Онтологическая теория коммуникативного права (ОТКП) является одним из возможных вариантов интегрального правопонимания и настроена на диалог с другими опытами осмысления права.
Под коммуникацией автор понимает социальное взаимодействие, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей семиотическую (знаковую) форму.
Именно коммуникация (являясь синергичным феноменом) образует социальную реальность, представленную в объективно-субъективной плоскости. Субъект, находящийся в процессе коммуникации с другим субъектом, таким образом, ощущает социальное время и пространство, что позволяет ему реализовывать себя как социального субъекта.
Используемый в теории феноменологический метод (предложенный Э. Гуссерлем) позволяет автору объяснить, как и по средствам чего осуществляется беспрерывный процесс коммуникации, обеспечивающий существование социальной реальности и права. Во-первых, право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия. Во-вторых, данное взаимодействие является интерсубъективным, то есть существующим в границах жизненного мира субъектов, а также коммуникативным, опосредуемым правовыми текстами. В-третьих, правовые тексты опосредующие правовую коммуникацию, должны быть легитимированы (социально признаны) сознанием субъектов в границах их жизненного мира. В-четвёртых, участники такого взаимодействия обладают взаимообусловленными правами и обязанностями.
С позиции ОТКП, правопредставляет собой одновременно идею и реальный факт, нормы и правоотношения, индивидуальные эмоции и социальные ценности, текст и деятельность по интерпретации и реализации. Каждое из положений – необходимо, а вместе – достаточны, чтобы право, в контексте настоящей теории, обрело реальный смысл.
Таким образом, право предстаёт как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, содержанием которой являются правовые коммуникации. Из этих посылок автор делает вывод, что право – это основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путём реализации своих прав и обязанностей.
Правогенез
Правогенез– это процесс возникновения права, его происхождения и становления как специфического социального явления, способного особым образом упорядочить отношения в человеческом обществе.
Впервые проблема правогенеза была поставлена и получила определённое разрешение в социологическом варианте правопонимания, представители которого исходили из социальной природы права, теоретически обосновали его догосударственное бытие.
Настоящий вопрос будет раскрыт в рамках ОТКП А.В. Полякова.
Так как право неразрывно связано с существованием человека и человеческого общества, то условиями его возникновения являются условиями антрополого-социальные.
Человек конструирует свою собственную природу по средствам социальных процессов коммуникации. Социальная сущность человека обнаруживает себя в таком явлении, как экстернализация (1), которая представляет собой процесс непрерывного проявления внутреннего «Я» во внешнем мире. Результатом экстернализации в рамках коммуникации становятся действия. И те из них, которые наилучшим образом достигают социально значимой цели, повторяются и становятся образцом поведения. Всё это приводит к хабитулизации (2) – то есть к опривычиванию к социально значимым действиям субъектов.
За опривычиванием действий следует их взаимная типизация (3), то есть отнесения хабитулизированного поведения к определенному типу. Эти процессы позволяют предвидеть действия Другого, которые становятся таким образом предсказуемыми.
Взаимно типизированные опривыченные действия субъектов являются социальными институтами, которые также типизируются. Становление социальных институтов – институционализация (4) – является следующим этапом в процессе становления права.
Но теперь эти институты должны быть социально оправданы для того чтобы они «работали» в процессе коммуникации – что становится следующим этапом правогенеза – этапом легитимации (5).При этом сформировавшиеся институты воспринимаются независимо от тех индивидов, которым довелось их воплощать в данный момент. То есть они воспринимаются как обладающие своей собственной объективной реальностью. Это называется процессом объективации (6).
Экстернализация и объективация являются двумя моментами непрерывного диалектического процесса правогенеза. Третий момент этого процесса – интернализация (7), посредством которой объективированный социальный мир переводится в сознание индивидуумов в ходе социализации (то есть из внешнего мира во внутреннее сознание).
Всё это приводит к тому, что в социуме настаёт социальный порядок (появляется право), который обеспечивает стабильное существование общества.
Условиями правогенеза являются формирующиеся у индивидуумов способности: понимать смысл норм (онтологический момент), признавать их (аксиологический момент) и действовать в соответствии с ними (праксиологический момент)
Политогенез
Политогенез– процесс возникновения, происхождения и становления государства как специфического социального явления.
Существует множество концепций по-разному объясняющих процесс происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, органическая концепция, теория общественного договора, концепция насилия, марксистская концепция и т.д.
Мифологическая теория – сверхъестественный (божественный) источник происхождения государства. Государство создавалось по велению Божьему (Фома Аквинский).
Патриархальная концепция происхождения права – общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства (Конфуций).
Органическая теория – представление об обществе и государстве как о живом организме и об их органическом происхождении (источник, например, «Ригведа»; Г. Пухта, К. Савиньи).
Теория общественного договора – человек по своей природе агрессор, и чтобы спасти себя от бесконечных воин люди заключают друг с другом договор. Таким образом, государство появилось на основании заключённого между людьми договора (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Кант).
Концепция насилия – появление государства связывают с актом насилия (внутреннего или внешнего) (Л. Гумплович, Е. Дюринг).
Психологическая теория – истоки государства представители данного подхода (Т. Тард, Н. Коркунов) усматривают в психике человека.
Марксистская концепция – появление государства есть результат классовых противоречий и появления частной собственности (К. Маркс, Ф. Энгельс).
ОТКП – переход от присваивающей экономики к производящей, что обусловило появление крестьянской общины, основанной на территориальном принципе, и разрушение родовой. Как результат, смена натурального хозяйства на товарно-обменное и т.д. (А.В. Поляков).
Понятие права
Юснатурализм. Право – это естественный закон (универсум (всеобщая природная закономерность); воля Бога; естественные права и свободы; нравственный критерий относительно позитивного права – идеальное право).
Этатизм. Право – принудительный государственный порядок должного поведения (закон).
Социологический тип понимания права.Право – это система социальных отношений (правоотношений).
Психологический подход. Право – явление индивидуальной психики, имеющее право (представительно) - обязывающую структуру.
Интегральный тип правопонимания (ОТКП). Право – самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, содержанием которой являются правовые коммуникации. Право – это основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путём реализации своих прав и обязанностей.