Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рождение ребенка в Риме



Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные на дверях. Отец поднимал младенца, которого кла­ли перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребенком. А он мог отвергнуть его, и тогда новорожденного выбрасывали. С этим жестоким обычаем боролись еще христианские писатели

Право выбросить ребенка, продать его или даже убить цели­ком принадлежало отцу; — «нет людей, которые обладали бы такой властью над своими детьми, какой обладаем мы».

Ребенка, которого «поднял» отец, купали, заворачивали в пе­ленки и укладывали в колыбель. На восьмой день девочке и мальчику на девятый нарекали имя; день этот был семейным праздником: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение, соответство­вавшее достатку родителей. Крохотное беспомощное существо было особенно легкой и привлекательной добычей для таинствен­ных злых сил, которые всегда начеку. Ничего не стоит сглазить ребенка: человек часто сам не знает, что у него злой глаз; есть ведь отцы, которым матери боятся показать их собственных детей. Золото отвращает всякое колдовство и ребенку дарят маленькие золотые вещички, которые служат ему одновременно и игрушками, и амулетами. Их нанизы­вают на цепочку или на шнурок и вешают через плечо или на шею.В старых и старозаветных римских семьях новорожденного кормила мать

Обычай брать для новорожденного кормилицу стал, однако, к концу республики очень распространенным; Кормилица часто оставалась в доме и после того, как ее пи­томец подрос. Она забавля­ет его, болтает с ним, рассказывает ему сказки. Эта рабыня или отпущенница, преданная, любящая, сроднившая­ся с ребенком, который вырос на ее руках, постепенно превра­щалась из служанки в своего человека, жившего радостями и печалями семьи. Нередко случалось, что няня переселялась в новую семью своей питомицы, когда та выходила замуж. Женс­кая и детская половины дома оставались тем местом, где она была помощницей, доверенным лицом и правой рукой своей мо­лодой госпожи, вместе с ней переживая радости и печали ее но­вой семейной жизни.

К мальчикам приставляли «педагога» — старого, почтенного раба или отпущенника, обычно грека, чтобы дети еще в раннем возрасте выучивались греческому языку.

Играли они в те же игры, в какие и сейчас играют дети по всему свету. Специально мальчишеской игрой было бросание камешков в цель и пускание их по воде «блином»; Мальчики играли в сол­дат, в гладиаторов, в цирковых возниц;

Семилетний возраст был поворотным пунктом в жизни мальчи­ка. Сестры его оставались с матерью и няней, он же «уходил из детства»: начинались годы учения, и первые шаги мальчик делал под руководством отца.

Когда мальчик надевал тогу взрослого — обычно 15—16 лет от роду, отец поручал его заботам кого-либо из крупных госу­дарственных людей, и для юноши начиналась «начальная школа форума». Юноша сопровождал своего наставника в сенат, присутствовал при обсуждении государственных вопросов часто первостепенной важности, слушал выступления первых ораторов своего времени, наблюдал за борьбой партий, «был зрителем, прежде чем стать участником»; в действии изучал он механизм государственной машины; вместе со своим руководителем шел он в суд, отправлялся в народное собрание, — «учился сражаться на поле сражения» . После этого практического введе­ния в политическую жизнь начиналась военная служба, и юноша или оставался в рядах армии, или же возвращался в Рим и начи­нал свою политическую карьеру.

Так проходило детство и юность человека сенаторского или всаднического сословия. А детство крестьянского сына или сына ремесленника?

Хуже жилось, конечно, городским ребятам, особенно если го­род, в котором они жили, был таким большим, разноплеменным и во многих отношениях нездоровым, как Рим. Пусть крестьян­скому мальчику приходилось иногда тяжело, и он уставал, но он работал на чистом воздухе; окружающая природа насыщала юную душу впечатлениями прекрасными и величавыми, и гроз­ными, и идиллически тихими. Городской ребенок их не знал: он рос в духоте маленькой каморки над мастерской отца или на ее задах, на грязной шумной улице. Он, конечно, тоже, как мог, помогал отцу в его работе и матери в ее хлопотах по дому, а свободные часы проводил на улице со своим сверстниками. Пробирались дети в цирк и в амфитеатр, увязывались за похо­ронной процессией, глазели на разные диковины, которые вы­ставлялись на всеобщее обозрение. На носорога или тигра сто­ило посмотреть. А возвращение из школы сопровождалось, ра­зумеется, шумной болтовней и веселыми забавами, не всегда, правда, невинными.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.