Государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах вузов времени, отводимого на внеаудиторную работу студентов. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, как правило, не должен превышать 54 часов в неделю.
Главное в правильной организации внеаудиторной работы - ее планирование, которое в принципе уже задано учебным планом института, тематическими планами и последовательностью изучения юридических дисциплин.
Внеаудиторная работа начинается до прихода студента на лекцию. Многие весьма активно используют систему опережающего чтения, т.е. предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более глубокого восприятия лекции. В то же время бытует такая точка зрения, что на лекции можно не ходить, так как есть учебники, всегда можно в них потом прочитать материал или воспользоваться лекциями прилежного сокурсника. Здесь и таится причина получения неудовлетворительных оценок, так как ничто не может заменить живое слово лектора, его общение с аудиторией.
Подготовка к практическим занятиям требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.
В процессе организации внеаудиторной работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Главное - не оставлять их «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь, Беседа студента и преподавателя может дать многое, ибо еще Платон в своей знаменитой Академии весьма активно использовал этот простой прием получения знаний.
И последнее, внеаудиторная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление сравнительного правоведения.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.
При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости. Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путём систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. В ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Экзамен по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Планы ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Методические указания
Практические занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее важных и трудных вопросов учебной дисциплины, глубоком осмыслении, понимании и закреплении лекционного материала, формировании профессионального понятийного аппарата и логики мышления, выработке навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства.
Подготовку к занятиям студент должен начинать с изучения рекомендуемой литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на занятии. Кроме рекомендуемой литературы студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные нормативные акты, принимаемые или издаваемые органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Практическое занятие проводится путем проведения собеседования по пройденному материалу, дискуссий, ответов студентов на вопросы преподавателя. Особую роль в проведении семинара играет чтение студентами сообщений по специфическим проблемам темы, а также обсуждение этих сообщений.
В ходе с Практического занятия студенты должны принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов, иллюстрируя теоретические положения примерами соответствующих государственно-правовых норм и практики их реализации. Выступление на Практическом занятии не должно превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный и системный характер, содержать анализ использованных нормативных актов и литературы, примеры и предложения по совершенствованию действующего законодательства. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный нормативный материал, в том числе презентации, а также конспект своего ответа.
Безусловно, выполнение данных общих рекомендаций, а также рекомендаций по отдельным темам позволит студентам получить прочные знания по курсу «Сравнительное правоведение» и успешно их применить в практической деятельности по избранной специальности.