Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация и безопасность движения



СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Дата ведения 1987-01-01

 

 

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии Минтрансстроя (канд.техн.наук В.М.Юмашев - руководитель темы; О.Н.Яковлев; кандидаты техн.наук Н.А.Рябиков, Н.Ф.Хорошилов; д-р техн.наук В.Д.Казарновский; кандидаты техн.наук В.А.Чернигов, А.Е.Мерзликин, Ю.Л.Мотылев, А.М.Шейнин, И.А.Плотникова, В.С.Исаев; Н.С.Беззубик) с участием Союздорпроекта Минтрансстроя (В.Р.Силков; канд.техн.наук В.Д.Браславский; С.А.Зарифьянц), Московского автомобильно-дорожного института Минвуза СССР (д-ра техн.наук В.Ф.Бабков, Е.М.Лобанов, В.В.Сильянов), Союзпромтрансниипроекта Госстроя СССР (В.И.Поляков, П.И.Зарубин, В.С.Порожняков; канд.техн.наук А.Г.Колчанов), ВНИИБД МВД СССР (канд.техн.наук В.В.Новизенцев; В.Я.Буйленко), Гипродорнии Минавтодора РСФСР (д-р техн.наук А.П.Васильев; кандидаты техн.наук В.Д.Белов, Е.М.Окороков), Гипроавтотранса Минавтотранса РСФСР (В.А.Велюга, Ю.А.Гольденберг), Гипронефтепродуктов РСФСР (А.В.Щербин), Грузгосоргдорнии Минавтодора ГССР (канд.техн.наук Т.А.Шилакадзе).

 

ВНЕСЕНЫ Союздорнии Минтрансстроя.

 

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (Ю.М.Жуков).

 

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 233.

 

С введением в действие СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" с 1 января 1987 г. утрачивают силу СНиП II-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог" (СН 449-72) в части норм проектирования земляного полотна автомобильных дорог.

 

В СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" внесены: поправка, опубликованная в БСТ N 5 1987 г.; изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 27 февраля 1987 г. N 39 и введенное в действие с 1 марта 1987 г.; изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 9 июня 1988 г. N 106 и введенное в действие с 1 июля 1988 г., дополнение N 3, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г., изменение N 4, утвержденное постановлением Минстроя России от 8 июня 1995 г. N 18-57 и введенное в действие с 1 августа 1995 г. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).

 

Изменения внесены юридическим бюро "Кодекс" по БСТ N 5, 1987 г., N 12, 1988 г., N 11, 1990 г. и N 7, 1995 г.

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог Союза ССР общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям.

 

Настоящие нормы и правила не распространяются на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), автозимников, дорог лесозаготовительных предприятий, внутренних дорог промышленных предприятий (испытательных, внутриплощадочных, карьерных и т.п.), внутрихозяйственных автомобильных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.

 

(К) Технические параметры СНиП 2.05.02-85 соответствуют СТ СЭВ 2791-80, СТ СЭВ 5387-85, СТ СЭВ 5388-85.

 

 

Общие положения

1.1. Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной интенсивности движения и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на категории согласно табл.1.

 

1.2. К подъездным дорогам промышленных предприятий относятся автомобильные дороги, соединяющие эти предприятия с дорогами общего пользования, с другими предприятиями, железнодорожными станциями, портами, рассчитываемые на пропуск автотранспортных средств, допускаемых для обращения на дорогах общего пользования.

 

 

Таблица 1

 

+------------------------------------------------------------------------------------------------+

¦ ¦ Расчетная интенсивность движения, авт/сут¦ ¦

¦ Категория+------------------------------------------¦ Народнохозяйственное и административное ¦

¦ дороги ¦приведенная к легковому ¦ в транспортных ¦ значение автомобильных дорог ¦

¦ ¦ автомобилю ¦ единицах ¦ ¦

+------------------------------------------------------------------------------------------------+

 

I-а Св. 14000 Св. 7000 Магистральные автомобильные дороги обще-

государственного значения (в том числе

для международного сообщения)

 

I-б Св. 14000 Св. 7000 Автомобильные дороги общегосударственного

II Св. 6000 до 14000 Св. 3000 до 7000 (не отнесенные к I-а категории), респуб-

ликанского, областного (краевого) значения

 

III Св. 2000 до 6000 Св. 1000 до 3000 Автомобильные дороги общегосударственного,

республиканского, областного (краевого)

значения (не отнесенные к I-б и II катего-

риям), дороги местного значения

 

IV Св. 200 до 2000 Св. 100 до 1000 Автомобильные дороги республиканского, об-

ластного (краевого) и местного значения (не

отнесенные к I-б, II и III категориям)

 

V До 200 До 100 Автомобильные дороги местного значения

(кроме отнесенных к III и IV категориям)

 

Примечания: 1. Расчетная интенсивность в транспортных единицах принимается

в случаях, когда легковые автомобили будут составлять менее 30% общего

транспортного потока.

 

2. Категория подъездных дорог к промышленным предприятиям назначается в

соответствии с расчетной интенсивностью движения для дорог I-б -V категорий.

 

3. При применении одинаковых требований для дорог I-а и I-б категорий в

тексте они будут отнесены к I категории.

____________________________________________________________________________

1.3. Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по табл.2.

 

 

Таблица 2

 

 

+------------------------------------------------------------------+

¦ Типы транспортных средств ¦ Коэффициент ¦

¦ ¦ приведения ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

Легковые автомобили 1

 

Мотоциклы с коляской 0,75

 

Мотоциклы и мопеды 0,5

 

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:

 

2 1,5

 

6 2

 

8 2,5

 

14 3

 

св. 14 3,5

 

Автопоезда грузоподъемностью, т:

 

12 3,5

 

20 4

 

30 5

 

св. 30 6

 

Примечания:

 

1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств

коэффициенты приведения следует определять интерполяцией.

2. Коэффициенты приведения для автобусов и специальных автомобилей следует

принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

 

3. Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует

увеличивать в 1,2 раза при пересеченной и горной местности.

1.4. Категории дорог (при наличии данных) допускается назначать в соответствии с наибольшей перспективной часовой интенсивностью движения, прив. ед/ч:

 

св.2400 ............. I категория

" 1600 до 2400 ..... II "

 

" 800 " 1600 .... III "

________________________________________________________________________________________

1.5. Расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. При этом за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную интенсивность движения за последний год перспективного периода, а при наличии данных о часовой интенсивности движения - наибольшую часовую интенсивность, достигаемую (или превышаемую) в течение 50 ч за последний год перспективного периода, выражаемую в единицах, приведенных к легковому автомобилю.

 

В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги (п.1.1) следует увеличивать в 1,5 раза.

 

1.6. В проектах следует принимать более высокую категорию дороги в случаях, когда по расчетной интенсивности движения (пп.1.1 и 1.4) требуются неодинаковые категории.

 

1.7. Перспективный период при назначении категорий дорог, проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей следует принимать равным 20 годам. Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям следует проектировать на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередной полной проектной мощности, с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.

 

Перспективный период при проектировании дорожных одежд следует принимать с учетом межремонтных сроков их службы.

 

За начальный год расчетного перспективного периода следует принимать год завершения разработки проекта дороги (или самостоятельного участка дороги).

 

1.8. Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей до 12 м и автопоездов до 20 м, по ширине до 2,5 м, по высоте до 4 м для дорог I-IV категорий и до 3,8 м для дорог V категории.

 

1.9. Принимаемые в проектах основные технические решения по проложению дорог на местности, по элементам плана, продольного и поперечного профилей и их основным сочетаниям, типам пересечений и примыканий дорог, конструкциям дорожных одежд и земляного полотна должны создавать предпосылки для обеспечения роста производительности труда, экономии основных строительных материалов и топливно-энергетических ресурсов. Их следует обосновывать разработкой вариантов со сравнением технико-экономических показателей: стоимости строительства, затрат на ремонт и содержание дорог, потерь, связанных с воздействием на окружающую природную среду при строительстве, эксплуатации, себестоимости перевозок, безопасности движения, изменения производственных условий обслуживаемых дорогами хозяйств и прилегающих к дорогам территорий и других факторов. При проектировании новых дорог с включением существующих дорог или их отдельных участков необходимо учитывать затраты на приведение земель, занимаемых существующими дорогами, но не используемых в последующем для движения, в состояние, пригодное для сельского хозяйства.

 

1.10. При строительстве дорог в сложных инженерно-геологических условиях, когда сроки стабилизации земляного полотна существенно превышают установленные сроки строительства, допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды.

 

1.11. Автомобильные дороги I-III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. В целях обеспечения в дальнейшем возможной реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м.

 

В отдельных случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложения дорог I-III категорий через населенные пункты, их следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП II-60-75.

 

1.12. Число полос движения дорог с многополосной проезжей частью, мероприятия по охране окружающей природной среды, выбор решений по пересечениям и примыканиям дорог, конструкции дорожных одежд, элементы обстановки, инженерные устройства (в том числе ограждения, велосипедные дорожки, освещение и средства связи), состав зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб с целью снижения единовременных затрат должны приниматься с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения. Для автомобильных дорог I категории в горной и пересеченной местности, как правило, следует предусматривать раздельное трассирование проезжих частей встречных направлений с учетом стадийного увеличения числа полос движения и сохранения крупных самостоятельных форм ландшафта и памятников природы.

 

1.13(К). При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, к зонам отдыха и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев. Места расположения мостов, конструктивные и другие решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна - к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод.

 

Следует выполнять требования по обеспечению безопасности движения транспорта, зданий и сооружений дорожной и автотранспортных служб, учитывая наличие запретных (опасных) зон и районов при объектах по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе. Размеры запретных (опасных) зон и районов определяются по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.

 

Следует учитывать воздействие движения транспортных средств (шум, вибрацию, загазованность, ослепляющее действие фар) на окружающую природную среду. Выбор трассы автомобильной дороги должен основываться на сопоставлении вариантов с рассмотрением широкого круга взаимосвязанных технических, экономических, эргономических, эстетических, экологических и других факторов.

 

Примечание.

 

К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и

другие мелиорированные земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями и

виноградниками, а также участки с высоким естественным плодородием почв и

другие приравниваемые к ним земельные угодья.

1.14. Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений.

 

Земельные участки, отводимые на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее "Основным положениям по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ", утвержденным ГКНТ, Госстроем СССР, Госагропромом СССР и Гослесхозом СССР.

 

 

Организация и безопасность движения

2.1. Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями; необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб и т.п.

 

2.2. При проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей дорог по нормам, допускаемым п.4.21, следует проводить оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности, в том числе в неблагоприятные периоды года.

 

2.3. При проектировании дорог необходимо разрабатывать схемы расстановки дорожных знаков с обозначением мест и способов их установки и схемы дорожной разметки, в том числе горизонтальной - для дорог с капитальными и облегченными дорожными одеждами. Разметку следует сочетать с установкой дорожных знаков (особенно в районах с длительным снеговым покровом). При разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения следует пользоваться ГОСТ 23457-86.

 

Для обеспечения безопасности движения установка рекламы на автомобильных дорогах не допускается.

 

2.4. Осветленные покрытия рекомендуется применять для выделения пешеходных переходов (типа "зебра"), остановок автобусов, переходно-скоростных полос, дополнительных полос на подъемах, полос для остановок автомобилей, проезжей части в тоннелях и под путепроводами, на железнодорожных переездах, малых мостах и других участках, где препятствия плохо видны на фоне дорожного покрытия.

 

2.5. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

 

Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

 

2.6. Вне населенных пунктов средняя скорость покрытия участков автомобильных дорог, в том числе больших и средних мостов, должна быть 0,8 кд/кв.м на дорогах I категории, 0,6 кд/кв.м на дорогах II категории, а на соединительных ответвлениях в пределах транспортных развязок - 0,4 кд/кв.м.

 

Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части к минимальной не должно превышать 3:1 на участках дорог I категории, 5:1 на дорогах остальных категорий.

 

Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

 

Средняя горизонтальная освещенность проездов длиной до 60 м под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней - не более 3:1.

 

Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-4-79, а освещение автодорожных тоннелей - в соответствии с требованиями СНиП II-44-78.

 

Осветительные установки пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне должны соответствовать нормам искусственного освещения, регламентируемым системой стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.

 

2.7. Опоры светильников на дорогах следует, как правило, располагать за бровкой земляного полотна.

 

Допускается располагать опоры на разделительной полосе шириной не менее 5 м с установкой ограждений.

 

Световые и светосигнальные приборы, располагаемые на мостах через судоходные водные пути, не должны создавать помех судоводителям в ориентировании и ухудшать видимость судоходных сигнальных огней.

 

2.8. Включение освещения участков автомобильных дорог следует производить при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк, а отключение - при его повышении до 10 лк.

 

В ночное время следует предусматривать снижение уровня наружного освещения протяженных участков автомобильных дорог (длиной свыше 300 м) и подъездов к мостам, тоннелям и пересечениям автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами путем выключения не более половины светильников. При этом не допускается отключение подряд двух светильников, а также расположенных вблизи ответвления, примыкания, вершины кривой в продольном профиле радиусом менее 300 м, пешеходного перехода, остановки общественного транспорта, на кривой в плане радиусом менее 100 м.

 

2.9. Электроснабжение осветительных установок автомобильных дорог надлежит осуществлять от электрических распределительных сетей ближайших населенных пунктов или сетей ближайших производственных предприятий.

 

Электроснабжение осветительных установок железнодорожных переездов следует, как правило, осуществлять от электрических сетей железных дорог, если эти участки железнодорожного пути оборудованы продольными линиями электроснабжения или линиями электроблокировки.

 

Управление сетями наружного освещения следует предусматривать централизованным дистанционным или использовать возможности установок управления наружным освещением ближайших населенных пунктов или производственных предприятий.

 

2.10. Проекты автомобильных дорог I-IV категорий в части безопасности движения должны согласовываться с органами Госавтоинспекции МВД СССР.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.