Тягово-скоростная характеристика представляет собой графическую зависимость окружной силы и составляющих тягового баланса от скорости движения машины на различных передачах.
Тяговая характеристика является одним из основных документов для оценки тягово-динамических свойств поезда или одиночных машин.
Результаты аналогичных расчётов выше приведённых параметров для оборотов двигателя и передач трансмиссии сведены в таблицу 10.1.
Таблица 10.1
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
n,
мин-1
Мк,
Н∙м
I передача
II передача
V,
км/ч
Рк,
Н
Рв,
Н
D
V,
км/ч
Рк,
Н
Рв,
Н
D
1668,46
3,00
0,520
4,18
0,373
1690,86
3,25
0,527
4,53
0,378
1705,36
3,50
0,532
4,88
0,381
1704,50
4,00
0,532
5,58
0,381
1669,34
4,50
0,521
6,28
0,373
1602,01
5,00
0,500
6,97
0,358
1555,29
5,25
0,485
7,32
0,348
777,65
5,42
0,243
7,56
0,174
III передача
IV передача
1668,46
5,84
0,267
8,14
0,192
1690,86
6,32
0,271
8,82
0,194
1705,36
6,81
0,273
9,50
0,196
1704,50
7,78
0,273
10,86
0,196
1669,34
8,76
0,268
12,21
0,192
1602,01
9,73
0,257
13,57
0,184
1555,29
10,22
0,249
14,25
0,179
777,65
10,55
0,125
14,71
0,089
V передача
VI передача
1668,46
11,36
0,137
15,85
0,099
1690,86
12,31
0,139
17,17
0,100
1705,36
13,25
0,140
18,49
0,101
1704,50
15,15
0,140
21,13
0,100
1669,34
17,04
0,138
23,77
0,098
1602,01
18,93
0,132
26,41
0,094
1555,29
19,88
0,128
27,73
0,091
777,65
20,52
0,064
28,63
0,045
VII передача
VIII передача
1668,46
22,10
0,070
30,83
0,050
1690,86
23,95
0,071
33,40
0,050
1705,36
25,79
0,071
35,97
0,050
1704,50
29,47
0,071
41,11
0,050
1669,34
33,16
0,069
46,25
0,048
1602,01
36,84
0,066
51,39
0,046
1555,29
38,68
0,064
53,96
0,044
777,65
39,93
0,031
55,71
0,020
IX передача
X передача
1668,46
43,01
0,034
60,00
0,022
1690,86
46,60
0,034
65,00
0,022
1705,36
50,18
0,034
70,00
0,021
1704,50
57,35
0,033
80,00
0,019
1669,34
64,52
0,032
90,00
0,017
1602,01
71,69
0,029
100,00
0,014
1555,29
75,27
0,027
105,00
0,012
777,65
77,71
0,010
108,40
0,001
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
г) Сила сопротивления качения:
Pf = ma g f, (10.5)
Pf = 37450 9,81 0,03 = 11021,5 H.
д) Сила сопротивления подъёму:
Pi = ma g i, (10.6)
Pi = 37450 9,81 0,06 = 22043,1 H.
е) Сила сцепления:
Pφ = Gсц φх, (10.7)
где φх – коэффициент продольного сцепления движителя.
Gсц = G2 =G3 ;
Принимаем φхmax = 0,7 (грунтовое покрытие).
Pφmax = 68900 0,7 = 48230 Н
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
11 Динамический паспорт автопоезда
Возможности использования машин ограничены сцеплением движителя с опорной поверхностью. В реальных условиях коэффициент φх сцепления для одного и того же дорожного покрытия изменяется в широких пределах в зависимости от состояния, погоды, времени года. Некоторые типы машин, в частности лесотранспортные, в одних и тех же природно-климатических условиях эксплуатируются на различных почвенных фонах и дорожных покрытиях.
где μD - масштаб динамического фактора при полной нагрузке.
μDo= 0,002 ∙ 37450 / (11800 + 4150) = 0,005.
Таблица 11.1
I
II
III
IV
V
п,
мин-1
V,
км/ч
D
V,
км/ч
D
V,
км/ч
D
V,
км/ч
D
V,
км/ч
D
3,00
0,520
4,18
0,373
5,84
0,267
8,14
0,192
11,36
0,137
3,25
0,527
4,53
0,378
6,32
0,271
8,82
0,194
12,31
0,139
3,50
0,532
4,88
0,381
6,81
0,273
9,50
0,196
13,25
0,140
4,00
0,532
5,58
0,381
7,78
0,273
10,86
0,196
15,15
0,140
4,50
0,521
6,28
0,373
8,76
0,268
12,21
0,192
17,04
0,138
5,00
0,500
6,97
0,358
9,73
0,257
13,57
0,184
18,93
0,132
5,25
0,485
7,32
0,348
10,22
0,249
14,25
0,179
19,88
0,128
5,42
0,243
7,56
0,174
10,55
0,125
14,71
0,089
20,52
0,064
VI
VII
VIII
IX
X
15,85
0,099
22,1
0,07
30,83
0,050
43,01
0,034
60,00
0,022
17,17
0,100
23,95
0,071
33,40
0,050
46,60
0,034
65,00
0,022
18,49
0,101
25,79
0,071
35,97
0,050
50,18
0,034
70,00
0,021
21,13
0,100
29,47
0,071
41,11
0,050
57,35
0,033
80,00
0,019
23,77
0,098
33,16
0,069
46,25
0,048
64,52
0,032
90,00
0,017
26,41
0,094
36,84
0,066
51,39
0,046
71,69
0,029
100,00
0,014
27,73
0,091
38,68
0,064
53,96
0,044
75,27
0,027
105,00
0,012
28,63
0,045
39,93
0,031
55,71
0,020
77,71
0,010
108,40
0,001
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
12 Топливная экономичность
Топливная экономичность представляет собой совокупность свойств, определяющих расход топлива, тяговых и транспортных машин в различных эксплуатационных условиях.
Топливная экономичность влияет на себестоимость механизированных работ и зависит от экономических показателей ДВС, степени гое загрузки и всей машины в целом, функционального назначения, технического состояния, рельефа местности, состояния дороги, почвенного фона, времени года и других факторов.
12.1 Мощность необходимая для движения по горизонтали порожнего автомобиля:
Nп = [(moт + moп) g fср + Pв] V / (3600 ηт), (12.1)
Результаты аналогичных расчётов сведены в таблицу 13.1.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
Таблица 13.1
п,
мин-1
I пер. δвр=2,72
II пер. δвр=1,90
III пер. δвр=1,48
IV пер. δвр=1,26
V,
км/ч
D-f
j,
м/с2
V,
км/ч
D-f
j,
м/с2
V,
км/ч
D-f
j,
м/с2
V,
Км/ч
D-f
j,
м/с2
3,00
0,490
1,766
4,18
0,343
1,770
5,84
0,237
1,572
8,14
0,162
1,259
3,25
0,497
1,791
4,53
0,348
1,796
6,32
0,241
1,599
8,82
0,164
1,275
3,50
0,502
1,809
4,88
0,351
1,811
6,81
0,243
1,612
9,50
0,166
1,290
4,00
0,502
1,809
5,58
0,351
1,811
7,78
0,243
1,612
10,86
0,166
1,290
4,50
0,491
1,770
6,28
0,343
1,770
8,76
0,238
1,579
12,21
0,162
1,259
5,00
0,470
1,694
6,97
0,328
1,693
9,73
0,227
1,506
13,57
0,154
1,197
5,25
0,455
1,640
7,32
0,318
1,641
10,22
0,219
1,453
14,25
0,149
1,158
5,42
0,213
0,768
7,56
0,144
0,743
10,55
0,095
0,630
14,71
0,059
0,459
V пер. δвр=1,15
VI пер. δвр=1,09
VII пер. δвр=1,06
VIII пер. δвр=1,05
11,36
0,107
0,912
15,85
0,069
0,619
22,10
0,040
0,369
30,83
0,020
0,187
12,31
0,109
0,929
17,17
0,070
0,628
23,95
0,041
0,378
33,40
0,020
0,187
13,25
0,110
0,938
18,49
0,071
0,637
25,79
0,041
0,378
35,97
0,020
0,187
15,15
0,110
0,938
21,13
0,070
0,628
29,47
0,041
0,378
41,11
0,020
0,187
17,04
0,108
0,921
23,77
0,068
0,610
33,16
0,039
0,360
46,25
0,018
0,168
18,93
0,102
0,870
26,41
0,064
0,574
36,84
0,036
0,332
51,39
0,016
0,150
19,88
0,098
0,835
27,73
0,061
0,547
38,68
0,034
0,313
53,96
0,014
0,131
20,52
0,034
0,290
28,63
0,015
0,135
39,93
0,010
0,092
55,71
0,010
0,094
IX пер. δвр=1,04
X пер. δвр=1,04
43,01
0,004
0,038
60,00
0,008
0,076
46,60
0,004
0,038
65,00
0,008
0,076
50,18
0,004
0,038
70,00
0,009
0,085
57,35
0,003
0,028
80,00
0,011
0,104
64,52
0,002
0,019
90,00
0,013
0,123
71,69
0,001
0,009
100,0
0,016
0,151
75,27
0,003
0,028
105,0
0,018
0,170
77,71
0,020
0,188
108,4
0,029
0,274
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
14 Тормозные свойства автопоезда
Тормозными свойствами называют способность машины снижать скорость вплоть до полной остановки при минимальном тормозном пути, сохранять заданную скорость при движении под уклон или быть неподвижной под воздействием случайных сил.
14.1. Определение расстояния от центра до осей:
Принимаем hg = 1,8 м; Б = 4,08 м; Бт = 1,4 м;
L = Б + 0,5 Бт ,
L = 4,08 + 0,5 ∙ 1,4 = 4,78 м.
Рисунок 8 – Схема сил, действующих на колёсную машину при торможении
14.5. Определение остановочного пути гружёного автопоезда:
δт груж = 1 + ∑Jк / ( mа r2 ), (14.12)
δт груж = 1 + 347,22 / (37450 0,532) = 1,033
So10груж = [10∙(0,8+0,4+0,5∙0,5) / 3,6]+[0,004∙(1,8∙1,033∙102) / (0,65+0,03)] = 6,59 м.
Аналогично рассчитываем So пор и So груж для других скоростей и сводим в таблицу 14.1.
Таблица 14.1
Путь, м
Скорость, км/ч
Sт
1,10
4,37
9,85
17,50
27,34
39,38
So пор
5,45
13,19
23,21
35,52
50,12
67,00
Sо груж
4,81
11,19
19,13
28,64
39,71
52,35
S, м
V, м/c
Sо пор
Sт
Sо груж
Рисунок 9 – Тормозная характеристика машины
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
АТЛМ 069100.ПЗ
15 Устойчивость
Способность машины сохранять заданное направление движения оценивают управляемостью и устойчивостью, которые взаимосвязаны и определяются компоновочными размерами, спецификой систем управления поворотом, типом и характеристиками движителя, подвески, дорожного покрытия или почвенного фона.
Под управляемостью понимают способность машины сохранять заданное направление движения или изменять его под воздействием на органы управления. Под устойчивостью понимают способность машины двигаться или находиться в неподвижном состоянии без скольжения (сползания) или опрокидывания под воздействием внешних сил.
15.1 Продольная устойчивость:
Принимаем: hg =1,8 м; в =1,43 м; а = 3,35 м; hс = 1,0 м;
Определяем высоту балансирной тележки
hб =(1…1,05) r ;
hб =1,05 0,53 = 0,557 м.
Рисунок 10 – Схема сил, действующих на автопоезд при стоянке на уклоне.
Определяем критический угол продольной устойчивости по опрокидыванию на подъёме: