Многообразие подходов к трактовке культуры обуславливает отсутствие в современном отечественном правоведении общепризнанного понятия правовой культуры:
1. Идеальный подход (С.С. Алексеев). Правовая культура – это достигнутый обществом либо конкретным субъектом определённый уровень знания и понимания права. Правовая культура рассматривается здесь как положительный компонент правосознания, лежащий в основе правомерного поведения субъекта.
2. Деятельностный подход (Е.А. Лукашев). Правовая культура – это специфический способ человеческого бытия в сфере права. Правовая культура рассматривается как созданный людьми специфический способ социального управления, который заключается в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабильности в обществе.
3. Качественный подход (А.П. Семитко). Правовая культура – обусловленное социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, уровне правовой деятельности и правосознания субъектов.
4. Ценностный подход (В.П. Сальников). Правовая культура – совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности субъектов права.
5. Информационно – семиотический подход (позиция А.В. Полякова). Правовая культура – самоорганизующаяся система по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально значимую информацию.
При этом правовая культура состоит из: центрального ядра (базовые правовые ценности) и периферии (оппозиционные, второстепенные ценности).
Типы культур:
1. В синхронном плане:
западная;
восточная.
2. В диахронном плане:
античная;
средневековая;
модерн;
постмодерн.
3. Наличие письменности:
письменная;
бесписьменная.
4. На основе аксиологического (ценностного) критерия П.А. Сорокин выделял:
идеациональную культуру – это религиозная культура, в которой главной ценностью является Бог (характерен для Востока). Имеет два подвида ментальности:
1. Аскетический идеационализм – удовлетворение потребностей путём минимизации плотских потребностей или отказа от них.
2. Активный идеационализм – удовлетворение потребностей путём минимизации плотских потребностей или отказа от них, а также преобразование мира в направлении духовной реальности.
чувственная культура – реальностью считается то, что воспринимается органами чувств. Потребности и стремления физические (характерен для Запада). Три вида:
1. Активная чувственная культура – реализация потребности путём эффективного преобразования, реконструкции внешней среды.
2. Пассивная чувственная культура – паразитическая эксплуатация внешней реальности.
3. Циничная чувственная культура – смена типов культур в зависимости от того, какая больше из них приносит выгоду.
Право – инструмент подчинения и эксплуатации одной группы людей другой.
идеалистическая культура – синтез первых двух культур. Реальность здесь многогранна.
Право и мораль
Право и мораль тесно взаимосвязаны. Право и мораль, безусловно, родственные явления. Они представляют собой социальную ценность.
Моральная норма –правило, регулирующее внутренний, интимный мир человека через самообязывание. Эта норма не может быть кем-то авторитетно предписана субъекту, она устанавливается самим субъектом. Контролёр – собственная совесть.
Отличие морали от права – природа морали лишена элемента притязательности, то есть права требования. Мораль носит односторонний характер, право – двусторонний.
В русской философии права проблемы соотношения права и морали являлась одной из главных. Русское общество на протяжении многих веков формировалось как этикоцентристское, то есть такое, в котором вопросы морали занимали центральное место.
В современной научной литературе высказывается мнение о несомненном приоритете права над моралью, так как, во-первых, мораль бывает слишком разной, во-вторых, моральный путь есть самый верный путь к произволу и тирании (например, С.С. Алексеев).
Однако внешнее правовое поведение невозможно без внутреннего морального самоопределения в целях, задачах, методах и границах такого поведения.
Право связано с моралью, прежде всего, через обязанность. Без морального обоснования правовой обязанности право теряет свои коммуникативные возможности.
Существуют также нравы и обыкновения. Нравы – императивные правила внешнего поведения, сложившиеся в конкретном обществе. Обыкновения – повседневные конвенциальные, договорные, правила и стереотипы поведения, существующие в обществе.
Социальная норма– правило должно поведения, реализуемое в социальной практике.
Правовая норма –вид социальной нормы – общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и реализующееся в социальной практике.
Признаки правовой нормы:
1. Общезначимость. Указывает на её ценностную природу (легитимность). То есть норма интерпретируется обществом, как имеющая позитивную социальную значимость (ценность).
2. Общеобязательность. Обусловлена, прежде всего, её общезначимостью. Выражается в предоставительно-обязывающей структуре нормы. Обеспечивается мерами физического и психического принуждения.
3. Предоставительно-обязывающий характер.То есть норма содержит коррелятивно обусловленные права и обязанности. Любому правомочию всегда должна соответствовать правовая обязанность.
Правомочие – есть социально признанная мера возможного поведения субъекта. Обязанность – есть социально признанная мера должного поведения лица.
4. Функциональность.Правовая норма возможна только как действующая норма, порождая соответствующие правомочия и правообязанности. Правовая норма есть результат интерпретации всех правовых текстов, как первичных, непосредственно информационных, так и вторичных, возникающих в ходе социально-правовых практик.
Государственно организованные нормы права получают ряд дополнительных признаков: официальную текстуальную заданность, установленную юридическую силу, государственную защищенность.
Государственно-правовая норма – это общезначимое и общеобязательноеправило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер, вытекающее, прежде всего, из установленных (санкционированных) государством правовых текстов и реализуемое в социальной практике.