Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов и должностных лиц местного самоуправления.



Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорят о структуре органов местного самоуправления, но не о системе органов и должностных лиц местногосамоуправления.

Под структурой Федеральный закон понимает перечень органов местного самоуправления, формируемых в конкретном муниципальном образовании.

Статья 34 Федерального закона, как мы уже знаем, определяет: структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из определения следует, что закон по сути дела не делает различия между органами местного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления. Это можно понять: функционально и те и другие являются органами местного самоуправления, наделёнными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В действительности круг задач местного самоуправления выглядит гораздо шире: наряду с вопросами местного значения, иной деятельностью, определяемой Федеральным законом 131-ФЗ как «вопросы, не отнесённые к вопросам местного значения» (глава 3), органам местного самоуправления приходится исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им в соответствии с федеральными законами, представлять и защищать интересы муниципального образования и его населения и т.д.

Вот почему, определяя круг основных задач (вопросы местного значения), Федеральный закон оставляет муниципальным образованиям, их населению пространство как для формирования необходимой муниципальному образованию (с учётом его масштабов) организационной структуры, так и для самоопределения по кругу решаемых задач – при условии, что дополнительно принимаемые публичные обязательства реализуются местным самоуправлением самостоятельно, под свою ответственность и за счёт собственных ресурсов.

Как следует из законодательного определения (см. выше), структура органов местного самоуправления объединяет в себе и собственно органы местного самоуправления, и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Профессор С.А. Авакьян и его коллеги предлагают рассматривать органы местного самоуправления в качестве коллективных субъектов муниципальных правоотношений, а должностное лицо – в качестве индивида, наделённого правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования[7].

Не определяя системы органов и должностных лиц местного самоуправления как понятия, закон отдаёт решение этой задачи науке. В науке же этот вопрос пока что проработан явно недостаточно. Д.Б. Сергеев отождествляет структуру и организационную систему муниципального образования[8], что, на наш взгляд, можно рассматривать лишь как достаточно грубое приближение к сути вопроса.

В поисках более точного ответа обратимся к вопросу, который мы исследовали при изучении темы № 2 – Система местного самоуправления. Эту систему предлагалось понимать как совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения[9].

Напомним: совокупность организационных форм местного самоуправления включает в себя:

а) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления;

б) осуществление местного самоуправления органами и должностными лицами местного самоуправления в пределах установленных для них законом и уставом муниципального образования полномочий;

в) участие населения в местном самоуправлении.

Сопоставление терминов позволяет прийти к выводу о том, что система органов и должностных лиц местного самоуправления входит в систему местного самоуправления в качестве её составной части.

В чём же состоит основное назначение органов и должностных лиц местного самоуправления как системы? Ответ на эти вопросы имеет немаловажное значения для понимания того, что собой представляет местное самоуправление в нашей стране как деятельный механизм, как социальная технология.

Система органов и должностных лиц, образно говоря, «вдыхает жизнь» в местное самоуправление, превращает его из идеи, правовой конструкции в энергично функционирующий организм, находящийся в состоянии постоянного движения и развития. Система органов и должностных лиц составляет, таким образом, один из базовых элементов организационной основы местного самоуправления и местного самоуправления в целом.

Пропуская через себя соответствующие положения законодательства, система органов и должностных лиц запускает правовые и все иные механизмы осуществления местного самоуправления. Тем самым эта система сама становится основным механизмом местного самоуправления.

Система органов и должностных лиц местного самоуправления представляет собой в каждом муниципальном образовании целостный организм. Признаками единства этой системы являются:

а) общие и специфические задачи, решение которых обязаны обеспечивать органы и должностные лица местного самоуправления конкретного муниципального образования;

б) единство подходов к формированию структуры органов и должностных лиц местного самоуправления данного муниципального образования в целях эффективного решения вопросов местного значения;

в) разграничение предметов ведения, функций и полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления;

г) взаимодействие, комплементарность (взаимное дополнение) и взаимная зависимость элементов системы при решении совокупности вопросов местного значения, находящихся в ведении данного муниципального образования;

д) единство подходов к кадровому обеспечению системы органов и должностных лиц местного самоуправления;

е) подотчётность и подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления населению муниципального образования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.