Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение направлений в море, Использование навигационных приборов и пособий.



Определение направлений в море

Истинные направления. Зная положение истинного меридиана (NS) любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.

Направление движения судна определяется положением его диаметральной плоскости (ДП). относительно нордовой части истинного меридиана. Истинный курс судна (ИК). Угол между нордовой частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна называется истинным курсом судна (рис. 165).

Рис. 165. Истинные направления

Истинный пеленг (ИП). Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на наблюдаемый предмет называется истинным пеленгом (рис. 165). На практике судоводителю приходится иметь дело с обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП ± 180°.

Курсовой угол. (КУ). Угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на на блюдаемый пред мет называется курсовым углом (рис. 165). Курсовой угол с считывается от 0о до 180° и имеет на менование: лево борта (л/б) или npавого борта (п/б), в зависимости от нахождения предмета относительно ДП. В том случае, когда КУ = 90°, т.е. направление на предмет перпендикулярно ДП, то этот КУ называется траверзом (┴).

Для расчета истинных направлений используются формулы:
ИП = ИК+ КУ
КУ = ИП - ИК
ИК = ИП - КУ

При этом КУ п/б имеет знак "+", а КУ л/б - знак " - ". В связи с тем, что Земля представляет собой огромный магнит с полюсами NM и SM, силы магнетизма располагают стрелку компаса в плоскости магнитного меридиана. Эта стрелка направлена одним концом на северный полюс, а другим на южный. Таким образом, магнитный меридиан, проходящий через ось магнитной стрелки, не совпадает с истинным меридианом и составляет с ним некоторый угол, который называется магнитным склонением (рис. 166).

Рис.166. Магнитное склонение

Магнитное склонение (d) - угол между нордовыми частями истинного и магнитного меридианов. Если d направлено к востоку, то оно называется остовым (Е) и имеет знак"+", если к западу - вестовым (W) и имеет знак Магнитное склонение имеет различные значения для разных мест на земной поверхности и, кроме того, это значение носит переменный характер. Конкретные величины d и его годового изменения даны для данного района плавания на навигационной морской карте. Учитывая, что карты издаются периодически, судоводитель должен учесть изменение склонения за годы, прошедшие с года издания карты до настоящего времени. Например, на карте указано, что магнитное склонение (d0) приведено к 1990 г. и в данном районе его значение равно 2°,5Е, годовое уменьшение Dd = 0°,1. Плавание осуществляется в 2000г. Требуется привести склонение к году плавания.

где d - склонение, приведенное к году плавания;
n - число лет (разность между годом плавания и годом, к которому приведено склонение на карте);
∆d - годовое изменение склонения (имеет знак"+", если увеличение, знакесли уменьшение).

Примечание: знак "+" ставится перед n, если d - восточное и «-», если d — западное.
d2000 = 2°,5 + 10(-0°,1) = + 1°,5
Ответ: d2000 = 1°,5Е.

Другой пример.

Зная величину магнитного склонения, легко рассчитать магнитные направления при известных истинных направлениях:

МК = ИК-d,
МП = ИП-d

Эти формулы алгебраические, поэтому при расчетах нужно учитывать знак склонения.

Примеры.

Решение(рис. 167): МК=45°,0-(-5°,0)=50°,0; МП=90°,0-(-5°,0)=95°,0; КУ=ИП-ИК=МП-МК=90°,0-45°,0=95°,0-50°,0=+45°,0=45° п/б

Ответы: МК = 50°,0; МП=95°,0; КУ=45°п/б

 

Кроме земного магнетизма на магнитную стрелку компаса действует судовое железо, которое имеет свойство намагничиваться от Земли. В связи с этим стрелка компаса под воздействием судового железа отклоняется от плоскости магнитного меридиана и направление, в котором располагается ось стрелки на судне, называется компасным меридианом. Отклонение стрелки компаса на судне от магнитного меридиана называется девиацией.

Девиация (δ) - угол между нордовыми частями магнитного и компасного меридианов (рис. 169).

Рис.169. Девиация


При отклонении NK к востоку от NM девиация имеет знак "+", при отклонении NK к западу от Nm девиация имеет знак " - ". Величина девиации зависит от курса судна, а точнее от его положения относительно земных магнитных силовых линий, и является величиной переменной. Если величина 8 путевого компаса на судне превышает воспринимаются меры по ее уничтожению. Уничтожение девиации производится специалистами с помощью магнитов и мягкой стали, помещаемых вблизи от магнитного компаса. Однако уничтожить девиацию полностью невозможно. Поэтому остаточную девиацию определяют на различных курсах и вносят в таблицу. Существует достаточное количество способов определения остаточной девиации, но все они основываются на том, что необходимо установить разность между известными магнитными и взятыми по компасу пеленгами на маяк, створ, знак и т.п.

δ = МП - КП = ОМП - ОКП;
δ = ИП - КП - d

Для определения остаточной девиации возле портов есть специально оборудованные полигоны, имеющие по несколько (веера) створов с известными магнитными пеленгами. Пересекая створы на главных и четвертных румбах (8 курсах), по компасу берутся компасные пеленги (КП). Затем по известной формуле рассчитываются значения δ на этих курсах. Если нет веера створов, то девиацию можно определить и по одному створу, магнитное направление которого либо известно, либо рассчитывается по известному магнитному склонению (d) и истинному направлению (ИП) створа. Принцип определения тот же, что и в предыдущем случае.

Для определения девиации приемлем и такой способ:

Берется отдаленный предмет на расстоянии не менее 300 радиусов циркуляции; судно (катер) на якоре разворачивается и через каждые 45° берется 8 КП; средний КП ( ) принимается за МП;разница между рассчитанным МП и снятыми на 8 курсах КП покажет значение 8 на каждом курсе. При определении девиации судоводителю необходимо помнить, что при изменении курса картушка приходит в меридиан не сразу, поэтому пеленгование после изменения курса следует производить спустя 3-5 минут. Для получения значения девиации в любом районе плавания можно использовать деревянную или резиновую лодку. Взятые с лодки, изготовленной из немагнитного материала, пеленги на разных курсах будут соответствовать МП, а пеленги на те же предметы с моторной лодки, катера, яхты из этой же точки дадут КП. Применяя уже известную формулу, определяются значения 8, которые оформляются в табличной форме.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.