Учись быть Другом. Учись быть нужным и надежным — так ты поможешь людям.
· И, кстати, тогда люди будут помогать тебе.
Но, с другой стороны, расти так, чтобы все меньше НУЖДАТЬСЯ в друзьях. Тягу к дружбе надо перерасти, как и любую другую слабость.
Конечно, у человека есть Детство и Юность, и я вполне допускаю, что в это время друзья человеку по-настоящему НУЖНЫ. Все молодые всегда держатся стаей: так и гавкается громче, и защититься легче. Но, наверное, когда-то стоит повзрослеть и встать на ноги. Стать Сильным.
· Естественно, любой ехидный читатель поблагодарит за умный совет, но поинтересуется: “А не подскажете еще как?”
Подскажу. Жалко, что сами не догадались.
Первое — ты увидел свои костыли и признал: “Да, я инвалид”. Второе — ты добавил: “Пока инвалид, но я не хочу им быть”. И третье: начал учиться жить без костылей, самостоятельно и сильно.
Речь идет не о том, чтобы никогда ни на кого и ни на что не опираться. Если трамвай дернулся, лучше за что-нибудь держаться. Но я предпочитаю заниматься спортом и делать свое тело крепким, чтобы ноги меня держали. Я опорами пользуюсь, но в них не нуждаюсь.
Такой выбор стоит перед каждым: то ли ты будешь продолжать гордиться своими костылями, восхищаться ими, беречь их и искать при случае еще более удобные и надежные, то ли костыли свои отбросишь, заменив их сначала на палку, а потом пытаясь обойтись и без нее.
· Естественно, вначале может быть больно. Когда-то даже очень больно. И страшно.
А потом ты почувствуешь, что ноги тебя держат. Ты встанешь сильно и рассмеешься. А потом ты побежишь мимо инвалидов, и свежий ветер будет бить тебе в лицо, и тебе будет светить солнце.
· Впрочем, если ты когда-то остановишься и кому-то, пока слабому, подашь руку, я тебе улыбнусь. А потом — увлеки его за собой!
И тогда я с удовольствием назову тебя своим Настоящим Другом.
Вредные лекции о Науке
Лекция первая: исторический экскурс
Рождение Науки
Наука сочинила о себе легенду, будто она — умный и добрый ребенок Нового времени. Вот было темное Средневековье, а потом пришел свет Науки. Молодая, но честная, она вступила в тяжелую борьбу с магами, колдунами и религией, придумала эксперимент и стала добывать точные знания, чтобы на смену сказкам и поверьям дать людям правильную картину мира. Ее главная и очень благородная цель — изучив природу и познав ее строгие законы, поставить ее (природу) на службу человечеству.
· Конечно, все было не так.
По крайней мере рождалась Наука по-другому, и ее отношения с Церковью и Магией изначально дракой вовсе не были. Церковь была ее мамой, Магия — ее сестрой, и эти родственные отношения были такие же, как в обычной семье — вначале вполне дружные, а потом — ...разные.
Хорошей мамой была Церковь или плохой, но родила и выкормила европейскую Культуру и Науку именно она. Все созревание современной европейской цивилизации за длительный период Средних веков происходило под эгидой Церкви (в первую очередь католической), в ее духовенстве, монастырях и основанных церковью университетах. Светские властители, за редкими исключениями, были чужды науке. Так вот: с мамой Церковью Наука стала ссориться только тогда, когда захотела жить совсем отдельно и своим умом.
· Ну какая мама это просто так позволит!
Тем не менее, все нормальные ученые делали Науку и прекрасно верили в Бога, а ежели и ссорились, то не с религией, а с Церковными Догмами.
· Мамиными категорическими высказываниями.
Наука была молода, а молодые всегда не любят, когда старшие их учат противным голосом. Впрочем, как только Наука оперилась и получила в руки власть, она пошла тем же проторенным путем: назвала себя Правильной, то есть Официальной Наукой, создала Догмы свои, научные, и с тех пор пинает еретиков от науки так же жестко, как в свое время — ее мама Церковь.
· Так что, если ребенок в младенчестве и был добр, то позже его характер испортился.
Со своей сестрой — Магией наша молодая Наука долгое время жила душа в душу. Долгое время — то есть почти всю историю человечества. Некоторая наука, как основа любого ремесла, и некоторая магия, как основа человеческой жизни, сопровождали человеческую историю всегда. Величественно и гордо Здание Науки начало в Европе строиться и подниматься только в XVI–XVII веках — и, что интересно, рядом и вместе с расцветом магии и колдовства. Любой крупный ученый того времени — одновременно маг и чародей.
· Парацельс заложил основы химии, трудясь на этом поле лишь по совместительству; по призванию же он был чародей — Алхимик. Философ. Поэт. Он верил, что если металлами заниматься, как детьми, то они растут и становятся благородными. И тогда появляется — Золото. Самое важное — стать хорошим педагогом, к чему Парацельс всей своей жизнью и стремился.
Говоря на современном языке, ученый и маг — это просто разные научные школы. А если шире и по сути, это были два очень разных взгляда на мир. И по крайней мере один из них — без всякого изучения! — вам знаком так же, как знакома вам ваша душа.
· Если, конечно, вы хоть когда-либо были Ребенком.