Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценность заработанного и приобретенного собственным трудом



Наше рассмотрение мы начинаем с правила предпочтения, ставшего определяющим для морали современного мира. Оно гласит: нравственно ценными являются только те качества, поступки и т. д., которые человек как индивидуум выработал в себе собственными силами и собственным трудом. Отсюда следует, что нет и не может быть каких-то особых, изначально ценных с нравственной точки зрения «задатков» — например, у Канта «природная одаренность» прямо противопоставляется нравственно ценному; что нет

Если где-то когда-то какие-нибудь социальные круги не от хорошей жизни станут прибежищем „буржуазного" духа, но охотно „сделают из нужды добродетель", а потом добьются уважения и влияния в обществе, так что эта братия, в конце концов, сообща начнет „задавать тон", то последствия не замедлят сказаться: ее образ мыслей будет объявлен общезначимым и заслуживающим самых высоких похвал. Ее дух станет всеобщим духом. Именно это со всей очевидностью и произошло во Флоренции, которая уже в XV веке была в буквальном смысле поражена буржуазностью, в то время как другие города (например, Венеция) еще долго сохраняли свой прежний аристократический облик».

Из книги Вернера Зомбарта «Буржуа» (Sombart W. Bourgeois. München; Leipzig, 1913, II. Buch. 27. Kap. S. 439).

Меткие характеристики, даваемые Зомбартом современной буржуазной морали (см. в особенности 2-й и 3-й разделы второй книги), в различных формах подтверждают выдвинутый нами тезис, что она является результатом постепенной и незаметной ценностной фальсификации христианских понятий о нравственности и добродетели и их истолкования как оценок человеческих качеств и поступков, способствующих процветанию буржуазного «гешефта» (при сохранении старого почтенного имени и христианского пафоса!). То, что Ведекинд говорит о «грехе», во многих отношениях верно и по отношению к оценкам, основанным на современных мнимых ценностях: грех — «мифологическое название для плохого гешефта».


 

==151

 


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

никаких особых «даров милостью Божией», virtutes infüsae134 и призваний, благодаря которым один человек мог бы превосходить другого; что не существует ни «наследственно-хорошего», ни того, что называется «наследственной виной», — как в христианско-церковном смысле, так и в любом другом! «Наследственно-хорошее» и «наследственная вина» — это (если верно данное выше определение) contradictiones in adjecto135. Ни в античном мире, ни в христианстве нравственная ценность и значимость жизни не отделялись от внутренних взаимосвязей с универсумом, от биологического происхождения, от истории и, наконец, от Бога и не были основаны лишь на собственной, обособленной и ограниченной силе индивидуума.

Глубинным основанием такой оценки является совершенно новая установка в ценностном познании. Если я вижу человека, от природы обладающего силой воли и прилежанием, которые другой еще должен в себе упорно вырабатывать, то я — пока у меня установка на то, чтобы видеть и чувствовать сами ценности — предпочту первого второму. Я благодарно и с радостью приму тот факт, что у первого уже есть то, что второму еще надо приобрести, ибо он ближе стоит к идеалу совершенства. Откуда это у него — другой вопрос! Главное, что человек с более высокими нравственными задатками собственными усилиями в деятельности по достижению жизненных целей способен добиться большего, чем другие. Но такой «способности видеть», не испытывая зависти, «желая добра» тому, кто богаче по «натуре», или у кого, с религиозной точки зрения, «дар Божий», противостоит другое отношение, а именно: для более бедной и низкой натуры невыно-


 

==152

МАКС ШЕЛЕР

сима дистанция, изначально отделяющая ее от более высокой натуры, — сравнивая себя с ней, она страдает'. Тогда в соответствии с описанным выше процессом формирования ресентимента возникает стремление отрицать ценность этого превосходства как ценность нравственную — и ее приписывают «труду», в результате которого всякий раз якобы и возрастает нравственный уровень (независимо от ценности исходного и конечного уровней). Если раньше внимание обращали на проявленные ценностные качества, то теперь оно переключается на субъективный «труд», в результате чего возникает аксиома: «Нравственно ценно только то, что может и умеет каждый — даже с. самыми дурными задатками». Люди предстают теперь «равными» в их нравственной ценности и в одаренности нравственными силами — причем таким образом, что в качестве общезначимой меры их «равенства» устанавливается то, что по природе своей является в нравственном отношении самым низким. С одной стороны, новый принцип оценки лишает более высокую и богатую «натуру» всех привилегий и прав на том основании, что она-де, несмотря на свой дар, «ничего не умеет», а ее прирожденные способности, с точки зрения общественной морали, ровно ничего не стоят. С другой стороны, за счет этого повышается самооценка человека, не имеющего в нравственном мире, так сказать, «ни кола, ни двора», нравственного «пролетария». Ибо то, что было для него так невыносимо, — превосходство «благородной натуры», — не имеет уже никакой ценности. Зато теперь в ореоле высшей ценности предстают мозоли и пот его нравственного «труда»! Так, путем переоценки ценностей те, кого природа обделила,


 

==153

 


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

утоляют свою тайную жажду мести по отношению к более одаренным натурам».

Мотив, приведший к этой переоценке ценностей, не имеет ничего общего с предположением, что нравственные ценности в отличие от других ценностей, например эстетических, должны базироваться на свободных актах"136. Об этом свидетельствует тот факт, что аналогичный сдвиг происходит и во вненравственных ценностных сферах — в правовой и хозяйственной жизни. Теоретики государства и экономики Англии, сначала Джон Локк137, а затем Адам Смит и Давид Рикардо138, в своих теориях стоимости и собственности лишь придали словесную и понятийную форму фактической тенденции современного

1 Φ. Лео, говоря о Марке Порции Катоне, этом античном «буржуа» (в смысле В. Зомбарта), человеке, во многих отношениях подверженном влиянию ресентимента, делает вывод, что его морализм вырос из чувства отчужденности от древней римской знати, к которой Катон не принадлежал. См. его труд «О земледелии». (Лео Ф. История римской литературы (Leo F. Geschichte der römischen Literatur. I. Berlin, 1913)).

ц Мы далеки от того, чтобы соглашаться с мнением Гербарта, будто нравственное порицание и нравственное поощрение «одинаково однозначно» подпадают под понятие строго детерминированного волевого акта, и поэтому якобы не существует никакого сущностного различия между нравственными и эстетическими ценностями. Хотя мы тоже считаем, что нравственная ценность может быть основана лишь на «свободном» акте, это еще не предполагает того, что «свободный» в своей внутренней сущности акт (то есть акт, который, хотя и следует собственной закономерности, однако, не детерминирован законами мотивации) должен обязательно испытать воздействие со стороны самого совершающего его индивида, чтобы стать релевантным в отношении своей нравственной ценности или не-ценности. Причина совершения «свободного акта» может корениться и вне индивида — в традиции или наследии. См. «Формализм в этике и материальная этика ценностей». Часть II.


 

==154

 


МАКС ШЕЛЕР


 

ценностного сознания. Согласно их взглядам, право собственности происходит из трудовой обработки вещей, а не из захвата или чего-то еще. Ясно, что этот новый масштаб ведет к радикальной критике существующего порядка собственности, поскольку право собственности исторически восходит к захвату, войне ι, дарению, к праву первородства и т. д. Все наследственное право, базирующееся на этих предпосылках, становится в принципе уязвимым, раз его нельзя представить как чисто техническое средство распределения вещей, наиболее целесообразное с точки зрения плодотворного труда над ними. Но если несомненно, что любое конкретное нравственное действие совершается в границах нравственного бытия, то несомненно и то, что труд над вещами я/?е(?полагает собственность на них, а трудовые задачи, организация, техника и формы труда изменяются в зависимости от порядков собственности".

Разве не очевидно, что в основе этой «теории» лежит зависть трудящихся классов'к тем группам, которые получили собственность не ценой труда, что как раз поэтому их право собственности и объявляется либо принципиально иллюзорным, либо всего лишь результатом насилия, так что лишить их его — якобы «справедливое» дело?

То же самое относится и к теории трудовой стоимости. Изначальные ценностные различия в кон-

1 См. мою книгу «Гений войны и Германская война» («Der Genius des Krieges und der Deutsche Krieg». 1915).

u Экономические организационные формы и формы труда изменяются лишь в том свободном пространстве, котороеимоткрывают политические отношения власти; последние же изменяются под действием собственной каузальности, «с экономической точки зрения» непостижимой.


 

==155

 


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

систенции товаров, меняющиеся в зависимости от природы разных стран; ценность их формы, не зависимой от заключенного в них «труда» и обязанной своему происхождению изобретательности творческих личностей, с самого начала задающих труду образцы; ценность, которой товары обладают в силу соединения результатов труда многих людей путем комбинирующей деятельности руководителя трудового процесса, — все они этой теорией либо воровски утаиваются, либо переводятся в разменную монету «труда» для обоснования нелепого тезиса, будто каждый имеет исконное право на определенное количество ценностей, равное созданному им посредством своего труда (так называемое «право на полный

рабочий день»).

С указанным выше тесно связаны и два других фундаментальных принципа. Это, во-первых, отрицание солидарности человечества в нравственной вине и нравственной заслуге, — той солидарности, которая всегда служит предпосылкой христианской оценки; и, во-вторых, предположение о равенстве людей в отношении духовных и моральных задатков

(Декарт, Локк) i.

Положение о том, что нравственно ценно лишь «приобретенное собственным трудом», неотделимо от представления, будто нравственная ценность каждого измеряется только по «его собственным» деяниям, в связи с чем такие понятия, как «наследственная вина», «прирожденная добродетель», «причастие к нравственным заслугам святых», «общая вина», становятся просто бессмысленными словосочетаниями.

1 Эту идею Гербарт довел до крайности, выдвинув понятие души, лишенной задатков.


 

==156

 


МАКС ШЕЛЕР


 

Идея нравственной солидарности^ человечества выражается не только в представлении о том, что «все мы в Адаме согрешили», а «в Иисусе воскресли», — мы должны чувствовать себя со-причастными к заслугам святых и «со-виновными» перед лицом всякой чужой вины (не ограничиваясь «воспоминаниями» о собственной), должны верить в возможное спасение «несчастных душ» благодаря деяниям их потомков и разделять много других подобных христианских представлений. С одной стороны, эта идея выходит за рамки христианства, с другой стороны — многие христианские секты ее отрицали. Она близка воззрению, которому уже одно неисполнение акта и деяния любви оценивается как грех — результат слишком большой чувственной привязанности к определенным объектам, — а возрастание или упадок в нравственных ценностях не обязательно связаны с их оглаской в выражениях, явно и зримо представленных в исторической традиции. Ясно, что в идее современного человеколюбия эти предпосылки отсутствуют". Кроме того, всякую мораль, ценности которой восходят к ценностям тех, у кого непоколебимое чувство собственного достоинства, кто реали-

1 Детальное обоснование принципа нравственной солидарности я дал во второй части труда «Формализм в этике и материальная этика ценностей». О применении этого принципа см. мою книгу «О вечном в человеке», а в ней прежде всего доклад «Христианская идея любви и современный мир».

u Ибо, как я уже показал, сущность современного человеколюбия заключается в том, что «чувственная организация» рассматривается не как ограничение, а как корень «любви»; не благодеяние является в нем знаком акта любви, но акт любви заслуживает позитивной оценки лишь как причина заметного извне благоприобретения. Согласно Фоме Кемпийскому, «Бог смотрит на любовь дающего, а не на даяние любящего». У современного человеколюбия оценка прямо обратная.


 

==157

 


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

зует сокровенные глубины своего Я и бытия и живет полнокровной богатой жизнью, отличает внутреннее стремление максимально распространить сферу «ответственности» за пределы собственной личности и в первую очередь на тех, чья жизнь как-то зависит от жизни данной личности. И наоборот, признаком противоположной — как говорит Ницше, «рабской морали», — является стремление, с одной стороны, максимально ограничить сферу своей ответственности, по возможности отвести от себя любую вину за «чужие» поступки, а с другой стороны — «не принимать никаких даров»'. Идея нравственной солидарности, едва ли понятная современному человеку, предполагает как бы внутреннюю капитализацию нравственных ценностей в «Царстве Божием»: в ней и в ее результате принимают и всегда могут принять участие все индивиды". Это представление выражает позицию тех, кто явление зла — от кого бы оно ни исходило — воспринимает с ужасом, явление добра — с восторгом и кто в обоих феноменах всегда видит единое целое судьбы человечества как со-определенное всеми духовными личностями. Здесь «один за всех и все за одного» ш139, 1 «Непринимание-никаких-даров» — одна из самых характерных черт современной мещанской морали- Ср. сказанное мной

о смирении в первой главе.

" Я не думаю, что идея нравственной солидарности идентична установке современного ценностного сознания, в соответствии с которой «солидарность интересов» (например, бастующих рабочих или сотрудников какого-нибудь треста с коллегами из других организаций) основывается на нравственном обязательстве «идти

вместе».

111 Подлинно христианскую идею солидарности в вине и заслуге великолепно выразил Достоевский в «Братьях Карамазовых» в поступках и речах старца.


 

==158

 


МАКС ШЕЛЕР


 

Пока какая-либо группа нацелена на реализацию высших объективных ценностей, вопрос о том, кто их реализует, отходит на второй план, поскольку об этом заботится каждый. Иначе обстоит дело, когда эта установка пропадает, что является естественным и неизбежным следствием субъективизации ценностей, о которой пишет большинство философов Нового времени. Это изменение самой формы переживания ценностей и приводит к принципиальному неприятию ответственности за чужую вину. Она возникает в результате установки на принципиальное недоверие к нравственной ценности другого. Если присутствуют сознание и чувство, что другие люди cetens paribus «замышляют что-то недоброе», то неприятие ответственности за их поступки становится просто необходимым следствием'.

Между тем тот факт, что все основоположения современной морали корнями уходят в принципиальное недоверие человека к другому человеку и в первую очередь к его нравственной ценности, имеет существенное значение. Позиция торговца, опасающегося, что его обманет конкурент, стала фундаментальной установкой в современном восприятии чужих людей вообще. Только «недоверие» — этот близкий родственник ресентимента — и породило современный моральный индивидуализм с его отрицанием принципа солидарности, который кажется нам сегодня чем-то «самим собой разумеющимся».

Второй принцип современной морали, являющийся следствием ее основного постулата (ценно

' О том, какую громадную роль в кальвинизме играло недоверие человека к человеку, известно из фундаментальных исследований Макса Вебера о духе капитализма и кальвинизма.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.