Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический тип правопонимания



Этатистский тип правопонимания

Представители: Д. Остин, И. Бентам, Ш. Амос, Г. Кельзен, Г. Шершеневич, В. Катков.

С фр. Etat – государство. Нерсесянц В.С. называет этот тип легистским (лат. lex – закон) или позитивистским. В этом обозначении есть определённый этимологический смысл, так как развитие этого типа понимания права происходило на основе методологии научного позитивизма –философского направления, возникшего в 30-е годы XIX в. Его основатель – фр. мыслитель О. Конт, который считал вслед за И. Кантом, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому наука не должна заниматься раскрытием причин явлений, а должна лишь описывать и систематизировать эти явления. Позитивизм призывает оперировать только знаниями, которые могут быть проверены эмпирическим (опытным, практическим) путём.

Однако корни этатизма уходят гораздо глубже в историю. Его истоки можно найти в античной правовой культуре.

Согласно этому подходу право всегда является созданием государства или им опосредуется для того, чтобы получить правовые свойства и стать именно правом. Таким образом, право здесь – это совокупность норм (правил поведения), установленных государством или санкционированных государством в форме закона. «Право есть приказ верховной политической власти», - писал Ш. Амос. Так, Д. Остин характеризовал право как «агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном», и подчёркивал: «всякое право есть команда, приказ». С этой точки зрения всё, что приказывает власть, есть право. Принудительность права является исходным правообразующим и правоопределяющим фактором – силовым (насильственным) первоисточником права. Естественное право в понимании этатистов является «словесной фикцией, метафорой, а неотчуждаемые права человека – химера воображения» (И. Бентам).

Представители этого подхода считают, что право может существовать только в государстве (так отождествляют его с законом), как и существование государства мыслится только при наличии права.

Таким образом, в рамках этатизма впервые получил обстоятельную разработку нормативный аспект бытия права, однако норма права была неправомерно отождествлена с законодательным текстом.

 

Социологический тип правопонимания

Представители: К. Савиньи, Э. Дюркгейм, Е. Эрлих, М. Ковалевский, М. Коркунов.

Социологический подход формируется на закате классического типа научной рациональности – во второй половине XIX в. Для него характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимого от государства. Так, Э. Дюркгейм, выдающийся социолог и юрист, писал: «Право вырабатывается в глубинах общества, а законодатель лишь освящает процесс, который совершился без него…»

Право, с позиций этого подхода, возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения, постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание и отражается в законах, а часть – остаётся неофициальными социальными регуляторами. Право здесь – это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в законах. Именно с этих позиций Е. Эрлих давал определение права – «это те правила поведения, нормы, которые сложились в самих ассоциациях, выступают регуляторами поведения людей в их взаимоотношениях».

Социологический подход, в противоположность этатизму уделял большое внимание проблеме действия права в обществе, свёл право к системе правовых отношений, не увидев за ними их участников – обладающих сознанием правовых субъектов.

 

Психологический тип правопонимания

Представители: Ф. Гиддинг, Т. Тард, Л. Петражицкий.

Психологический тип понимания права сформировался в начале XX в. и не потерял своей актуальности и сегодня. Одним из основоположников настоящей концепции явился Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.), идеи которого получили признание не только в России, но и в других странах. Право, по Петражицкому, это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики – особые эмоции, обладающие специфическими признаками. И их отличие от других эмоций Петражицкий видел в двухстороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными (предоставительно-обязывающими), в отличие от императивных моральных эмоций, которые предписывают определённое поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать её безусловного исполнения.

В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого научно корректные выводы. Право фактически сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и, тем самым, непомерно расширялась сама сфера правового. Правовой характер приобретали не только, например, правили карточной игры, правила поведения за обеденным столом, внутрисемейные отношения, но и воровские правила и даже воображаемый договор человека с дьяволом о продажи души. Такое право Петражицкий именовал неофициальным. Право, имеющее официальную поддержку от государства – право высшего сорта – получало статус права официального.

Петражицкий указывал на природу атрибутивной стороны права, которая заставляет расценивать неисполнение должного как нанесение вреда, ущерба, как агрессивное действие. Поэтому носитель права не просит и не убеждает, а требует исполнения помимо воли обязанного. В противном случае он жаждет наказания нарушителя и обращается за помощью к сородичам, друзьям, соседям. Отсюда, по Петражицкому, вытекает потребность в существовании высшей власти, которая бы имела в своём распоряжении достаточную силу, чтобы доставить удовлетворение атрибутивной стороне и эвентуально (помимо этого) наказать нарушителя. Такую силу создаёт и отдаёт на служение праву развитие правовой психики социально-служебной власти» в лице государства. Не государство, по Петражицкому, создаёт право, а наоборот, развитие права порождает государство. Право выступает необходимой предпосылкой его возникновения, а государство является формой его защиты. В этом моменте понимания основной функции государства Петражицкий солидаризировался с либеральной концепцией юснатурализма, как она сформулирована, например, в теории общественного договора, хотя, конечно, он не сводил всё право к индивидуальным правам и свободам.

При всех достоинствах концепции, нельзя не отметить и её недостатков. Во-первых, представленный подход достаточно субъективен. Психология, безусловно, является важным фактором в рождении и развитии права, но не единственным. Почему-то осталась в тени объективная сторона проблемы. Разве право – это явление исключительно субъективное, развивающееся спонтанно и незакономерно? Непонятным остаётся то, почему авторы так упорно делают акцент на психологический и социальный аспект правогенеза, совсем игнорируя позитивный? Во-вторых, нельзя согласиться с тем тезисом, что любое социальное отношение, имеющее императивно-атрибутивную структуру является правовым (например, анализ «правоотношений» в криминальной среде показывает отсутствие последнего).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.