Правила разработки, оформления и утверждения учебных программ подготовки сотрудников служб авиационной безопасности (далее - Правила) разработаны в целях осуществления единой политики в области подготовки и переподготовки, сертификации и аттестации специалистов авиационной безопасности. Разработанные Правила призваны способствовать повышению качества профессионального образования сотрудников служб авиационной безопасности, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.
Правила основываются на положениях Законов Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", ''Об образовании", Постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" 1995г. № 610 и "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" 1998г. № 85 и разработаны в соответствии с "Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ", утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации 1997г. № 1221.
Учебная программа является основным документом, определяющим содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить специалисты авиационной безопасности в процессе подготовки, повышения квалификации в соответствии с квалификационно-должностными требованиями.
Учебные программы подготовки сотрудников служб авиационной безопасности разрабатываются и реализуются учебными заведениями и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, имеющих сертификат ФАС России, самостоятельно после утверждения (согласования) их в Управлении авиационной безопасности ФАС России.
Базовыми требованиями к содержанию учебных программ являются:
- соответствие квалификационно-должностным требованиям к сотрудникам служб авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации;
- преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;
- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения (в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом);
- соответствие содержания программ видам дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка).
учебная программа подготовки сотрудников служб авиационной безопасности должна включать следующие разделы:
1. Пояснительная записка (введение).
2. Тематический план (оглавление).
3. Сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой и оборудованием.
4. Методические рекомендации по реализации учебной программы.
5. Приложения (сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, данные о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса и др.).
В Пояснительной записке указываются: цели реализации данной учебной программы, категория обучаемых, общий объем времени на изучение данной программы и интенсивность обучения, методы и способы контроля знаний и навыков, заключение по дальнейшему использованию сотрудников служб авиационной безопасности в случае успешного или неуспешного завершения обучения, форма документа, выдаваемого обучаемым после успешного завершения обучения.
Тематический план должен включать: перечень тем и разделов (приложение №1), реферативное описание тем и разделов (приложение №2).
Сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой должны содержать: наименование предмета (дисциплины) учебного плана, число обучающихся, название материала, фамилия и инициалы автора, название издательства, место и год издания, количество экземпляров на человека (приложение №3).
В сведениях о педагогических кадрах и укомплектованности штатов указываются: должность, фамилия и инициалы преподавателя, условия труда (штат, по контракту, почасовая оплата), год рождения, образование (наименование ВУЗ, год окончания, специальность по диплому, а также прохождение курсов и наличие сертификатов), ученая степень и звание, преподаваемый предмет, стаж работы (общий, педагогический, в том числе по преподаваемому предмету), основное место работы (для совместителей) - приложение №4.
В сведениях о материально-технической Case и оснащенности образовательного процесса указываются: виды учебных помещений (кабинеты, аудитории, лаборатории и т.д.), количество посадочных мест, перечень технических средств обучения и компьютерной техники и их количество, наименование учебного оборудования и техники.
Все разделы учебной программы подписываются руководителем учебного заведения, образовательного учреждения дополнительного образования.