В ходе обслуживания внешнеэкономической деятельности клиентов уполномоченные российские банки осуществляют валютный контроль за проведением резидентами и нерезидентами операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности, цель которого состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение действующего законодательства, нормативных актов ЦБР и Правительства РФ и не допустить отмывания «грязных денег» на территории нашей страны. Контроль за экспортом товаров введен в РФ с 1994 г.
Валютный контроль за экспортом и импортом товаров, работ, услуг и продуктов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основе Согла-
шения о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы РФ от 15 августа 2005 г. № 06-30/21, 01-48/9 и в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
В соответствии со ст. 19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
— получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
— возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:
1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных рас ходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объ ектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполно моченных банках;
3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий;
4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;
5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами терри-
тории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Иностранная валюта, зачисленная на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Контрольные вопросы
1. По каким направлениям подвергается проверке деятельность коммерческих банков, претендующих на получение валютной лицензии? Каковы условия получения внутренней, внешней лицензии?
2. Какие документы необходимо предоставить резиденту для открытия валютного счета? В чем разница между текущим и транзитным счетом?
3. При каких условиях уполномоченный банк может осуществить продажу части валютной выручки?
4. Для чего оформляется паспорт сделки, карточка учетно-банковского контроля?
5. Какие меры предусматривает ЦБ РФ для обеспечения возврата авансовых платежей по импорту в случае использования данного канала для незаконного перевода валютных средств за рубеж?
Задача 1. Рассчитать курсовую разницу при покупке валюты.
Данные для расчета. Хозяйствующий субъект приобрел 15 тыс. долл. США по курсу 26 руб. за 1 долл. Курс Центрального банка России на день покупки составлял 25,92 руб. за 1 долл.
Задача 2. Рассчитать сумму денежных средств в рублях, которая будет получена хозяйствующим субъектом от продажи части валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке.
Данные для расчета. Курс доллара США на биржевых торгах — 25,90 руб. за 1 долл. Курс bid, согласованный с банком при покупке долларов, — 25,85 руб. за 1 долл. Размер комиссионных банка и биржи при продаже долларов на бирже — 1,3%. Размер комиссионных банка при покупке долларов — 1,0%. Остальные данные приведены в табл. 1.
Таблица 1 Расчет дохода, полученного хозяйствующим субъектом от продажи части валютной выручки от экспорта на внутреннем валютном рынке
№ строки
Показатели
Величина показателя
Валютная выручка от экспорта товаров, поступившая на транзитный счет хозяйствующего субъекта, тыс. долл. США
Расходы на транспортировку, страхование и экспедирование груза, тыс. долл. США
Оплата экспортных таможенных процедур и пошлин, долл. США
Комиссионное вознаграждение посреднической организации, тыс. долл. США
Доля валютной выручки, подлежащей продаже на внутреннем валютном рынке
0,5
Сумма валюты, подлежащая продаже на внутреннем валютном рынке, тыс. долл. США
№ строки
Показатели
Величина показателя
Сумма валюты, продаваемая на бирже (минимальный размер одной сделки на торгах — 10 тыс. долл. США), тыс. долл. США
Сумма комиссионных банка и биржи, тыс. долл. США
Сумма, полученная от продажи валюты на бирже, тыс. руб.
Остаток валюты, подлежащей продаже на внутреннем валютном рынке, тыс. долл. США
Сумма комиссионных банка, тыс. долл. США
Сумма, полученная от продажи валюты банку, тыс. руб.
Общая сумма, полученная хозяйствующим субъектом от продажи части валютной выручки от экспорта на внутреннем валютном рынке и зачисленная на его расчетный счет, тыс. руб.
Сумма валюты, оставшейся на текущем валютном счете, тыс. долл.