Одобрено кафедрой теории государства и права и государственно-правовых дисциплин Тверского филиала МГЭИ. Протокол заседания кафедры от «04» декабря 2013 г. № 6. Для студентов юридического факультета Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Московского гуманитарно – экономического института, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Сравнительное правоведение включает в себя достаточно широкий круг вопросов юриспруденции, начиная от общей теории права и государства и заканчивая отраслями национального права и права различных правовых систем. В этом видится то основное, главное место курса в системе профессиональной подготовки. В комплекс включены программа по дисциплине, тематические планы, планы практических занятий, методические рекомендации по написанию рефератов, рекомендованные темы рефератов, рекомендованная литература, вопросы для подготовки к экзамену, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, словарь основных понятий. Данный комплекс составлен на основе современных позиций в юриспруденции.
Основные показатели рейтинговой системы……………………………..…..176
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения дисциплины является глубокое освоение студентами наиболее важных отраслей, институтов и понятий современного состояния гражданского и торгового права и практики его применения в наиболее развитых в научном и промышленном отношении зарубежных стран.
Основу данного учебного курса составляют появившиеся в российской юридической науке с начала 90-х годов компаративистские (сравнительные) исследования важнейших государственно-правовых институтов современных демократических государств. Новая российская юридическая наука исключает ранее широко применявшийся идеологический подход в делении государств на буржуазные и социалистические, на развивающиеся с капиталистической или социалистической ориентацией.
Применение сравнительного правоведения является одним из самых перспективных направлений развития государствоведения в России, поскольку позволяет предложить исследователям возможности выбора наиболее оптимального варианта юридической регламентации общественных отношений, возникающих в процессе разнообразной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сформулировать предложения по совершенствованию законодательства России, а также определить закономерности и тенденции развития важнейших государственно-правовых институтов. Развитие сравнительного правоведения можно отнести к числу важных условий проведения демократических реформ в России.
В курсе сравнительного правоведения подробно рассматриваются общие вопросы его понятия, методологии, теории, истории развития, анализируются конкретные современные проблемы зависимости источников права форм правления, структуры и полномочий органов государственной власти, правового положения личности, форм государственного устройства, организации местного самоуправления и местного управления и других важнейших правовых институтов от правовых систем современности и основных правовых семей. Выделенные общие критерии такой зависимости позволяют рассмотреть проблемы сравнительного правоведения отдельных отраслевых
наук.
Целью изучения сравнительного правоведения является формирование общего представления о сравнительном правоведении, показ важности его изучения в отечественных юридических вузах и его теоретической и практической значимости. Получение студентами знаний об основах правового регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях посредством сравнения основных цивилистических институтов в странах континентальной и общей системы права, в том числе в контексте процессов их унификации.
Основные задачи курса:
o формирование у студентов умений сравнительно-правового анализа оценки государственно-правовых явлений, институтов и норм на основе общепризнанных норм международного права, накопленных человечеством знаний об общих для всех стран закономерностях и тенденциях развития демократического, правового, социального и светского государства;
o формирование правовой культуры бакалавров;
o овладеть навыками применения нормативно-правовых актов при разрешении конкретных вопросов;
o социальной значимости профессии юриста в таком государстве.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.Дисциплина «Сравнительное правоведение» представляет собой дисциплину вариативной части цикла профессиональных дисциплин, изучаемую в 7 семестре, 108 ч, 3 зачетные единицы. В качестве контроля знаний студентов планом предусмотрена сдача экзамена (7 с.) и относится к направлению «Юриспруденция». Дисциплина базируется на курсах учебных гуманитарных дисциплин, в частности «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История России», «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
1) Общекультурных (ОК):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути её достижения (ОК-3);
· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
2) Профессиональных (ПК):
· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК -1);
· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК -3);
· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
· владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7).
· формой итогового контроля знаний студентов является зачёт, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачёт по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах;
· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК -10);
· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
(ПК - 11);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК - 12);
· способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК - 13);
· готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях их выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК - 14);
· способен толковать различные правовые акты (ПК - 15);
· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК - 17).
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- основные институты сравнительного права, его место среди других отраслей российского права (ОК-1), (ПК-5);
- основные методы и приемы анализа нормативных документов (ПК-5);
уметь:
- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности (ОК-8);
- анализировать происходящие внутри- и внешнеэкономические события с позиций сравнительного права; (ОК-4), (ОК-11)., (ОК-9), (ПК-:6);
- применять знания сравнительного права к решению конкретных задач, возникающих в процессе практических экономических и управленческих отношений (ОК-4), (ОК-11), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-15), (ПК-16) ;
владеть навыками:
- управления самостоятельной работой обучающихся(ОК-6), (ПК-4), (ПК-6), (ПК-15), (ПК-16);;
- , разработки нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ОК-4), (ОК-9), (ПК-4), (ПК-6), (ПК-15), (ПК-16).
Изучение данной учебной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО(2010).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСУИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.