридического лица, вступать в договорные обязательства с третьими лицами, в том числе с российскими гражданами, приобретать и распоряжаться правами на движимое и недвижимое имущество.

Следует отметить, что ст. 35 Основного закона наделяет каждого правом иметь, владеть и распоряжаться собственностью. В то же время дословное толкование положения ст. 36 Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что из содержания конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства следует исключить право иметь в частной собственности землю. Однако иной правовой позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации.

Согласно п. 2.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"*(93), Земельный кодекс РФ*(94) (далее - ЗК РФ) устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации. Сама возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в ее взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Основного закона.

В то же время п. 3 ст. 15 ЗК РФ предусматривает, что лица, не имеющие российского гражданства, не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных особо установленных территориях России в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. от 7 июля 2003 г., 8 декабря 2003 г.)*(95) до установления Президентом РФ указанного в п. 3 ст. 15 ЗК РФ перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм от 7 июля 2003 г.)*(96) (далее - Закон о сельхозземлях) также предусматривает особое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Согласно норме, закрепленной в ст. 3 Закона о сельхозземлях, иностранные граждане и лица без гражданства могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В то же время ст. 3 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(97) (далее - Закон о КФХ) предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на создание фермерского хозяйства, которому земельный участок может быть передан в собственность (ст. 81 ЗК РФ и ст. 12 Закона о КФХ).

Таким образом, лица, не являющиеся российскими гражданами, могут на праве собственности владеть движимым и недвижимым имуществом, за исключением некоторых категорий земельных участков. Однако и для права собственности на земли сельскохозяйственного назначения существуют изъятия из общего правила, например членство в фермерском хозяйстве.

Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Основной нормативный правой акт, регламентирующий правовую сторону трудовых отношений, - Трудовой кодекс РФ*(98) (далее - ТК РФ). Он предусматривает, что к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации, применяются правила, установленные Трудовым кодексом РФ, с особенностями, предусмотренными федеральным и международным законодательством (ч. 11 ст. 11 ТК РФ). Следовательно, правоотношения в сфере трудовых обязательств дополнительно к Трудовому кодексу РФ регулируются Законом N 115-ФЗ и международными договорами и соглашениями, заключаемыми Россией с зарубежными государствами в отношении определенных категорий граждан.

Статьи 13, 14 Закона N 115-ФЗ предусматривают, что права иностранных граждан на трудоустройство могут быть ограничены, и закрепляют эти ограничения. Лица из числа неграждан России не имеют права работать на государственной и муниципальной службе, а также заниматься отдельными видами деятельности. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации. Уточняя нормы ст. 14 Закона N 115-ФЗ, российский законодатель запрещает иностранным гражданам также работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России*(99).

Кроме ограничений на занятие определенных должностей и занятие определенной деятельностью, законодатель ввел территориальное ограничение. Согласно ст. 13 Закона N 115-ФЗ, временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права трудоустраиваться за пределами субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание.

Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, Правительство Российской Федерации, учитывая особенности региональных экономических связей, имеет право устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации, а также иностранными гражданами, временно проживающими в Российской Федерации, вести трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу.

Так, согласно постановлению Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам или лицам без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)"*(100), иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, если:

а) дано направление в служебную командировку, при этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину;

б) постоянная работа осуществляется иностранцем в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, при этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

Иностранные граждане или лица без гражданства, временно проживающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на временное проживание, в случае:

а) направления в служебную командировку, при этом общая продолжительность трудовой деятельности данной категории иностранных граждан вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа осуществляется иностранцем в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором, при этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Кроме этого, следует учитывать положения п. 3 вышеуказанного постановления Правительства, согласно которому списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, вправе заниматься трудовой деятельностью вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено проживание, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения (Минсоцздравразвитие), по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах экономической деятельности, с учетом региональных особенностей рынка труда, потребности в привлечении иностранных работников и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сентября 2007 г. N 607 "Об установлении списков профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в Российской Федерации, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" (с изменениями от 31 января 2008 г.)*(101).

Так, согласно данному Приказу, иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие или проживающие в Российской Федерации, могут осуществлять свою трудовую деятельность, если:

а) обладают профессиями:

асфальтобетонщик, боцман, бутафор, водитель автомобиля, водитель дрезины, гример-пастижер, дневальный, дорожный рабочий, драпировщик, изолировщик, каменщик, костюмер, камбузник, матрос, матрос-водолаз, матрос драги, машинист автобетононасоса, машинист автогрейдера, машинист автогудронатора, машинист автокомпрессора, машинист автоямобура, машинист буровой установки, машинист бетоносмесительной установки, машинист бетоноукладчика, машинист бульдозера, машинист бурильно-крановой самоходной машины, машинист катка самоходного, машинист компрессорных установок, машинист копра, машинист крана автомобильного, машинист крана (крановщик), машинист маркировочной машины для разметки автодорог, машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ, машинист погрузочной машины, машинист растворонасоса, машинист смесителя асфальтобетона передвижного, машинист укладчика асфальтобетона, машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей, машинист экскаватора, машинист дизельпоезда, машинист железнодорожно-строительных машин, машинист локомотива на паромах, машинист мотовоза, машинист паровоза, машинист тепловоза, машинист тягового агрегата, машинист установок по обслуживанию подвижного состава, машинист электровоза, машинист электропоезда, машинист котельной установки, машинист помповой (докерман), механик по обслуживанию звуковой техники, механик по обслуживанию съемочной техники, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, монтер пути, моторист (машинист), моторист (машинист) рефрижераторных установок, осветитель, оператор специальных устройств земснарядов, пиротехник, подшкипер, помощник машиниста дизельпоезда, помощник машиниста паровоза, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, помощник машиниста электропоезда, помощник механика, проводник, проводник пассажирского вагона, проводник по сопровождению грузов и спецвагонов, проводник по сопровождению локомотивов, постовой (разъездной) рабочий судоходной обстановки, путевой рабочий тральной бригады, реквизитор, рабочий береговой, рулевой (кормщик), рыбак кефального хозяйства, рыбак прибрежного лова, фотограф, судовой электрик;

б) занимают должности служащих:

аккомпаниатор, артист, ансамбля песни и танца, балета, балета (солист), буффонадный клоун, ведущий концерта, артист - вокалист музыкальной комедии и эстрады, вокалист (солист), артист вспомогательного состава, драмы, камерно-инструментального и вокального ансамбля, артист кино, артист-конферансье, инспектор манежа (ведущий представление), каскадер, кинооператор, консультант по экономическим вопросам, корреспондент, корреспондент издательства, редакции газет и журналов, переводчик, постановщик трюков, спортсмен-инструктор, техник по наладке и испытаниям, тренер, экспедитор, экспедитор по перевозке грузов, а также руководители учреждений, организаций и предприятий, руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб), руководители функциональных и других подразделений и служб, руководители малых учреждений, организаций и предприятий.

Таким образом, содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в области права на труд ограничено по сравнению с российскими гражданами, с одной стороны, запретом занимать определенные должности, а с другой - по территориальному признаку.

3. Остановимся на общем порядке привлечения на работу мигрантов. Статья 13 Закона N 115-ФЗ предусматривает, что работодатель может нанимать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование таких работников.

Порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников установлен постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации"*(102).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников - это документ, подтверждающий право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в Российской Федерации. Данное разрешение выдается Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами (далее - орган миграционной службы) при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Исключение составляет разрешение на привлечение и использование иностранных работников в организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, которое выдается Федеральной миграционной службой при наличии заключения Министерства.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель либо уполномоченное им лицо (далее - заявитель) подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой, к которому прилагаются следующие документы:

а) для российского юридического лица - копии свидетельств о:

внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

б) для иностранного юридического лица - копии:

свидетельства о регистрации юридического лица;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;

свидетельства об открытии филиала и свидетельства о его аккредитации;

разрешения на открытие представительства и свидетельства о его аккредитации;

в) для индивидуального предпринимателя:

копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

При приеме документов проверяется полнота их представления и заполнения. Если не представлен какой-либо из вышеуказанных документов или неправильно заполнено заявление, документы возвращаются заявителю.

Оформленные на территории иностранного государства официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников, должны быть легализованы в консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление, проставляет на нем регистрационный номер и выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия.

Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимает орган миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и иных необходимых документов.

В случае если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой, при этом бланк разрешения на привлечение и использование иностранных работников является документом строгой отчетности.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников подписывает должностное лицо, уполномоченное руководителем органа миграционной службы, принявшим решение о выдаче этого разрешения, и заверяется печатью этого органа, и в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем. В случае отказа в выдаче данного разрешения мотивированный отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников направляется работодателю в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор о выполнении работ (оказании услуг), обязан в течение месяца направить в:

орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой;

государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) сведения о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров о выполнении работ (оказании услуг) по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.

В случае утраты разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель должен в 10-дневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче разрешения взамен утраченного с указанием обстоятельств его утраты, а также представить документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Представления других документов в этом случае не требуется.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю в течение 10 дней со дня подачи заявления выдается разрешение на привлечение и использование иностранных работников взамен утраченного.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель не:

обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

уведомил в трехдневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо о получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо о заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг), либо об аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

направил в трехдневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг), а также о досрочном расторжении договора;

уведомил в трехдневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится на основании решения органа миграционной службы с указанием вида нарушения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

подачи работодателем заявления;

ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

выявления представленных работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;

неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.

В свою очередь, иностранец должен иметь разрешение на работу. Такое разрешение выдается по правилам, прописанным в постановлении Правительства от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации".

Разрешение на работу выдается органом миграционной службы и является документом, подтверждающим право иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации.

Для получения разрешения на работу заявитель представляет в орган миграционной службы заявление, к которому прилагаются:

цветная фотография иностранного гражданина размером 30 х 40 мм;

копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу.

При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

При приеме заявления к рассмотрению должностное лицо органа миграционной службы проверяет правильность оформления представленных документов и их комплектность. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются на заявлении его подписью, заявление регистрируется, на нем проставляется регистрационный номер, а заявителю выдается копия его заявления с отметкой о дате его принятия.

Орган миграционной службы проводит проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на работу.

При этом выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.

Разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель, при этом он обязан представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него (работника) заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу.

В случае утраты разрешения на работу иностранный работник должен в десятидневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче ему дубликата разрешения на работу; к данному заявлению прикладывается цветная фотография на матовой фотобумаге размером 30 x 40 мм и документ об уплате госпошлины за выдачу разрешения на работу.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу иностранному гражданину в течение 10 дней со дня получения его заявления выдается под роспись разрешение на работу взамен утраченного.

При этом необходимо помнить, что иностранный гражданин, прибывающий в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и получивший разрешение на работу, обязан осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте (тех субъектах) Российской Федерации, который указан в разрешении на работу.

Однако этот порядок не распространяется на иностранных граждан:

а) постоянно проживающих в Российской Федерации (имеющих вид на жительство);

б) временно проживающих в Российской Федерации (имеющих разрешение на временное проживание). Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе работать вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание;

в) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

г) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

д) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

е) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, где они обучаются;

ж) осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр в 2014 г.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 2008 г.)*(103), иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских и Паралимпийских игр, имеющие олимпийские удостоверения личности и аккредитации, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.

Правительство Российской Федерации вправе установить ускоренный и упрощенный порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, заключившим трудовые или гражданско-правовые договоры с Оргкомитетом "Сочи 2014" и прибывшим на территорию Российской Федерации в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. Кроме этого, не взимается государственная пошлина за:

а) выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договоры с Оргкомитетом "Сочи 2014" и прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр;

б) продление срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой или гражданско-правовой договоры с Оргкомитетом "Сочи 2014" и прибывшего на территорию Российской Федерации в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр;

в) выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр иностранного гражданина, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с Оргкомитетом "Сочи 2014";

г) выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с Оргкомитетом "Сочи 2014" и прибывающему на территорию Российской Федерации в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.

4. Статья 41 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, тем самым Основной закон закрепляет, что российское государство принимает на себя обязанность по охране здоровья как собственных граждан, так и иностранцев, что выражается, например, в выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства, зарегистрированным по месту пребывания на территории Российской Федерации, полисов обязательного медицинского страхования (документа, гарантирующего право застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг) в объеме действующей программы обязательного медицинского страхования)*(104).

5. Содержание конституционно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, как указывалось выше, включает, кроме прав и свобод, обязанности.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Это означает, что обязанность по уплате налогов в Российской Федерации возлагается и на иностранцев, пребывающих в России и получающих доход. Согласно нормам налогового законодательства, статус налогового резидента или нерезидента зависит не от государственной принадлежности лица, а от времени его фактического пребывания в Российской Федерации (183 календарных дня в году).

Таким образом, на обязанность по уплате налогов не влияет государственная принадлежность лица, но на практике, во многом из-за низкой правовой культуры работников налоговых органов, налоговых агентов или самих налогоплательщиков, с иностранных граждан и лиц без гражданства взимается налог в размере 30 процентов от суммы дохода - налоговая ставка, установленная для нерезидента (п. 3 ст. 224 НК РФ), независимо от времени его пребывания на территории России, т.е. иностранца фактически приравнивают к нерезиденту. Представляется, что данная практика заслуживает осуждения и порицания и не должна применяться.

 

Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших
в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

 

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г. предусматривает, что граждане подписавших данное Соглашение государств независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств, подписавших настоящее Соглашение, без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях к названному Соглашению. Российской Федерацией данное Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 114-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан".

Следовательно, в соответствии с данным Соглашением граждане данных государств вправе въезжать в Российскую Федерацию без виз и оформления специальных приглашений, а также передвигаться по территории Российской Федерации, т.е. в безвизовом порядке. В основном это страны СНГ.

Граждане ближнего зарубежья и некоторых государств Азии и Европы, с которыми у России установлен безвизовый порядок пересечения границ, имеют право обратиться в территориальное управление Федеральной миграционной службы с заявлением о получении разрешения на работу. Сделать это они могут и через своего представителя по нотариально заверенной доверенности либо через организацию, пригласившую их на работу.

Кроме заявления и полномочий на представление интересов иностранца, в ФМС подаются следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве (общегражданский или заграничный паспорт либо паспорт моряка);

б) миграционная карта с отметкой Федеральной пограничной службы о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию или территориального управления ФМС о выдаче иностранному гражданину миграционной карты;

в) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу.

Территориальный орган ФМС обязан рассмотреть заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений. Если же квоты по каким-либо причинам своевременно не установлены Правительством РФ (на следующий календарный год), то решение о выдаче принимается без их учета.

Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу ФМС обязана выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Если разрешение на работу выдано иностранцу на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения разрешения представить в ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Следует отметить, что работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности труд иностранных граждан или лиц без гражданства, въезжающих в Россию без визы, может не получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу"*(105), работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключивший трудовой и (или) гражданско-правовой договоры с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения), о привлечении и об использовании для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее - иностранный гражданин).

Бланк уведомления заполняется разборчиво, от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений. В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном гражданине, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющем разрешение на работу, с которым работодатель и (или) заказчик работ (услуг) заключили трудовой и (или) гражданско-правовой договор.

Бланк уведомления представляется работодателем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи. При приеме уведомления уполномоченным должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы и (или) органа службы занятости населения проверяются правильность заполнения бланка уведомления и точность указанных в нем сведений, а также наличие документов, удостоверяющих личность и правомочия лица, представившего уведомление, проставляется отметка о приеме уведомления в отрывной части бланка уведомления. После приема заполненного бланка уведомления территориальным органом Федеральной миграционной службы или органом службы занятости населения. Отрывная часть бланка уведомления с отметкой возвращается уведомителю либо его законному представителю под роспись на бланке уведомления, остающемся на хранении в указанных органах.

В случае направления уведомления почтовым отправлением работник организации федеральной почтовой связи производит прием заполненных бланков уведомления от уведомителя либо его законного представителя и пересылает их письмами с объявленной ценностью и описью вложения в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения, а также в установленном порядке возвращает лицу, подавшему уведомление, отрывные части бланков уведомления с проставленной в них отметкой.

Для каждого из указанных адресатов работодатель оформляет два экземпляра бланка уведомления. Первый экземпляр (без отрывной части) направляется организацией федеральной почтовой связи соответствующему органу, а второй экземпляр (с отрывной частью) остается на хранении в течение одного года в организации федеральной почтовой связи и служит подтверждением выполнения обязанности по приему и направлению уведомления в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения.

Работодателю возвращаются две отрывные части бланков уведомления с проставленной в них отметкой под роспись на экземплярах бланков уведомления, остающихся на хранении в организации федеральной почтовой связи. По истечении срока хранения второй экземпляр бланка уведомления, хранящийся в организации федеральной почтовой связи, уничтожается.

Подтверждением выполнения работодателем обязанности уведомлять территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения служит наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке на отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.

Принятый от работодателя или его законного представителя либо полученный по почте бланк уведомления регистрируется принявшим его территориальным органом Федеральной миграционной службы и (или) органом службы занятости населения, хранится в этом органе в течение одного года и по истечении срока хранения уничтожается в установленном порядке.

Отрывные части первых экземпляров бланков уведомления с отметками хранятся у работодателя в течение одного года и по истечении срока хранения могут быть уничтожены.

Работникам, являющимся гражданами Республики Беларусь, следует помнить, что к ним не применяются те правила и ограничения, которые вытекают из ст. 13 и 13.1 Закона N 115-ФЗ. Так, белорусам, работающим на территории России, не требуется получать разрешение на работу. Это вытекает из решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4.

Кроме того, особым правовым статусом обладают иностранные граждане, работающие в представительствах и филиалах зарубежных организаций в Российской Федерации. Разъяснения по данному поводу даны в письме Минюста России от 9 марта 2000 г. N 1596-ЕС.

За нарушение порядка привлечения на работу иностранцев организация в соответствии со ст. 18.10 КоАП РФ должна быть оштрафована на сумму от 10 000 до 300 000 руб., а должностные лица, допустившие нарушения, - на сумму от 2 500 до 20 000 руб.

 

Отношение иностранных граждан к государственной
или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности

 

Статья 14 Закона N 115-ФЗ содержит нормативные предписания, которые запрещают иностранным гражданам и лицам без гражданства:

а) в соответствии с действующим Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" находиться на муниципальной службе. Однако, согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе), вступившему в силу с 1 июля 2007 г., иностранным гражданам разрешается работать на муниципальной службе на основе взаимности, за исключением выборных должностей: депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Муниципальная служба подразумевает профессиональную деятельность исключительно граждан Российской Федерации, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Данные ограничения вызваны взаимосвязью муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, в частности: единством основных квалификационных требований, предъявляемых к должностям муниципальной и государственной гражданской службы; единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы, а также требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих. Согласно ст. 10 Закона о муниципальной службе, муниципальным служащим признается российский гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;

б) находиться на государственной службе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", так как государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи);

в) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации.

В соответствии со ст. 56 Кодекса торгового мореплавания в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан России, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в России труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства.

Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами:

действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданным капитанами морских рыбных портов, входящих в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, или действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., с поправками к этой Конвенции 1995 г., при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных капитанами морских рыбных портов в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;

документом о морском или специальном образовании, подтверждающим возможность занятия соответствующей должности на судах рыбопромыслового флота, - при необходимости.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой должности; должны иметь документы, подтверждающие их пригодность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства на работу в качестве члена экипажа, при нахождении судна за пределами территории Российской Федерации, он должен иметь документ, подтверждающий пригодность к работе на море, соответствующий требованиям Конвенции Международной организации труда N 73 "Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков" и N 113 "Конвенция о медицинском осмотре рыбаков".

Иностранцы, принимаемые на работу на российское судно, должны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность:

действительные удостоверения личности моряка, предусмотренные Конвенцией Международной организацией труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков", выданные компетентными властями иностранных государств, - для работы на судах заграничного плавания;

действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков", или действительный национальный заграничный паспорт, или вид на жительство, признаваемый Российской Федерацией в качестве документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, - для работы на судах, не являющихся судами заграничного плавания;

г) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

д) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем объектов и организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755, иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу в:

организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

организации, в состав которых входят радиационно и ядерно опасные производства и объекты, где ведется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий. Статья 14 Закона N 115-ФЗ предусматривает, что иностранные граждане не имеют права занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также заниматься определенными видами деятельности. Представляется, что распространение на граждан Республики Беларусь данных ограничений незаконно, так как они противоречат принципу равенства при трудоустройстве, закрепленному в п. 1 ст. 7 Договора о равных правах. Однако на практике лиц с белорусским гражданством на государственную службу не принимают.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.