Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал, со слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто нарушил пост хотя бы одного дня месяца Рамадан без уважительной причины или не по болезни, не сможет искупить его (в полной мере), даже если он будет беспрерывно поститься всю жизнь». Этот хадис приводит аль-Бухари в комментариях к своему Сахиху.
Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет» (аль-Байхакъи).
Передают, что Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), сказал: « Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: «Поднимайся». Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: «Мы облегчим тебе это». И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» — спросил я. «Это вопли обитателей Огня», — ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: «Это те, которые разговлялись раньше времени»». (ан-Наса'и и Ибн Хиббан).
Если такому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!
СТОЛПЫ ПОСТА:
1. Намерение, т. е. наличие в сердце решимости поститься, подчиняясь велению Аллаха Всемогущего и Великого и приближаясь к Нему, ибо сказано пророком, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести)». (аль-Бухари и Муслим).
Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах из деяний принимает только те, которые совершаются искренне и только ради Него» ан-Наса'и.
2. Воздержание, т. е. отказ от всего, что нарушает пост в виде приёма пищи, жидкости, совокупления.
3. Время, имеется в виду светлая часть дня, т. е. от рассвета до заката солнца.
Примечание: Для того чтобы пост считался правильным, необходимо иметь в сердце намерение поститься, которое можно утвердить в начале месяца на весь Рамадан. Но лучше укреплять намерение каждую ночь Рамадана, с момента заката солнца до зари.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПОСТ ОБЯЗАТЕЛЕН
Три условия, обуславливающие обязательность поста:
1. Зрелость по шариату: Мальчики считаются по шариату достигшими совершеннолетия и несущими ответственность за свои поступки при появлении у них одного из нижеследующих признаков половой зрелости: семяизвержение (поллюции) и появление на лобке жёстких волос. По достижении пятнадцатилетнего возраста, любой человек считается зрелым, даже если у него отсутствуют признаки половой зрелости, упомянутые выше.
2. Здравость рассудка.
3. Способность поститься (отсутствие серьёзных противопоказаний врачей).
— Правильное соблюдение поста женщиной требует, чтобы она очистилась от менструаций или послеродового кровотечения.
НОРМЫ И ЭТИКА ПОСТА
Во время поста:
• Не мешкают с разговением, т.е. с прерыванием поста сразу же после призыва на вечернюю (магъриб) молитву.
В хадисе от Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) говорится, что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не перестанут (наслаждаться) благополучием до тех пор, пока будут спешить с разговением». (аль-Бухари и Муслим).
• Разговляться по Сунне начинают со свежих или сушеных фиников или воды. Лучше всего соблюдать отмеченную последовательность. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает». (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Желательно, чтобы при разговении съедалось нечётное количество фиников и выпивалось нечётное количество глотков воды.
· Разговляться следует после азана и до совершения молитвы, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал вечернюю (могъриб) молитву, не разговившись хотя бы глотком воды». (ат-Тирмизи).
· Разговляясь, следует взывать к Аллаху с мольбой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перед разговением говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд).
Хорошо обращаться к Аллаху с мольбами перед и во время разговения.
• Придерживаются сухура, (т.е. приёма пищи и жидкости перед рассветом) в последнюю часть ночи с намерением поститься. Всевышний Аллах сказал: «…ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной …» (Корова, 187).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». (аль-Бухари и Муслим). Сообщается от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ибн Хиббан).
Также, в хадисе от аль-Хакима сообщается, что «Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур». Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи. Ибн 'Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать попозже»» (ат-Табарани, Ибн Хиббан).
А также следует:
· Проявлять усердие в многочисленных проявлениях послушания Аллаху.
· Сносить обиды, чинимые людьми. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: «Я соблюдаю пост. Я соблюдаю пост».
· Содействовать разговению другого постящегося.
· Потуплять взор и не смотреть на запретное.
ПРИ ПОСТЕ ПОРИЦАЕТСЯ:
· чрезмерное полоскание рта и втягивание в себя носом воды при омовении;
· целование жены тем, кто не в состоянии контролировать свои чувства;
· ласкать или заигрывать с женой, поскольку это может привести к совокуплению;
· мысли о совокуплении;
· намеренное накапливание слюны с последующим её проглатыванием;
· проба пищи не вызванная необходимостью ;
• также, во время поста ещё больше, чем в другое время, порицаются сплетни, сквернословие, споры, ссоры и тому подобное. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь»». (аль-Бухари и Муслим). Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питьё» (аль-Бухари).
Человек, соблюдающий пост и не оставивший всё дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь многим постящимся достанется от их поста только жажда». (Ибн Маджа).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, пост для (мусульманина) щит, пока он сам его не разрушит». Его спросили: «А как он может его разрушить?» Он сказал: «Ложью и сплетнями». (ат-Табарани).
Таким образом, мусульманину лучше молчать, чем произносить то, в чём нет пользы или необходимости, тем более, что молчание в этот великий месяц — это благо для постящегося, как сообщается об этом в хадисе от имама аль-Байхакъи, где сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «… молчание постящегося — это восхваление (тасбих)».
ПОСТ ПРЕРЫВАЕТСЯ ПО УВАЖИТЕЛЬНЫМ ПРИЧИНАМ СО СТОРОНЫ:
· женщины, имеющей менструацию и роженицы;
· человека, нуждающегося в прерывании поста для избавления другого от опасности, например: спасение тонущего или срочное переливание крови и т.д.;
· больного, опасающегося за то, что пост повредит ему;
· находящегося в пути — ему разрешается сокращать молитву и прерывать пост;
· беременных или кормящих грудью женщин, опасающихся за себя или за ребёнка.
В хадисе от Анаса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса'и).
Все вышеуказанные лица должны восполнить пропущенные дни поста, как только у них появится возможность.