Основным документом, на основании которого осуществляется валютный контроль за расчетами по внешнеторговым договорам (контрактам) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также по кредитным договорам — при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов, является паспорт сделки.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ЦБ РФ устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по вышеназванным валютным операциям.
Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидента.
Оформление паспорта сделки (ПС) распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования.
Паспорт сделки не оформляется при осуществлении валютных операций по контрактам или кредитным договорам, заключенным:
— между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
—нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
— нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;
— нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора), с учетом внесенных изменений и дополнений.
Резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке. В случае, если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации — для физического лица), выполняющем функции банка ПС.
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы.
1. Два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с Инструкцией ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И.
2. Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору).
3. Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации.
4. Иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», необходимые для оформления ПС.
Указанные документы представляются резидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями, установленными ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
ПС, представляемый в банк резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом — индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).
ПС, представляемый в банк резидентом — юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица — резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица — резидента.
Оформление паспорта сделки по внешнеторговому контракту осуществляется в виде Формы 1, по кредитному договору — в виде Формы 2 (см. приложение 4 к Инструкции ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И).
С подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого он был составлен; за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров (работ, услуг) по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке.
В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и заверяются печатью банка. Один экземпляр паспорта возвращается экспортеру вместе с оригиналом контракта, второй экземпляр остается в банке и служит основанием для открытия банком досье, в которое он и поме-
щается для хранения (досье хранится уполномоченным банком после окончания контракта не менее 5 лет). По усмотрению банка копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту. После подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций агента валютного контроля.
Банк отказывает в подписании ПС по следующим основаниям:
— несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), данным, указанным в ПС;
— оформление ПС с нарушениями требований, установленных Инструкцией ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И;
— непредставление резидентом в банк ПС обосновывающих документов, указанных в п. 3.5 Инструкции ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И.
В случае отказа в подписании ПС банк возвращает резиденту представленные им экземпляры ПС и обосновывающие документы в порядке, установленном банком, в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк.
В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы.
1. Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС.
2. Документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор).
3. Иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», не-
обходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном Инструкцией ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И.
4. Разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения.
Банк подписывает переоформленный ПС в установленном порядке, причем номер ПС, присвоенный при первичном оформлении, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в банке в неизменном виде до закрытия ПС и досье по паспорту сделки.
Банк закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях.
1. При представлении резидентом в банк письменно го заявления, составленного в соответствии с требованиями о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного до говора) на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк.
2. При представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также документов, подтверждающих этот факт (в срок, не превышающий 7 рабочих дней, с даты представления резидентом в банк заявления о закрытии ПС).
3. По истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), — в иных случаях.
Для перевода контракта (кредитного договора) из одного банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк-резидент представляет в банк письменное заявление
о переводе контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк.
В заявлении резидент указывает следующие сведения:
— дату заявления;
— полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес) резидента;
— реквизиты (дату, номер) контракта (кредитного договора), расчетное обслуживание которого будет в дальнейшем осуществляться уполномоченным банком, а также наименование уполномоченного банка, в который резидентом планируется перевести на расчетное обслуживание контракт (кредитный договор);
Заявление подписывается в установленном Инструкцией ЦБР № 117-И порядке, причем в случае перевода на расчетное обслуживание из одного банка в другой уполномоченный банк двух и более контрактов (кредитных договоров) резидент вправе представить в банк одно заявление с указанием в нем реквизитов соответствующих контрактов (кредитных договоров), а также реквизитов оформленных на их основании ПС. Банк проверяет соответствие содержащихся в заявлении сведений данным ПС, оформленного по указанному в заявлении контракту (кредитному договору), и в случае его надлежащего оформления помещает заявление в досье по паспорту сделки.
На основании заявления банк закрывает указанный в заявлении ПС в сроки, определяемые банком по согласованию с резидентом, но не позднее 3 рабочих дней с даты получения заявления банком.
На основании представленных резидентом документов банк формирует ведомость по установленной форме (см. Приложение 3 к Инструкции ЦБФ № 117-И) и одновременно с закрытием ПС распечатывает указанную ведомость на бумажном носителе в двух экземплярах, которые подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка. Оформление ведомости осуществляется в соответствии с информаци-
онным письмом ЦБР от 28 февраля 2007 г. № 35 «Обобщение практики применения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».
Один из экземпляров ведомости помещается банком в досье по паспорту сделки, второй экземпляр ведомости не позднее следующего рабочего дня после даты закрытия ПС передается банком резиденту. После передачи ведомости досье по паспорту сделки закрывается и сдается в архив банка.
Для оформления нового ПС по контракту (кредитному договору) в уполномоченном банке резидент не позднее 40 календарных дней, исчисляемых начиная с даты закрытия ПС в банке ПС, одновременно со всеми необходимыми документами представляет в уполномоченный банк ведомость. При этом в разделе 5 «Справочная информация» ПС резидент указывает номер и дату ПС, ранее оформленного по данному контракту (кредитному договору) в банке ПС.