Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коммуникативная концепция права



Представители:Э. Гуссерль, Н.Н. Алексеев, А.В. Поляков.

Онтологическая теория коммуникативного права (ОТКП) является одним из возможных вариантов интегрального правопонимания и настроена на диалог с другими опытами осмысления права.

Под коммуникацией автор понимает социальное взаимодействие, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей семиотическую (знаковую) форму.

Именно коммуникация (являясь синергичным феноменом) образует социальную реальность, представленную в объективно-субъективной плоскости. Субъект, находящийся в процессе коммуникации с другим субъектом, таким образом, ощущает социальное время и пространство, что позволяет ему реализовывать себя как социального субъекта.

Используемый в теории феноменологический метод (предложенный Э. Гуссерлем) позволяет автору объяснить, как и по средствам чего осуществляется беспрерывный процесс коммуникации, обеспечивающий существование социальной реальности и права. Во-первых, право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия. Во-вторых, данное взаимодействие является интерсубъективным, то есть существующим в границах жизненного мира субъектов, а также коммуникативным, опосредуемым правовыми текстами. В-третьих, правовые тексты опосредующие правовую коммуникацию, должны быть легитимированы (социально признаны) сознанием субъектов в границах их жизненного мира. В-четвёртых, участники такого взаимодействия обладают взаимообусловленными правами и обязанностями.

С позиции ОТКП, правопредставляет собой одновременно идею и реальный факт, нормы и правоотношения, индивидуальные эмоции и социальные ценности, текст и деятельность по интерпретации и реализации. Каждое из положений – необходимо, а вместе – достаточны, чтобы право, в контексте настоящей теории, обрело реальный смысл.

Таким образом, право предстаёт как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, содержанием которой являются правовые коммуникации. Из этих посылок автор делает вывод, что право – это основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путём реализации своих прав и обязанностей.

Правогенез

Правогенезэто процесс возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления, способного особым образом упорядочить отношения в человеческом обществе.

Впервые проблема правогенеза была поставлена и получила определённое разрешение в социологическом варианте правопонимания, представители которого исходили из социальной природы права, теоретически обосновали его догосударственное бытие.

Настоящий вопрос будет раскрыт в рамках ОТКП А.В. Полякова.

Так как право неразрывно связано с существованием человека и человеческого общества, то условиями его возникновения являются условиями антрополого-социальные.

Человек конструирует свою собственную природу по средствам социальных процессов коммуникации. Социальная сущность человека обнаруживает себя в таком явлении, как экстернализация (1), которая представляет собой процесс непрерывного проявления внутреннего «Я» во внешнем мире. Результатом экстернализации в рамках коммуникации становятся действия. И те из них, которые наилучшим образом достигают социально значимой цели, повторяются и становятся образцом поведения. Всё это приводит к хабитулизации (2) – то есть к опривычиванию к социально значимым действиям субъектов.

За опривычиванием действий следует их взаимная типизация (3), то есть отнесения хабитулизированного поведения к определенному типу. Эти процессы позволяют предвидеть действия Другого, которые становятся таким образом предсказуемыми.

Взаимно типизированные опривыченные действия субъектов являются социальными институтами, которые также типизируются. Становление социальных институтов – институционализация (4) – является следующим этапом в процессе становления права.

Но теперь эти институты должны быть социально оправданы для того чтобы они «работали» в процессе коммуникации – что становится следующим этапом правогенеза – этапом легитимации (5).При этом сформировавшиеся институты воспринимаются независимо от тех индивидов, которым довелось их воплощать в данный момент. То есть они воспринимаются как обладающие своей собственной объективной реальностью. Это называется процессом объективации (6).

Экстернализация и объективация являются двумя моментами непрерывного диалектического процесса правогенеза. Третий момент этого процесса – интернализация (7), посредством которой объективированный социальный мир переводится в сознание индивидуумов в ходе социализации (то есть из внешнего мира во внутреннее сознание).

Всё это приводит к тому, что в социуме настаёт социальный порядок (появляется право), который обеспечивает стабильное существование общества.

Условиями правогенеза являются формирующиеся у индивидуумов способности: понимать смысл норм (онтологический момент), признавать их (аксиологический момент) и действовать в соответствии с ними (праксиологический момент)

 

Политогенез

Политогенез– процесс возникновения, происхождения и становления государства как специфического социального явления.

Существует множество концепций по-разному объясняющих процесс происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, органическая концепция, теория общественного договора, концепция насилия, марксистская концепция и т.д.

Мифологическая теория – сверхъестественный (божественный) источник происхождения государства. Государство создавалось по велению Божьему (Фома Аквинский).

Патриархальная концепция происхождения права – общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства (Конфуций).

Органическая теория – представление об обществе и государстве как о живом организме и об их органическом происхождении (источник, например, «Ригведа»; Г. Пухта, К. Савиньи).

Теория общественного договора – человек по своей природе агрессор, и чтобы спасти себя от бесконечных воин люди заключают друг с другом договор. Таким образом, государство появилось на основании заключённого между людьми договора (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Кант).

Концепция насилия – появление государства связывают с актом насилия (внутреннего или внешнего) (Л. Гумплович, Е. Дюринг).

Психологическая теория – истоки государства представители данного подхода (Т. Тард, Н. Коркунов) усматривают в психике человека.

Марксистская концепция – появление государства есть результат классовых противоречий и появления частной собственности (К. Маркс, Ф. Энгельс).

ОТКП – переход от присваивающей экономики к производящей, что обусловило появление крестьянской общины, основанной на территориальном принципе, и разрушение родовой. Как результат, смена натурального хозяйства на товарно-обменное и т.д. (А.В. Поляков).

 

Понятие права

Юснатурализм. Право – это естественный закон (универсум (всеобщая природная закономерность); воля Бога; естественные права и свободы; нравственный критерий относительно позитивного права – идеальное право).

Этатизм. Право – принудительный государственный порядок должного поведения (закон).

Социологический тип понимания права.Право – это система социальных отношений (правоотношений).

Психологический подход. Право – явление индивидуальной психики, имеющее право (представительно) - обязывающую структуру.

Интегральный тип правопонимания (ОТКП). Право – самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, содержанием которой являются правовые коммуникации. Право – это основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путём реализации своих прав и обязанностей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.