Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.
У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому:
1. В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.
2. Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел -- это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.
3. Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.
Все вышеописанное -- лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома. Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы; затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.
Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.
В Древней Греции с появлением ребенка на свет было связано много традиций. После рождения девочки входную дверь декорировали шерстяными нитками, с появлением мальчика - ветками оливы. В Спарте было принято купать новорожденных в ванне с вином, а в Афинах - в ванне с оливковым маслом. Отец имел право признать или не признать ребенка своим. После признания отцовства в семье устраивалось пиршество, во время которого происходил обряд вступления под защиту богов дома.
Каждый свободный человек в Афинах к началу 4 века до н.э. обладал навыками чтения и письма. Тогда же появляются первые школы. Воспитательный процесс включал в себя физическое, умственное воспитание и воспитание посредством музыкального искусства. Главный стимул в образовании того времени – состязания, которые проводились повсеместно и помогали достичь хороших результатов.
Мальчики должны были ходить на занятия к следующим преподавателям: педотрибу, грамматисту и кефаристу.
Педотриб готовил детей к будущим спортивным соревнованиям. Наиболее популярны были прыжки, бег, метание диска и копья. Дети прилагали максимальные усилия, потому что хотели одержать победу.
Физическое воспитание было очень важно с точки зрения подготовки к службе в армии, которая длилась 4 года. На службу поступали юноши в возрасте 18 лет. Отслужив год, призывник получал звание эфиба и направлялся в погранвойска
Музыкальное искусство преподавал кефарист. Название профессии происходит от наименования музыкального инструмента «кифара», другое более знакомое нам название – лира. Дети обучались играть на этих инструментах, а также принимали участие в хоровом и сольном пении.
Грамматисты преподавали детям письмо, чтение и элементарную арифметику. Вместо тетрадей использовались покрытые воском таблички из дерева. Острые палочки служили подобием ручки. Научившись грамоте, дети начинали изучать литературу того времени, включая произведения Эзопа и Гомера. Многое заучивали наизусть: божественные гимны, стихи Солона, Феогнида.
Греческие похороны
Для древних греков погребение умершего считалось священной обязанностью, не исполнение которой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали проклятия более страшного, как умереть не погребенным (άταφος) и римляне считали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах общества, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое достоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных преступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном положении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями, за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому что поглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие по морю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если бы труп его был прибит волнами к берегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать его земле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоценными вещами, найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязан был похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере, прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного на земле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.
Оставление без погребения павших на поле битвы ставилось в тяжкую вину полководцам, как это видно в известном деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам не смели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии для погребения убитых была, как известно, равносильна признанию себя побежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда после жарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и при свете факелов, забывши недавнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии.