Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление привлечением капитала



Процесс управления привлечением капитала основывается на ранее определенной потребности в нем в плановом периоде, расчете необходимого его прироста и сформированного показателя целевой структуры капи­тала. В связи со спецификой источников формирования финансовых средств, управление привлечением капитала на предприятие осуществляется в разрезе двух направле­ний: 1) управление привлечением собственного капи­тала; 2) управление привлечением заемного капитала (рисунок 16.3).

1. Управление привлечением собственного капитала за счет внутренних источников осуществляется в процессе распределения прибыли путем установления уровня ее капитализации (принципы распределения прибыли рас­сматриваются в следующем разделе). Амортизационные отчисления, которые являются одним из важных внут­ренних источников формирования финансовых ресурсов, сумму собственного капитала предприятия не увеличи­вают. Они представляют собой высвободившуюся часть стоимости внеоборотных операционных активов в про­цессе их кругооборота, т.е. не являются источником прироста собственного капитала (не считая индексации активов, когда увеличивается номинальная, а не реаль­ная стоимость собственного капитала).

2. Управление привлечением собственного капитала за счет внешних источников осуществляется путем раз­работки эмиссионной политики или эмиссионного плана (плана привлечения дополнительного паевого капитала). Разработка политики эмиссии акций охватывает следующие основные этапы:

а) Исследование возможностей эффективного разме­щения предполагаемой эмиссии акций. Решение о пред­полагаемой первичной (при преобразовании предпри­ятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлека­тельности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого ана-

л и за является определение уровня чувствительности реаги­рования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объе­мов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиций учета перспективности раз-вития отрасли (в сравнении с другими отраслями), кон­курентоспособности производимой продукции, а также уровня своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной пред­почтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

б) Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внеш­них источников, цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприя­тия и возможностей существенного повышения его ры­ночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собствен­ного капитала, являются:

— реальное инвестирование, связанное с отрасле­вой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с боль­шим объемом выпуска продукции и т.п.);

— необходимость существенного улучшения струк­туры используемого капитала (повышение доли собствен­ного капитала с целью роста уровня финансовой устой­чивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости ' привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т.п.).

— намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в привати­зации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного паке­та акций или преимущественная доля в уставном фонде);

— иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

в) Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственного капитала >,а счет внешних источников.

г) Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

д) Оценка стоимости привлекаемого капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

е) Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечить поддержание ликвидности первой части (первого транша) размещенных акций на начальном этапе их обращения.

Управление привлечением заемного капитала за счет внутренних источников сводится в основном к прогнози­рованию прироста суммы внутренней кредиторской за­долженности нетоварного характера. Такой прогноз не­обходим для уточнения потребности в заемном капитале, привлекаемом из внешних источников. Прогноз приро­ста внутренней кредиторской задолженности основыва­ется на планируемом приросте объема производства и реализации продукции.

3. Управление привлечением заемного капитала за счет внешних источников осуществляется в разрезе отдельных видов этих источников. К числу основных видов этих источников относятся: банковский кредит; товарный ' (коммерческий) кредит; эмиссия облигаций.

Разработка политики привлечения банковского кре­дита предусматривает:

а) Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. Так как различные формы банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей предприятия в заемных средствах (в этом проявляется универсальность банковского кредита), цели его использования вытекают из общих целей привлечения заемного капитала.

б) Определение соотношения различных видов банковского кредита, привлекаемого на кратно- и долгосрочной основе. Базу определения такого соотношения составляет общая потребность предприятия в кратко- и долгосрочном заемном капитале.

На первом этапе расчетов определяется какой объем потребности предприятия в краткосрочном заемном капи­тале может быть удовлетворена за счет альтернативных источников (товарного кредита, прироста внутренней кредиторской задолженности, эмиссии облигаций, краткосрочных внебанковских финансовых кредитов и т.п.). и соответственно выявляется потребность в краткосроч­ном банковском кредите.

На втором этапе расчетов аналогичные вычисления проводятся с целью выявления потребности в долгосроч­ном банковском кредите (альтернативными источниками в этом случае могут служить долгосрочные небанков­ские ссуды, эмиссия облигаций и т.п.).

На третьем этапе в рамках потребности в кратко- и долгосрочном банковском кредите определяются кон­кретные виды привлекаемого банковского кредита и их соотношение.

в) Изучение и оценка коммерческих банков — потен­циальных кредиторов предприятия. В процессе такого изучения исходя из видов кредитов формируется пере­чень банков, которые могут предоставлять предприятию кредиты намечаемых видов. В разрезе этого перечня осу­ществляется оценка банков (такая оценка проводится лишь по привлекательности кредитной политики банка — рей­тинг банка, рассчитанный по другим показателям его де­ятельности, в данном случае не является определяющим и может служить лишь вспомогательным ориентиром при его оценке).

г) Сопоставление условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков. Основу такого сопоставления составляет расчет показателя "грант-злемент" и ранжирование банков по этому показателю (по сопоставимым видам банковского кредита).

д) Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. Так как банковский кредит представляет собой один из наиболее дорогих видов привлекаемого заемного капитала, обеспечению условий эффективного его использования должно уделяться первостепенное внимание. Уровень рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых привлекается банковский кредит, должен превышать уровень кредитной ставки.

е) Обеспечение контроля за текущим обслуживанием банковского кредита. Текущее обслуживание банковского кредита заключается в своевременной уплате процентов по нему в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров. Эти платежи включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.

ж) Обеспечение своевременного и полного возврата основной суммы долга по банковским кредитам.

Разработанная предприятием политика привлечения банковского кредита должна корреспондировать по основ­ным своим параметрам с соответствующими параметра­ми кредитной политики банков в условиях сложившейся конъюнктуры финансового рынка.

Разработка политики привлечения товарного (коммерческого) кредита предусматривает:

а) формирование принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита и определение основных его видов. Этот кредит носит строго целевой характер, поэтому потребность в нем определяется с учетом планируемого объема активов в форме запасов товарно-материальных ценностей. Принципы и формы привлечения товарного (коммерческого) кредита определяются с учетом сложившейся хозяйственной практики; структуры и периодичности закупок сырья, материалов и товаров; длительности хозяйственных связей с партнерами и ряда других условий.

б) Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита. Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период задолженности по коммерческому кредиту за ряд прошедших периодов. При его расчете используется следующая формула:

где КЗКК—средний период задолженности по товарному (коммерческому) кредиту, в днях; СКЗ —-средняя сумма остатка задолженности по то­варному (коммерческому) кредиту в рассмат­риваемом периоде; 00 —однодневный объем реализации продукции по себестоимости. Динамика этого показателя за ряд предшествующих периодов и его корректировка с учетом разработанных принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита позволяют определить средний период исполь­зования этого кредита в планируемом периоде.

в) Оптимизация условий привлечения товарного (ком­мерческого) кредита. Процесс такой оптимизации предус­матривает разработку соответствующих мероприятий по расширению сферы кредитных отношений с постоянны­ми хозяйственными партнерами по товарным операциям; по привлечению новых партнеров с возможностями ши­рокого использования коммерческого кредита; по обеспе­чению увеличения среднего периода использования коммер­ческого кредита; по совершенствованию форм кредита в разрезе отдельных хозяйственных партнеров и других.

г) Минимизацию стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита. Задачей менеджеров является минимизация стоимости привлечения каждого коммерческого кредита. Ни по одному коммерческому кредиту 1-тоимость привлечения не должна превышать уровень ставки процента за краткосрочный банковский кредит с аналогичным периодом (иначе более выгодным окажется привлечение банковского кредита для расчета с поставщиком).

д) Обеспечение эффективного использования товарного (коммерческого) кредита. Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые он обслуживает. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование предприятием коммерческого кредита. Регулятором уровня эффективности в этом случае выступают увеличение среднего периода использования коммерческого кредита или уменьшение среднего периода обращения сформированных за его счет запасов товарно-материальных ценностей.

е) Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту. При превышении среднего пе­риода использования коммерческого кредита над сред­ним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей финансовые проблемы обеспечения таких рас­четов обычно не возникают. В противном случае для расчетов должны быть привлечены дополнительные ис­точники денежных активов (по крупным кредитам в этом случае формируется специальный резервный денежный фонд). Расчеты по коммерческому кредиту включаются в планируемый график потока платежей и контролируют­ся в процессе текущего мониторинга финансовой дея­тельности.

В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздей­ствия со стороны кредиторов (навязывание ненужного ассортимента товаров, продукции низкого качества, требо­вания прекращения хозяйственных отношений с кон­курентами продавца и т.п.).

Облигации могут выпускаться предприятиями, со­зданными в форме акционерных или других видов хо­зяйственных обществ. Акционерные предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и только после того, как полностью оплачены все выпущенные акции. Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Сред­ства от размещения облигаций направляются предпри­ятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

Привлечение заемных финансовых ресурсов путем ] выпуска облигаций имеет следующие основные преиму­щества:

а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;

в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:

а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);

б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и. т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе поз­волить только крупные предприятия;

в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигации) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

г) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.

При выпуске облигаций одной из задач является определение размера постоянных отчислений, которые предприятие должно осуществлять для формирования выкупного фонда к моменту их погашения. В этом слу­чае используется формула расчета платежей в виде анну­итета, т.к. такие отчисления осуществляются в фикси­рованной сумме через равные промежутки времени в течение срока действия облигации. Формула аннуитетных платежей может быть использована и при обслужи­вании долга по облигации (с периодической выплатой суммы процента).

Объем привлеченных собственных и заемных средств должен соответствовать требованиям формирования це­левой структуры капитала.

 

Тема 6. Планирование доходов и прибыли предприятия.

1. Этапы планирования операционных доходов предприятия.

2. Планирование формирования операционной прибыли

3. Методы планирования формирования операционной прибыли

1. Этапы планирования доходов предприятия.

В системе управления операционными доходами предприятия их планированию принадлежит центральное место. Оно подчинено главной цели политики управления прибылью предприятия и обеспечивается комплексом ме­роприятий по проведению расчетов отдельных видов операционных доходов на предстоящий период.

Основными исходными предпосылками планирования операционных доходов предприятия являются: раз­работанная производственная программа, определяющая объемы и состав производимой продукции на предсто­ящий период; целевая сумма операционной прибыли, обеспечивающая условия эффективного развития пред­приятия в плановом периоде; разработанная ценовая политика предприятия.

Процесс планирования операционных доходов пред­приятия осуществляется по следующим четырем этапам (рисунок 4.3):

1. Анализ операционного дохода предприятия в пред­плановом периоде. Задачи такого анализа и его глубина должны быть направлены на изыскание возможностей увеличения общей суммы валового и чистого операцион­ного дохода, обеспечение плановых их расчетов необхо­димыми информативными показателями. В процессе осу­ществления такого анализа изучаются:

а) динамика общей суммы валового операционного дохода предприятия в предплановом периоде. При анали­зе динамики операционного дохода должна быть обес­печена сопоставимость цен на реализуемую продукцию. В этих целях на предприятии рассчитывается средний индекс цен по отдельным этапам отчетного периода. Показатели общей суммы валового и чистого операцион­ного дохода предприятия приводятся в сопоставляющий вид по следующей формуле:

где ОДс —сумма валового (чистого) операционного до­хода предприятия в сопоставимых ценах; ОДф —сумма валового (чистого) операционного до­хода предприятия в фактических ценах; Иц— средневзвешенный индекс цен на реализован­ную продукцию по отношению к первому ана­лизируемому периоду. После ценового сопоставления анализируемых пока­зателей определяются темпы изменения общей суммы валового операционного дохода предприятия по отдель­ным этапам отчетного периода. Расчеты осуществляются по формуле средней геометрической:

где Твод—средний темп изменения (роста или сниже­ния) общей суммы валового операционного дохода в рассматриваемом отрезке времени (год или квартал), в %; ВОД,, —общая сумма валового операционного дохо­да в сопоставимых ценах в последнем периоде рассматриваемого отрезка времени (квартала или месяца); ВОД —общая сумма валового операционного дохода в первом периоде рассматриваемого отрезка времени (в первом квартале или месяце); «—количество периодов в рассматриваемом от­резке времени;

б) равномерность формирования валового операционного дохода предприятия. Для характеристики этой равномерности используются обычно показатели среднеквадратического отклонения этих доходов и коэффициента их вариации (алгоритмы расчета этих показателей рассмотрены ранее);

в) соотношение чистого и валового операционного дохода предприятия в анализируемом периоде. В этих целях рассчитывается и анализируется в динамике коэффициент чистого операционного дохода;

г) основные факторы, повлиявшие на изменение суммы валового и чистого операционного дохода предприятия в плановом периоде. В составе эти факторов основное внимание в процессе анализа должно быть уделено: изменению объема производства продукции; изменению состава производимой продукции; изменению уровня цен на отдельные виды продукции; изменению видов и ставок налоговых платежей, входящих в цену продукции (уплачиваемых за счет валового операционного дохода).

Результаты анализа позволяют выявить основные тенденции в развитии валового и чистого операционного дохода предприятия и учесть их в процессе осуществле­ния плановых расчетов.

2. Оценка и прогнозирование конъюнктуры товарно­го рынка.Состояние товарного рынка, на различных сегментах которого предприятие формирует свой вало­вой операционный доход путем реализации отдельных видов продукции, характеризуют такие его элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение указанных элементов товарного рынка постоянно изме­няется. Это общее состояние динамики, изменчивости товарного рынка представляет собой чрезвычайно слож­ное экономическое явление, поскольку оно формируется под влиянием множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и общеэкономических факторов.

В то же время, каждому предприятию важно знать, па какую степень активности товарного рынка, его видов и сегментов ему следует ориентироваться при планирова­нии своего валового операционного дохода в процессе реализации производимой продукции.

Степень активности товарного рынка определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнк­тура представляет собой форму проявления на товарном рынке (отдельных его видах и сегментах) системы фак­торов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Конъюнктура товарного рынка характеризуется опре­деленными конъюнктурными циклами, в рамках каж­дого из которых выделяют следующие четыре стадии: 1) подъем конъюнктуры; 2) конъюнктурный бум; 3) ослабление конъюнктуры; 4) конъюнктурный спад (рисунок 4.4.).

Смена всех стадий конъюнктуры рынка определен­ного вида продукции происходит в среднем за 1-2 года. При этом стадии конъюнктуры товарного рынка могут совпадать, а могут и не совпадать с фазами общеэкономического развития страны. Практика показывает, что конъюнктурный бум на рынке отдельных видов продук­ции может происходить даже в период общеэкономи­ческой депрессии, в то время как конъюнктурный спад в конкретном сегменте рынка может иметь место и в период подъема экономики.

В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью товарного рынка необходимо система­тически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы формировать эффектив­ную политику операционной деятельности предприятия и определять потенциал развития его операционных доходов. Изучение конъюнктуры товарного рынка в процессе управления операционными доходами предпри­ятия охватывает следующие этапы:

а) текущее наблюдение за рыночной активностью. Оно осуществляется в тех сегментах товарного рынка, в кото­рых предприятие осуществляет (или намечает осуществлять в ближайшее время) свою коммерческую деятельность, связанную с формированием операционных доходов. Текущее наблюдение за состоянием товарного рынка требует формирования целенаправленной системы по­казателей, характеризующих отдельные его сегменты. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема спроса в регионе на различ­ные виды продукции, изменению среднего уровня цен и размера ценового диапазона в отдельных сегментах рынка, изменению числа конкурентов и степени их воз­действия на рыночные процессы и некоторым другим. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой товар­ного рынка фиксируются в табличной или графической форме;

б) оценка текущей конъюнктуры товарного рынка. Она осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов товарного рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов производится в два этапа.

На первом этапе анализа производится расчет системы аналитических показателей, характеризующих состав рыночную конъюнктуру (на основе наблюдаемых информа­тивных показателей). К таким показателям относятся: общий объем продажи данного вида продукции на рас­сматриваемом региональном рынке; уровень удовлетво­рения спроса покупателей на продукцию; темпы роста (снижения) среднего уровня цен на продукцию.

На втором этапе анализа выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного сегмента товарного рынка. Эти изменения по многим видам продукции связаны с сезонностью их производ­ства или потребления.

В процессе оценки текущей конъюнктуры рынка должны быть выявлены и исключены из анализа ее тен­денций отдельные краткосрочные колебания, вызван­ные действием случайных факторов. К таким факторам относятся: резкие изменения погодных условий; наруше­ния ритмичности работы железнодорожного транспорта; стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция покупателей или продавцов на ожидаемые из­менения экономической политики государства и т.п.

в) прогнозирование конъюнктуры товарного рынка. В условиях нестабильности экономического развития стра­ны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование рыночной конъюнктуры огра­ничивается в настоящее время краткосрочным и сред­несрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования операционных доходов. Это прогнозирова­ние осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым.

Факторный метод прогнозирования рыночной конъюнк­туры основан на изучении отдельных факторов, влия­ющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного вида продукции, и определении воз­можного изменения этих факторов в предстоящем пе­риоде. Эти факторы подразделяются на экономические, демографические, социально-политические и другие. При использовании факторного метода прогнозирования конъюнктуры рынка вначале изучается влияние различ­ных факторов на отдельные его элементы, затем отби­раются наиболее значимые из них (оказывающие на­ибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятии, специализирующихся на производстве и реализации относительно не­большой номенклатуры продукции, могут самостоятельно разрабатывать многофакторные конъюнктурные прогно­зы (вводя всвой штат маркетологов—специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предпри­ятия могут приобретать эту информацию у маркетинго­вых фирм, специализирующихся на прогнозировании конъюнктуры рынков отдельных видов продукции. Фак­торный метод используется при среднесрочном прогно­зировании рыночной конъюнктуры.

Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ра­нее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случай­ными факторами воздействия на эту тенденцию. Вместе с тем, следует учесть предстоящие уже известные изме­нения факторов внутрирыночных (например, сокраще­ние поступления конкретных видов сырьевых ресурсов) или общеэкономических (например, изменение систе­мы налогообложения производства и реализации отдель­ных видов продукции; изменение порядка лицензиро­вания и квотирования продукции при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод до­ступен менеджерам любого предприятия, так как бази­руется на результатах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных сегментов товарного рынка. Трендовый метод используется обычно для краткосроч­ного прогнозирования конъюнктуры товарного рынка. С учетом результатов прогнозирования рыночной конъюнктуры осуществляются плановые расчеты суммы валового и чистого операционного дохода предприятия на предстоящий период.

3. Расчет плановой суммы различных видов операци­онных доходов.Этот расчет основывается на использо­вании ряда методов, основными из которых являются:

а) планирование валового операционного дохода на основе разработанной производственной программы (плана производства продукции). Этот метод расчета позволяет увязать планирование валового операционного дохода с ресурсным потенциалом предприятия и уровнем его использования. Базовым показателем расчета плановой суммы валового операционного дохода выступает в этом случае планируемый объем производства товарной продук­ции. Модель расчета плановой суммы валового операцион­ного дохода предприятия при использовании этого ме­тода имеет следующий вид:

где ВОДп — плановая сумма валового операционного до­хода предприятия, рассчитанная на основе производственной программы; ЗГПН — сумма запасов готовой продукции на начало планируемого периода; ЗГПК —сумма запасов готовой продукции на конец планируемого периода; ПГП — суммарный объем производства готовой то­варной продукции в плановом периоде,

б) Планирование чистого операционного дохода на основе разработанной производственной программы. Ба­зовым показателем при этом выступает плановая сумма-валового операционного дохода, рассчитанная на основе производственной программы предприятия. Модель рас­чета этого показателя имеет следующий вид:

гдеЧОДп—плановая сумма чистого операционного до­хода, рассчитанная на основе производствен­ной программы; ВОДп —плановая сумма валового операционного до­хода, рассчитанная на основе производствен­ной программы; НДС —ставка налога на добавленную стоимость (и других налогов, уплачиваемых за счет вало­вого операционного дохода), в %. в) планирование чистого операционного дохода на ос­нове целевой суммы прибыли. Этот метод является наиболее прогрессивным, так как позволяет наиболее полно увя­зать планируемую сумму операционного дохода с зада­чами развития предприятия в предстоящем периоде, обеспечивая необходимый уровень самофинансирования развития операционной деятельности. Базовым показа­телем расчета плановой суммы чистого операционного дохода предприятия в этом случае выступает целевая сумма чистой операционной прибыли (порядок ее форми­рования рассматривается в соответствующем разделе). Модель расчета плановой суммы чистого операционно­го дохода при использовании этого метода имеет следу­ющий вид:

где ЧОДп— плановая сумма чистого операционного до­хода предприятия, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; ЧОПц —целевая сумма чистой операционной прибы­ли, определенная на плановый период; И0 —планируемая сумма операционных издержек; НП—ставка налога на прибыль (и других обяза­тельных платежей за счет прибыли), в %. г) планирование валового операционного дохода на основе целевой суммы прибыли. Базовым показателем при этом выступает плановая сумма чистого операционного дохода, рассчитанного на основе целевой суммы прибыли. Модель расчета этого показателя имеет следующий вид:

где ВОДц —плановая сумма валового операционного до­хода предприятия, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; ЧОДц — плановая сумма чистого операционного до­хода, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; НДС —ставка налога на добавленную стоимость (и других налоговых платежей, уплачиваемых за счет валового операционного дохода), %.

4. Разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана операционных доходов.Система этих мероприятий разрабатывается в разрезе следующих ос­новных направлений:

а) эффективное осуществление разработанной це­новой политики;

б)использование благоприятной конъюнктуры рынка в отдельных его сегментах;

в) повышение уровня сервисного обслуживания покупателей продукции;

г)предоставление товарного кредита покупателям с целью стимулирования реализации продукции;

д)интенсификация рекламной и информационной деятельности;

е)развитие сети фирменных сбытовых филиалов по реализации продукции;

ж)доведение разработанных планов до центров дохода и прибыли.

 

Планирование формирования операционной прибыли

Планирование формирования операционной прибыли представляет наиболее ответственный этап в общей системе управления ею предприятия. Это определяется тем, что плановая сумма операционной прибыли является основным целевым ориентиром всей операци­онной деятельности и мерой ее эффективности; она составляет основу формирования совокупной прибыли предприятия, являясь базой обеспечения его предстоя­щего производственного развития и удовлетворения мате­риальных интересов собственников и персонала.

Уровень обоснованности разрабатываемых планов формирования операционной прибыли в значительной мере определяется качеством и широтой исходной базы планирования. Чем шире исходные предпосылки пла­нирования, чем более качественную информацию они содержат, тем шире возможный диапазон используемых методов плановых расчетов, тем более надежными яв­ляются результаты планирования операционной прибыли на предприятии.

Основными исходными предпосылками планирова­ния формирования операционной прибыли предприятия являются (рисунок 10.1.):

1. Анализ формирования операционной прибыли в пред­плановом периоде. Главной целью анализа является выяв­ление основных тенденций формирования операционной прибыли предприятия в предплановом периоде, оценка достигнутого ее уровня, а также выявление степени вли­яния основных факторов на процесс ее формирования на предприятии.

На первой стадии анализа рассматривается динамика суммы маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли предприятия, определяются отклонения фак­тически достигнутых в отчетном периоде размеров этих показателей от их значений, предусмотренных планом.

В процессе осуществления этого анализа основное внимание должно быть уделено выявлению тенденций (тренда) изменения рассматриваемых показателей по отдельным этапам отчетного периода (кварталам, меся­цам) и оценке уровня вариабельности показателя чистой операционной прибыли.

Выявление тенденций изменения суммы маржиналь­ной, валовой и чистой операционной прибыли осуще­ствляется на основе сопоставления темпов динамики этих показателей (прироста или снижения) по отношению к базисному периоду с использованием формулы средней геометрической и графических методов анализа (построе­ния "линии тренда"). Результаты такого анализа могут быть использованы в процессе планирования операционной прибыли для экстраполяции отдельных ее значений.

Оценка уровня вариабельности показателя чистой операционной прибыли (основного показателя, харак­теризующего результативность процесса формирования операционной прибыли предприятия) осуществляется пу­тем расчета показателей дисперсии, среднеквадратического отклонения ("стандартного отклонения") и коэффици­ента вариации. Анализ размера отклонений отдельных значений этого показателя от среднего в отчетном пери­оде позволяет выявить совокупный уровень операционно­го риска, связанного с формированием операционной прибыли.

На второй стадии анализа оценивается достигну­тый уровень формирования маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли на предприятии. Мето­дическим аппаратом такой оценки является анализ коэф­фициентов ("R-анализ"). В процессе оценки достигнутого уровня формирования операционной прибыли на предприятии основное внимание должно быть уделено расчету и анализу следующих показателей:

— коэффициенту рентабельности операционных ак­тивов (коэффициенту экономической рентабельности);

— коэффициентам маржинальной, валовой и чистой рентабельности реализации продукции;

— коэффициентам валовой и чистой рентабельности операционных затрат.

Результаты этого этапа анализа служат одним из отправных пунктов использования нормативного метода плановых расчетов и базой оценки эффективности разработанного плана формирования операционной прибыли предприятия.

На третьей стадии анализа рассматриваются пока­затели формирования операционной прибыли в разрезе центров ответственности предприятия (по каждому цент­ру прибыли). В процессе этой стадии анализа выявля­ется уровень выполнения отдельными центрами прибыли доведенных им плановых заданий (с учетом корректи­ровки этих плановых заданий на изменение объемных показателей их деятельности в отчетном периоде); опре­деляется удельный вес отдельных центров ответствен­ности в совокупной сумме операционной прибыли пред­приятия; сравниваются коэффициенты рентабельности по отдельным центрам прибыли.

Результаты этого этапа анализа используются в про­цессе планирования формирования операционной при­были в разрезе отдельных центров ответственности.

На четвертой стадии анализа рассматриваются пока­затели маржинальной и валовой прибыли в разрезе от­дельных видов выпускаемой продукции. Методической основой осуществления такого анализа является сопостав­ление среднего уровня цен и отчетной удельной себесто­имости в разрезе конкретных видов продукции.

На этом этапе анализа основное внимание должно быть уделено рассмотрению показателей удельного веса прибыли от реализации отдельных видов продукции в общей сумме формируемой операционной прибыли, а также сравнению уровней коэффициентов маржиналь­ной и валовой рентабельности отдельных видов продук­ции.

Результаты этого анализа используются в процессе факторного метода планирования формирования опера­ционной прибыли для отражения структурных измене­ний в реализации продукции.

На пятой стадии анализа изучаются основные фак­торы, обусловившие изменения суммы маржинальной, валовой и чистой операционной прибыли в отчетном периоде. Предметом такого анализа являются прежде всего факторы ранее рассмотренной системы "взаимо­связь издержек, объема реализации и прибыли". Вместе с тем, ряд этих факторов в процессе анализа требует более глубокого разложения.

На этом этапе анализа основное внимание уделяется изучению влияния на операционную прибыль следую­щих основных факторов:

— изменению объема реализации продукции в на­туральном выражении (если предприятие выпускает од­нородную продукцию, оцениваемую единым условным натуральным показателем);

— изменению структуры реализации продукции в разрезе основных ее видов;

— изменению среднего уровня цен на реализуемую продукцию;

— изменению среднего уровня операционных за­трат на единицу реализуемой продукции;

— изменению коэффициента операционного левериджа;

— изменению коэффициента рентабельности опе­рационных активов;

— изменению коэффициента налогоемкости реали­зации продукции.

Результаты этого анализа используются в процессе построения факторной модели планирования операци­онной прибыли предприятия.

2. Разработанная общая политика управления при­былью предприятия. В процессе планирования форми­рования операционной прибыли должны быть в первую очередь учтены: система стратегических целей формиро­вания прибыли предприятия, а также система разрабо­танных отдельных целевых показателей (среднегодовой темп роста прибыли, коэффициенты рентабельности и т.п.), конкретизированных по периодам их реализации

(при необходимости в систему этих целевых показателей на предстоящий год вносятся коррективы по результатам проведенного анализа).

Общая политика управления прибылью предприятия устанавливает как цели, так и важнейшие результатив­ные показатели планов формирования операционной при­были на предстоящий год, позволяет увязать эти показа­тели с общей системой планов формирования и исполь­зования прибыли предприятия.

3. Разработанные частные политики, связанные с формированием прибыли предприятия. В процессе плани­рования формирования операционной прибыли предпри­ятия должны быть учтены:

— ценовая политика;

— амортизационная политика;

— налоговая политика.

Каждая из этих политик прямо или опосредствован­но влияет на размер маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия, а следовательно должна учитываться в процессе планирования формирования операционной прибыли.

4. Разработанные планы операционной деятельности предприятия. Исходными предпосылками планирования формирования прибыли предприятия являются следующие основные виды планов операционной деятельности на предстоящий период:

— производственная программа предприятия;

— план операционных доходов предприятия;

— план операционных затрат предприятия;

— план налоговых платежей предприятия.

Система этих планов позволяет использовать раз­личные методы планового формирования операционной прибыли и обеспечить взаимосвязь всех основных пока­зателей развития операционной деятельности предпри­ятия в предстоящем периоде.

5.Показатели средней нормы прибыли на начало планового периода. Ориентируясь на внутренние возможности формирования операционной прибыли, следует учитывать также средние ее показатели, достигнутые в данной отрасли и сформировавшиеся на финансовом рынке.

В качестве среднеотраслевой нормы прибыли ис­пользуются обычно коэффициент валовой или чистой рентабельности реализации продукции и коэффициент рентабельности операционных активов.

В качестве средней нормы прибыли на финансо­вом рынке используется обычно средняя ставка депозит­ного процента на денежном рынке.

Указанные показатели выступают минимальными критериями уровня формируемой прибыли в процессе операционной деятельности предприятия на предстоящий плановый период.

 

3. Методы планирования формирования операционной прибыли

В процессе планирования формирования маржи­нальной, валовой и чистой прибыли предприятия ис­пользуются различные методы. Система основных из этих методов приведена на рисунке 10.2.

Рассмотрим содержание каждого из этих методов и порядке возрастания их сложности.

I. Метод экстраполяции является наиболее простым методом планирования формирования операционной прибыли предприятия. Он основан на результатах гори­зонтального (трендового) анализа динамики маржиналь­ной, валовой и чистой операционной прибыли за ряд предшествующих периодов и выявлении "линии тренда", которая распространяется (пролонгируется) и на пла­новый период. Вместе с тем, этот метод планирования операционной прибыли является наименее точным, так как он не учитывает изменение влияющих на нее не только факторов внешней среды, но и факторов внутреннего развития предприятия в предстоящем периоде.

Учитывая наибольшую погрешность результатов использования этого метода при плановых расчетах раз­мера операционной прибыли, он может быть использован лишь на предварительной стадии планирования (ког­да планы операционной деятельности предприятия еще не сформированы) и только на относительно короткий прогнозный период (месяц, квартал).

2. Метод прямого счета является относительно про­стым и достаточно надежным методом планирования формирования операционной прибыли, но может быть использован только в том случае, если на предваритель­ной стадии уже сформированы планы операционного дохода, операционных затрат и налоговых платежей. При использовании этого метода расчеты плановой суммы операционной прибыли осуществляются по следующим формулам:

Где МОПп —плановая сумма маржинальной операцион­ной прибыли; ВОПп —плановая сумма валовой операционной при­были; ЧОПп —плановая сумма чистой операционной при­были; ВОДп —плановая сумма валового операционного до­хода; ПИ0 —плановая сумма совокупных операционных затрат (издержек); ПИпер —плановая сумма переменных операционных затрат (издержек); НДСП —плановая сумма налоговых платежей, упла­чиваемых за счет дохода (входящих в цену продукции); НП —плановая сумма налоговых платежей, упла­чиваемых за счет прибыли (налог на при­быль и другие обязательные платежи).

Позволяя получить достаточно точные результаты плановой суммы операционной прибыли, метод прямо­го ее счета имеет однако отдельные недостатки. Прежде всего, он недостаточно ориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей уровня операцион­ной прибыли. Кроме того, этот метод позволяет осу­ществлять только одновариантный расчет планируемых показателей.

3. Нормативный метод также относится к числу отно­сительно простых методов планирования формирования операционной прибыли, но условием его применения является наличие на предприятии соответствующей нор­мативной базы. В качестве таких нормативов обычно используются:

а) норма прибыли на собственный капитал (если такой норматив на предприятии не разработан, его минималь­ным аналогом может выступать средняя норма депозит­ного процента на денежном рынке). Расчет валовой операционной прибыли в этом случае может быть осу­ществлен по следующей формуле:

где ВОПп —плановая сумма валовой операционной прибыли; СК0 —средняя сумма собственного капитала пред­приятия, задействованная в его операцион­ной деятельности в плановом периоде; Нвп — норма валовой прибыли на собственный ка­питал, в %.

Скорректированная на размер суммы налогов, упла­чиваемых за счет прибыли, полученная величина будет характеризовать плановую сумму чистой операционной прибыли;

б) норма прибыли на операционные активы. Эта норма может быть выражена как валовой, так и чистой операционной прибылью. Расчет плановой операционной прибыли осуществляется в этом случае по следующим формулам:

где ВОПп -плановая сумма валовой операционной при­были; ЧОПп —плановая сумма чистой операционной при­были; Нвп —норма валовой прибыли на единицу опера­ционных активов, в %; Нчп—норма чистой прибыли на единицу операционных активов, в %; ОПАп — средняя стоимость операционных активов предприятия в плановом периоде;

в) норма прибыли на единицу реализуемой продукции (если такой норматив на предприятии не разработан, его аналогом может выступать среднеотраслевая норма прибыли на единицу реализуемой продукции в последнем предплановом периоде). Эта норма также может быть выражена как валовой, так и чистой прибылью. Расчет плановой суммы операционной прибыли в этом случае осуществляется по следующей формуле:

гдеВОПп —плановая сумма валовой операционной при­были; ЧОПп —плановая сумма чистой операционной при­были; Нвп — норма валовой прибыли на единицу реали­зуемой продукции, в %; Нчп —норма чистой прибыли на единицу реализуемой продукции, в %; ОРп —планируемых объем реализации продукции.

Нормативный метод планового расчета суммы опе­рационной прибыли получил определенное распростра­нение в процессе ее определения для вновь созданных предприятий (центров прибыли). Его недостатком яв­ляется то, что он не увязан с другими показателями операционной деятельности (производственной програм­мой, операционными затратами, налоговыми платежа­ми), вследствие чего также не может быть использован в многовариантных расчетах суммы прибыли.

4. Метод "CVP" или метод планирования операци­онной прибыли с использованием системы "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" позволяет оп­ределять все виды этой прибыли при наличии той же информации, которая используется при применении "ме­тода прямого счета". Плановые расчеты ведутся в такой последовательности:

На первом этапе определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде. В этих целях используется формула:

где OPTg—объем реализации продукции, обеспечиваю­щий достижение точки безубыточности в пла­новом периоде; ПИП0СТ— планируемая сумма постоянных операцион­ных затрат (издержек); ПУЧД— планируемый уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции, %; ПУИ пер ~ планируемый уровень переменных операцион­ных затрат (издержек) к объему реализации продукции, %;

На втором этапе определяется плановая сумма вало­вой операционной прибыли. Ее расчет ведется по следую­щей формуле:

где ВОПп — плановая сумма валовой операционной при­были; ОРп — плановый объем реализации продукции;

 

OPT6 — объем реализации продукции, обеспечива­ющий достижение точки безубыточности в плановом периоде; ПУЧД —планируемый уровень чистого операционно­го дохода к объему реализации продукции, %\ ПУИ пер —планируемый уровень переменных операци­онных затрат (издержек) к объему реализа­ции продукции, %;

На третьем этапе определяется плановая сумма маржинальной операционной прибыли. Для ее расчета используются следующие формулы:

гдеМОПп —плановая сумма маржинальной операцион­ной прибыли; ОРп— плановый объем реализации продукции; ПУЧД — планируемый уровень чистого операцион­ного дохода к объему реализации продук­ции, %; ПУИ пер —планируемый уровень переменных операци­онных затрат (издержек) к объему реализа­ции продукции, %; ВОПп —плановая сумма валовой операционной при­были; ПИПост ~ планируемая сумма постоянных операцион­ных затрат (издержек).

На четвертом этапе определяется плановая сумма чистой операционной прибыли. Ее расчет производится по следующей формуле:

где ЧОПп —плановая сумма чистой операционной при­были; ВОПп —плановая сумма валовой операционной при­были; Снп —средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли, %.

Построенный на основе плановых значений график "CVP" позволяет использовать этот метод в качестве имитационной модели многовариантных расчетов с разложением и варьированием отдельных показателей (объ­ема реализации продукции в натуральном выражении, планируемого среднего уровня цен и т.п.)- Система этого разложения была рассмотрена ранее. В процессе ими­тационного моделирования операционной прибыли могут быть рассмотрены все прогнозные варианты операци­онной деятельности предприятия — от крайне песси­мистического до крайне оптимистического. Кроме того, такая модель может использоваться для оперативной корректировки плановых показателей операционной при­были при изменении отдельных текущих показателей операционной деятельности.

5. Метод целевого формирования прибыли позволяет обеспечить наибольшую увязку плановых ее показателей со стратегическими целями управления прибыли в пред­стоящем периоде. Основой этого метода расчета является предварительное определение потребности в собствен­ных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой операционной прибыли предприятия. Расчет ведется по каждому элементу этой потребности и охватывает как капитализируемую, так и потребляемую их части. Сум­марная потребность в средствах, формируемых за счет чистой операционной прибыли, представляет собой це­левую ее сумму (методические подходы к расчету этого показателя будут рассмотрены далее). На основе целевой суммы чистой операционной прибыли определяются це­левые суммы соответственно валовой и маржинальной операционной прибыли. Их расчет ведется по следующим формулам:

где ВОПц— целевая сумма валовой операционной при­были в предстоящем периоде; МОПц — целевая сумма маржинальной операционной прибыли в предстоящем периоде; ЧОПц —целевая сумма чистой операционной прибы­ли в предстоящем периоде; ПИПОст — планируемая сумма постоянных операцион­ных затрат (издержек); Снп — средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли, в процентах.

Особая роль этого метода расчета заключается в том, что полученные на его основе показатели операцион­ной прибыли рассматриваются как важнейшие целевые ориентиры развития всей операционной деятельности предприятия и служат базовыми элементами планиро­вания других важнейших экономических показателей этой деятельности — суммы чистого операционного до­хода, объема реализации продукции и других. Иными словами, задачи планирования стратегического развития операционной деятельности предприятия в предстоящем периоде через целевую сумму чистой операционной при­были получают свое отражение во всей системе основных плановых показателей.

6. Метод прогнозирования денежного потока является относительно новым для нашей практики, хотя широко используется на предприятиях стран с развитой рыноч­ной экономикой. Его основу составляет разработанный на предприятии текущий план поступления и расходова­ния денежных средств по операционной деятельности предприятия, содержание которого подробно рассмотре­но ранее.

Принципиальная модель расчета чистой операцион­ной прибыли предприятия на предстоящий период при использовании этого метода имеет следующий вид:

где ЧОПп —плановая сумма чистой операционной при­были; ПДСП—плановая сумма поступления денежных средств по операционной деятельности пред­приятия; РДСП—плановая сумма расходования денежных средств по операционной деятельности пред­приятия; АОп —плановая сумма амортизационных отчислений; ПКП —плановая сумма уплаты процентов за крс дит (она отражается в денежном потоке ПО финансовой деятельности, но входит в учет ную номенклатуру статей операционных за трат).

На основе рассчитанной плановой суммы чистой операционной прибыли по ранее рассмотренным моде­лям определяются плановые значения соответственно валовой и маржинальной операционной прибыли.

Использование этого метода позволяет тесно увязать планируемую операционную прибыль с чистым денежным потоком по операционной деятельности, а также конкре­тизировать ее формирование по отдельным периодам (текущий план поступления и расходования денежных средств составляется обычно в помесячной разбивке).

7. Метод факторного моделирования прибыли явля­ется наиболее сложным, так как требует осуществления обширных аналитических и прогнозных расчетов.

На первом этапе использования этого метода опре­деляется система основных факторов, имеющих прямую логическую взаимосвязь с формированием показателя чистой операционной прибыли предприятия. Обычно в составе этих факторов рассматриваются: объем реали­зации продукции в условных натуральных показателях; структура реализации продукции по отдельным ее ви­дам; средний уровень цен на реализуемую продукцию; средний уровень операционных затрат в процентах к объему реализуемой продукции; коэффициент операцион­ного левериджа; коэффициент рентабельности операцион­ных активов; коэффициент налогоемкости реализации продукции (в разрезе трех основных групп налогов по источникам их уплаты) и другие.

На втором этапе анализируется степень влияния отдельных факторов на формирование чистой операци­онной прибыли данного предприятия и производится их ранжирование по этому показателю.

На третьем этапе отбираются факторы, оказываю­щие наибольшее влияние на сумму формируемой чистой операционной прибыли, и с учетом степени их влияния строится многофакторная модель регрессии (включаю­щая обычно 3-4 наиболее весомых факторов).

На четвертом этапе прогнозируется изменение факторов, включенных в модель регрессии, в предстоящем периоде. Прогнозируемое изменение каждого фактора отражается соответствующими количественными показателями.

На пятом этапе путем подстановки прогнозируемых значений факторов в модель регрессии получают прогнозируемый (планируемый) показатель чистой операцион­ной прибыли.

На шестом этапе на основе рассчитанной чистой операционной прибыль по ранее рассмотренным моде­лям определяются плановые значения соответственно валовой и маржинальной операционной прибыли.

Использование этого метода позволяет осуществлять многовариантные плановые расчеты суммы операцион­ной прибыли путем последовательного изменения за­данных значений отдельных факторов.

Таким образом, в зависимости от избранного метода расчетов, планирование формирование операционной прибыли может рассматриваться как завершающий или как начальный этап планирования всей операционной деятельности предприятия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.