Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутреннее убранство средневекового жилища



есь уклад жизни Европы раннего средневековья не способствовал возникновению благоустроенного жилища, и понятие "мебель" в современном значении слова тогда еще не существовало.

Как правило, замки на заре средневековья обносились деревянной, но чаще каменной стеной, и на огороженном пространстве вперемежку с хозяйственными постройками ютились помещения и для дружины сеньора. Замок представлял собой тесную башню-донжон, с низкой сводчатой общей залой, с толстыми стенами, с узкими щелевидными окнами без стекол, полом из каменных плит. Единственный очаг помещался в центре залы, и дым из него уходил через отверстие, проделанное в крыше.

Только в XII-XIII вв., с опытом, накопленным столетиями, очаг переместился к стене. Он был снабжен колпаком, вытягивающим дым в широкую, не закрывающуюся трубу. Над огромными пылающими, как в костре, поленьями варилась пища и жарились огромные туши. К ночи слуги присыпали золой тлеющие угли, чтобы сохранить остатки тепла в жилище.

Кровати для сеньора и его семьи устраивались на высоких деревянных приступках в каменных нишах, представляющих собой маленькие тесные боковые помещения с задергивающимися занавесками, которые предохраняли спящих от ночного холода и сквозняков.

Во время трапезы обитатели жилища сидели на скамьях, на грубо обтесанных чурбанах или просто на опрокинутых ветвистых обрубках деревьев. По-видимому, эти самые обрубки и явились предшественниками широко распространившегося впоследствии трехногого стула.

Внутреннее убранство жилища феодала, сеньора или просто богатого горожанина приобретает более благоустроенный вид примерно к XIV веку в связи с ликвидацией феодальной раздробленности и укреплением городов, когда ремесленное производство стало развиваться ускоренными темпами. Например, около 1320 года, в Германии была изобретена двуручная пила. Это крупное для своего времени новшество давало возможность получать вместо толстых досок, тесанных из бревен, более тонкие, пиленые. К началу XV века почти все европейские замки были оснащены такими сундуками, которые по-прежнему являлись неотъемлемой частью обстановки. Конструкция их со временем совершенствовалась, и в течение одного столетия были выработаны все те приемы ящичной вязки, которые в дальнейшем легли в основу многочисленных и сложных мебельных форм. Простейшая ящичная вязка заключалась в том, что толстые прямоугольные доски, соединенные под прямым углом, сбивались деревянными гвоздями (нагелями). Крышка прикреплялась массивными, наложенными сверху, железными петлями. Но, например, в Германии, Франции и на севере Италии доски для прочности часто скреплялись металлическими накладками. Позже применялись более совершенные крепления: в досках делались вырезки, плотно входящие друг в друга, первоначально прямолинейные, т.е. на прямой шип, а затем с расширением к краю доски на так называемый "ласточкин хвост". Таким образом, первые жилища - замки господ - к этому времени имеют вполне цивилизованную обстановку. Необходимо отметить и тот факт, что в течение того же XV века в технике мебельного дела был сделан еще один решающий шаг. Получила повсеместное распространение система соединения досок, которая открыла мастерам неисчерпаемые возможности на сотни лет вперед. В основе любой столярной работы лежала рамочно-филеночная вязка, суть которой заключалась не только в значительной экономии материала и обеспечении его высокой прочности, но и в том, что эта новая конструкция противостояла влаге и ударам. Овладение рамочно-филеночной вязкой, наряду с изобретением пилы, стало в мебельном производстве поистине революционным открытием и создало условия для образования множества мебельных форм, которые постепенно заполняли жилища господ - шкафов, комодов, поставцов, бюро, секретеров и др. Начиная с XV века, можно достоверно представить довольно точную картину внутреннего вида богатого жилья итальянцев, французов, немцев со всеми национальными особенностями, именно благодаря документам, хранящимся в наших музеях. Постоянная борьба мировоззрений, развитие гуманизма, нового стиля в литературе и искусстве, стремление к познанию мира, утверждение силы человеческого разума и духовной красоты человека, а также наследие античного искусства - все это лежало в основе развития жилища человека и его обустройстве, сохраняя при этом национальные особенности жизни того или иного народа.

 

 

Еда крестьянина

Основу крестьянского рациона в тот период составляли злаки: хлеб, каши и лепешки. Наиболее характерными для меню того времени были ячмень, рожь и пшеница. Их часто сеяли и убирали вместе, чтобы затем получить суржу — муку для выпечки сероватого хлеба.

Для горных районов была характерна разновидность пшеницы, называемая полбой, а для южных районов — различные сорта проса.

В основном на стол подавали нечто среднее между рагу и супом с острой приправой и соусом на основе хлебного мякиша, кислого вина, лука, орехов, иногда с небольшим количеством перца или корицы, купленных буквально на вес золота у торговца пряностями (жареные блюда практически отсутствовали.). Крестьянская еда вообще изобиловала приправами (хотелось хоть как-то разнообразить меню) — в независимости от того, готовились ли злаки, рыба или мясо. Но в большинстве своем специи были, конечно, местные — чеснок, горчица, мята, петрушка, тимьян и др.

Супы и каши часто готовились из овса и конопляного семени, различных овощей (бобов, гороха, капусты) или дикорастущих плодов (каштанов, желудей). Для кормления животных злаки стали употреблять только в самом конце Средневековья (дело в том, что угроза голода тогда еще не совсем отступила, и кормить скот тем, что можно было есть самому, крестьянам и в голову не могло прийти).

Уже в конце XII века улучшение условий жизни и относительное повышение благосостояния позволили крестьянину питаться не только хлебом, лепешками и кашами. В меню крестьянина появились яйца и мясо домашней птицы (кур, каплунов, гусей). Из овечьего или коровьего молока стали готовить разнообразные твердые и мягкие сыры, иногда с добавлением трав.

Рыбу покупали — соленую или копченую (обычно селедку) — или ловили (часто тайком, водоемы ведь в большинстве своем принадлежали сеньорам). Некоторые овощи выращивали в небольшом садике за хижиной (кроме тех, что уже упоминались, это чечевица, фасоль, чеснок, репа, лук-порей и лук репчатый). Фруктами и орехами снабжали сад, луг и лес: яблоками, грушами, тутовником, терном, мушмулой, боярышником, рябиной, брусникой, черникой и другими. В общем, средневековый европейский крестьянин мог питаться практически всем, что росло у него в огороде и вокруг него.

Интересно, что когда в тексте упоминается неопределенный фрукт, то во Франции под ним подразумевается яблоко, а в Англии — груша.

Наконец, этот список дополняет мелкая дичь, добытая, как правило, незаконно, а также свиное мясо; свинью обычно закалывали в декабре (блюда из свинины традиционны для многих европейских рождественских меню, поскольку свинья символизировала плодородие и изобилие) и старались подольше питаться солониной.

Разумеется, описанное меню было характерно для зажиточных крестьян. Для большинства остальных все новые продукты служили лишь праздничным дополнением к кашам, лепешкам и хлебу.

Интересно отражение народного уклада жизни в мифологии, фольклоре и более поздней смеховой литературе. В XII веке крестьяне еще боялись неурожая зерновых. Хранить продукты было сложно, и земледельцы постоянно опасались голода (неурожаи и голодные годы реже, чем в XI или XIV веках, но все-таки случались). Поэтому мельник всегда предстает спекулянтом, скупердяем и предателем. Мясник же (чей продукт не нужно было хранить: он до времени спокойно бегал во дворе), наоборот, персонаж весьма привлекательный.

Главное место в народной литературе этого времени отведено теме умножения еды. Фольклорные и литературные источники полны рассказов о похищении еды, различных пирушках или чудесных превращениях материальных предметов в прекрасные яства. Так, в «Романе о Лисе» (одном из наиболее значительных литературных памятников Средневековья) основная причина проделок Ренара Лиса — это голод. Большинство его приключений начинаются с констатации полного отсутствия пищи:

«Было то время, когда заканчивается лето и начинается зима. С печальным разочарованием Ренар отметил, что все запасы истощены: дома больше не было никакой еды, ни одного су, чтобы купить что-нибудь съестное, не было ничего, что могло бы оживить силы. Тогда, подтачиваемый нуждой, он пустился в путь…».

Еда сеньора

Пища сеньоров, так же как и еда крестьян, зависела от их состоятельности и местности, где они жили.
Впрочем, не следует преувеличивать даже роскошь королевских пиршеств в данную эпоху. Она появится несколько позже. Самое раннее, исторически неопровержимое свидетельство о роскошном пиршестве короля Франции принадлежит Жуанвилю, повествующему о пире в честь Альфонса де Пуатье, брата Людовика Святого, устроенном в помещении крытого рынка в Сомюре в 1241 году. И если изобилие в еде уже стало «первой роскошью среди остальных», данный период все же еще нельзя назвать временем кулинарных изысков и снобизма в отношении еды.

Вместо злаков они питались в основном мясом — это главное отличие их меню от крестьянского рациона. Они не ели ни лепешек, ни каш, очень мало хлеба, зато мясные блюда присутствовали в изобилии. Прежде всего, дичь, ведь охота на нее являлась привилегией аристократии: олени, лани, косули, кабаны, зайцы, куропатки, перепела, фазаны; в некоторых областях — бакланы, тетерева, каменные бараны и даже медведи. Затем домашняя птица: гуси, каплуны, цыплята, голуби; а также павлины, лебеди, ржанки, журавли, цапли, выпи, подававшиеся во время праздников (утки считались практически несъедобными). Наконец, мясо с бойни, большей частью свиное. В пищу никогда не употребляли конину и вплоть до середины XIII века быков разводили только для работы на поле, а баранов — для стрижки шерсти.

Также на стол сеньора подавалось много рыбы. Ее ели свежей, если ловили в водоеме с пресной водой; или вяленой, соленой или копченой, если привозили с моря. При этом значительное предпочтение отдавалось свежей рыбе: лососю, угрю, миноге и щуке. Иногда баловали себя мясом некоторых китообразных (морских свиней, китов) и даже акул, ценившихся не столько за пресный вкус, сколько за редкость. Зато почти не ели моллюсков, кроме устриц, употреблявшихся вареными, и ракообразных. Жареная, вареная или приготовленная как начинка для пирога рыба, как и мясо, подавалась с соусом или фаршем, в состав которых входило множество пряностей и специй, выращенных в саду (лук, чеснок, петрушка, укроп, щавель, кервель), дикорастущих местных растений (тимьян, мята, майоран, розмарин, грибы) или привезенных с Востока (перец, корица, тмин, гвоздика). Основу всех приправ составляли чеснок, перец, мята и вино, смешанное с медом.

«Зелень» — овощи из своего сада — в скоромные дни не ели. Они предназначались для постов или более легких трапез. В обычные дни на стол подавали только мясо, иногда добавив к нему несколько листиков салата (самые любимые в те времена — латук и кресс-салат) или вареные фрукты (груши, персики, сливы). Большое место после всевозможных сыров (различали твердые и мягкие сорта, с ароматическими добавками и без них) отводилось десертам. Это выпечка (мучные лепешки, сладкие пироги, пирожки с начинкой, пряники) и конфеты из меда, миндаля и фруктового мармелада. Самые богатые могли позволить себе привозимый из Святой земли тростниковый сахар, а также новые изысканные фрукты.-абрикосы, дыни, финики, инжир.

 


Напитки и вино

Что касается напитков, то здесь социальная разница отражалась на качестве употребляемых продуктов, а не на их ассортименте. И дворяне, и простолюдины опьяняли себя одной и той же жидкостью: вином, лучшим напитком средневековой Европы.

Сидр считался недостойным напитком в доме человека с нормальным достатком, он оставался уделом самых бедных крестьян Западной Франции. Более распространена была грушовка, менее кислая по вкусу; в большинстве деревень ее разбавляли водой и называли детским напитком. Из некоторых дикорастущих плодов (тутовой ягоды, терна, орехов) готовили некрепкие, сильно ароматизированные вина, занимавшие, особенно у крестьян, место современных ликеров. Фруктовая водка была еще не известна, знали лишь зерновой спирт (в основном ячменный), но он чаще служил лекарством, нежели сопровождением трапезы. Наконец, перед сном пили настой из трав (вербены, мяты, розмарина) с добавлением пряностей или меда.

Но лучший напиток для всех случаев и для любого времени суток — это, конечно, вино. Считали, что оно является источником здоровья, приносит пользу для жизни человека и представляет собой дар природы, заслуживающий чуть ли не религиозного уважения. Поэтому виноград выращивали повсюду.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.