Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия



Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммукационных технологий.

Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач, заслушивание докладов, анализ случаев (кейс-метод). Имитационные игры (деловые, ролевые).

1. Работа над основными понятиями после изучения какой либо темы. Студентам дается перечень основных понятий (в количестве 15-20), которые они должны выучить к следующему занятию. Перед началом занятия пре­подаватель пишет на доске понятия под номерами. Затем он дает определение того или иного понятия, а студенты отыскивают данное понятие на доске и дают ответ цифрой на листочках бумаги. После окончания работы преподаватель собирает их, а затем снова раздает с расчетом, что каждому достается работа другого студента. После чего преподаватель пишет на доске (или диктует) правильные ответы (код в виде ряда чисел), а студенты проверяют работы друг друга. На доске записаны нормы оценок ( о них можно сказать и перед началом работы).после проверки студенты ставят оценки друг другу. Преподаватель собирает работы, бегло просматривает их и выставляет оценки в журнал.

2. Деловая игра «Экзамен». Она проводится после изучения какой- либо темы. Деловые игры максимально приближают условия занятий к конкретной практической деятельности. Они учат принимать сложные хозяйственные и кадровые решения, помогают разобраться во взаимоотношениях в трудовом коллективе, позволяют проверить знания, умения и личные качества обучаемых, особенно при решении «реальных» задач в конфликтной обстановке. Деловые игры формируют у играющих не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности: деловитость, исполнительность, честность, инициативность, принципиальность, коллегиальность, ответственность за принятые решения и результаты их внедрения и т. д. В процессе деловой игры моделируется взаимодействие участников и их общение.

Учащимся предлагается приготовить ответы на вопросы, выносимые на экзамен. Перед началом урока – экзамена учащиеся делятся на 4-6 групп (5-6 человек в каждой группе). Готовятся билеты для каждой группы. В группе назначается, (или выбирается) экзаменатор из числа учащихся. Ему выдаются экзаменационная ведомость и билеты. Для экзаменаторов обору­дуется место приема экзаменов. Учащиеся берут билет и готовятся к ответу 15-20 мину, после чего отвечают. Экзаменатор выставляет оценку в экзаме­национную ведомость. По окончании экзамена экзаменаторы сдают ведомо­сти преподавателю и он выставляет оценки в журнал. Учащиеся экзамена­торы получают оценку за правильность приема экзамена и объективность оценок, выставленных экзаменующим. Преподаватель в течение всего урока контролирует ход экзамена.

3. Коллективная творческая работа. Проводится после прохождения темы, по которой можно провести дискуссию. Работа обычно проводиться за долго да урока. Учащиеся делятся на 4-6 групп по 5-6 человек в каждой группе. Для них готовится один или несколько вопросов. Возможны одни и те же вопросы для каждой из групп. Дается время на подготовку и обсужде­ние в течении одного урока. Если вопросы не большие, то можно каждой группе дать 2-3 вопроса. Тогда учащиеся дополнительно делятся на под­группы для ответа на каждый вопрос, обсуждают его в парах, а затем выно­сят на общие обсуждении группы. Таким образом, готовится коллективный ответ.

На втором уроке проводится осуждение (защита) вопросов. От каждой группы выделяется учащийся, который от имени группы дает коллективный ответ. Другие члены этой группы дополняют и поправляют его. Участники остальных групп могут задавать вопросы выступающему. Затем то же самое проделывают остальные группы.

Возможны следующие варианты выставления оценок за выполнение работы: оценка каждому участнику выставляется в нутрии группы за вклад, который он внес в разработку рассматриваемого вопроса; оценка за выступление группы выставляется жюри, в состав которой входит представитель каждой из групп (по одному человеку), а так же преподаватель; оценки выставляют группы друг другу на маршрутных листах, которые выдаются каждой группе.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий. Такие как: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «морской бой», «ромашка» и т.д.

«Пресс-конференция»: студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

«Интеллектуальный футбол»: группа делиться на две команды. В каждой группе выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие - задают вопросы, защитники – отвечают на них. Для роли вратаря лучше всего выбрать студента, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники не могут. Преподаватель является судьей. Для оценки он может использовать карточки с баллами.

«Морской бой»: группа также делиться на две команды, студентам раздаются «боеприпасы» - Фишки на которых указаны вопросы. И «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая его задала.

«Ромашка»: делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.

Преподаватель самостоятельно разрабатывает различные виды игровых форм контроля знаний студентов.

Тесты действия. Термин взят из психологии, где тесты действия понимаются как процедура, ориентирующая испытуемого как выполнение какого-нибудь практического действия. Очень часто применяются для проверки реальных профессиональных умений (напечатать на компьютере текст, откорректировать газетную статью, приготовить временный микропрепарат, собрать электрическую цепь и т.д.). Предназначены в том числе для выявления умений выполнять работу с механизмами, материалами, инструментами. Позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций.

Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности). Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение (например, будущему учителю - что делать, если ученик не готов к уроку или нагрубил учителю?). Время решения задачи резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.

Более сложная форма - анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, студентам -экономистам предлагается смоделировать развитие производства при росте цен на сырье, студентам- ветврачам оказать скорую медицинскую помощь). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.

Портфолио. Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово возникло в эпоху Возрожения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, решения задач - все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:

- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;

- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);

- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;

- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения;

- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.

Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Три основные типа портфолио:

1. Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

2. Портфолио работ - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

3. Портфолио отзывов - включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.

Студент сам решает, что именно будет входить в его портфолио, т.е. вырабатывает навыки оценки собственных достижений. Для отбора документов в портфолио студентам предлагается, например: выбрать три лучших работы из написанных при изучении конкретной курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, лучше всего демонстрирующие определенные навыки; из перечисленных типов работ выбрать по одной (например, анализ текста; эссе; научная статья; рецензия на работу однокурсника и т.д.).

Метод мозгового штурма, созданный в конце 30-х гг. А. Осборном (США), имеет ряд модификаций: групповое решение задач, концентрация идей, массовая мозговая атака и др.

Основная идея - отделение генерирования новых идей от их оценки путем запрета критики, что позволяет высказывать смелые идеи, не боясь насмешек, отрицательного отношения руководства и коллег. Поощряется любая идея, в том числе и шуточная, и явно нелепая. Обычно в группу включаются 6 - 8 человек - генераторов идей. Руководители не включаются. Создается непринужденная обстановка. Идеи стенографируются или записываются на магнитофон, а затем передаются группе экспертов для оценки и отбора. За час группа из 8 человек может выдвинуть 50 - 60 идей, из которых 1 - 2 могут оказаться эффективными.

Мозговой штурм эффективен, когда ведущий имеет большой опыт решения задач, владеет техникой общения, обладает личным обаянием, остроумием и многими другими качествами. Но и в этом случае успешно решаются относительно несложные проблемы. Наибольшие успехи достигаются при решении управленческих задач.

Метод проектов. Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.

Студенты, готовящие проект имеют право:

- самостоятельно выбирать тему проекта;

- самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи;

- самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.

На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация).

Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз данных. Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» - папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.

Цели кейс-метода состоят в следующем:

· активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;

· приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;

· отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

· моделирование решений, представление различных планов действий;

· приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;

· приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;

· приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;

- подобное описание практических ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение:

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- рекомендации «Как работать с кейсом»;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу:

1 . Подготовка к занятию преподавателем и студентами.

2 . Организационная часть. Выдача кейса.

3 . Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.

4 . Проверка усвоения теоретического материала по теме.

5 . Работа студентов в микрогруппах.

6 . Дискуссия (коллективная работа студентов).

7 . Оформление студентами итогов работы.

8 . Подведение итогов преподавателем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.