Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подходы и структура и типы Культуры.



Многообразие подходов к трактовке культуры обуславливает отсутствие в современном отечественном правоведении общепризнанного понятия правовой культуры:

1. Идеальный подход (С.С. Алексеев). Правовая культура – это достигнутый обществом либо конкретным субъектом определённый уровень знания и понимания права. Правовая культура рассматривается здесь как положительный компонент правосознания, лежащий в основе правомерного поведения субъекта.

2. Деятельностный подход (Е.А. Лукашев). Правовая культура – это специфический способ человеческого бытия в сфере права. Правовая культура рассматривается как созданный людьми специфический способ социального управления, который заключается в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабильности в обществе.

3. Качественный подход (А.П. Семитко). Правовая культура – обусловленное социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, уровне правовой деятельности и правосознания субъектов.

4. Ценностный подход (В.П. Сальников). Правовая культура – совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности субъектов права.

5. Информационно – семиотический подход (позиция А.В. Полякова). Правовая культура – самоорганизующаяся система по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально значимую информацию.

При этом правовая культура состоит из: центрального ядра (базовые правовые ценности) и периферии (оппозиционные, второстепенные ценности).

Типы культур:

1. В синхронном плане:

западная;

восточная.

2. В диахронном плане:

античная;

средневековая;

модерн;

постмодерн.

3. Наличие письменности:

письменная;

бесписьменная.

4. На основе аксиологического (ценностного) критерия П.А. Сорокин выделял:

идеациональную культуру – это религиозная культура, в которой главной ценностью является Бог (характерен для Востока). Имеет два подвида ментальности:

1. Аскетический идеационализм – удовлетворение потребностей путём минимизации плотских потребностей или отказа от них.

2. Активный идеационализм – удовлетворение потребностей путём минимизации плотских потребностей или отказа от них, а также преобразование мира в направлении духовной реальности.

чувственная культура – реальностью считается то, что воспринимается органами чувств. Потребности и стремления физические (характерен для Запада). Три вида:

1. Активная чувственная культура – реализация потребности путём эффективного преобразования, реконструкции внешней среды.

2. Пассивная чувственная культура – паразитическая эксплуатация внешней реальности.

3. Циничная чувственная культура – смена типов культур в зависимости от того, какая больше из них приносит выгоду.

Право – инструмент подчинения и эксплуатации одной группы людей другой.

идеалистическая культура – синтез первых двух культур. Реальность здесь многогранна.

 

Право и мораль

Право и мораль тесно взаимосвязаны. Право и мораль, безусловно, родственные явления. Они представляют собой социальную ценность.

Моральная норма –правило, регулирующее внутренний, интимный мир человека через самообязывание. Эта норма не может быть кем-то авторитетно предписана субъекту, она устанавливается самим субъектом. Контролёр – собственная совесть.

Отличие морали от права – природа морали лишена элемента притязательности, то есть права требования. Мораль носит односторонний характер, право – двусторонний.

В русской философии права проблемы соотношения права и морали являлась одной из главных. Русское общество на протяжении многих веков формировалось как этикоцентристское, то есть такое, в котором вопросы морали занимали центральное место.

В современной научной литературе высказывается мнение о несомненном приоритете права над моралью, так как, во-первых, мораль бывает слишком разной, во-вторых, моральный путь есть самый верный путь к произволу и тирании (например, С.С. Алексеев).

Однако внешнее правовое поведение невозможно без внутреннего морального самоопределения в целях, задачах, методах и границах такого поведения.

Право связано с моралью, прежде всего, через обязанность. Без морального обоснования правовой обязанности право теряет свои коммуникативные возможности.

Существуют также нравы и обыкновения. Нравы – императивные правила внешнего поведения, сложившиеся в конкретном обществе. Обыкновения – повседневные конвенциальные, договорные, правила и стереотипы поведения, существующие в обществе.

 

Социальная норма– правило должно поведения, реализуемое в социальной практике.

Правовая норма –вид социальной нормы – общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и реализующееся в социальной практике.

Признаки правовой нормы:

1. Общезначимость. Указывает на её ценностную природу (легитимность). То есть норма интерпретируется обществом, как имеющая позитивную социальную значимость (ценность).

2. Общеобязательность. Обусловлена, прежде всего, её общезначимостью. Выражается в предоставительно-обязывающей структуре нормы. Обеспечивается мерами физического и психического принуждения.

3. Предоставительно-обязывающий характер.То есть норма содержит коррелятивно обусловленные права и обязанности. Любому правомочию всегда должна соответствовать правовая обязанность.

Правомочие – есть социально признанная мера возможного поведения субъекта. Обязанность – есть социально признанная мера должного поведения лица.

4. Функциональность.Правовая норма возможна только как действующая норма, порождая соответствующие правомочия и правообязанности. Правовая норма есть результат интерпретации всех правовых текстов, как первичных, непосредственно информационных, так и вторичных, возникающих в ходе социально-правовых практик.

Государственно организованные нормы права получают ряд дополнительных признаков: официальную текстуальную заданность, установленную юридическую силу, государственную защищенность.

Государственно-правовая норма – это общезначимое и общеобязательноеправило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер, вытекающее, прежде всего, из установленных (санкционированных) государством правовых текстов и реализуемое в социальной практике.

Признаками государственно-организованной правовой нормы являются:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.