ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТИВЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОПУСКНОМ И ВНУТРИОБЪЕКТОВОМ РЕЖИМЕ В АЭРОПОРТАХ, АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В целях приведения системы обеспечения авиационной безопасности в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
Приказываю:
1. Утвердить “Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации” (прилагается).
2. Начальникам региональных управлений Федеральной авиационной службы России организовать контроль за вводом в действие настоящего Положения в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, далее – аэропорты и авиапредприятия ГА.
3.Руководителям аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации.
3.1. В соответствии с требованиями настоящего Положения в месячный срок, разработать и согласовать с РУ ФАС России и другими федеральными органами исполнительной власти на местах Инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму в аэропортах и авиапредприятиях гражданской авиации.
3.2. Организовать изучение указанной Инструкции с личным составом служб авиационной безопасности и военизированной охраны, и ознакомить с нею работников аэропортов и авиапредприятий.
4. Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в предприятиях, учреждениях и организациях гражданской авиации, утверждённое Министерством гражданской авиации СССР от 25.05.1990 № 5/и, не применяется.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора ФАС России В.Ю. Позднякова.
Директор Г.Н. Зайцев
ПОЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Общие положения.
1.1. Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации Российской Федерации (далее Положение) разработано в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса Российской Федерации – (Сборник законодательства РФ, 1997, № 15, ст.1383), Таможенного кодекса Российской Федерации – (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 31 ст. 1224), Закона Российской Федерации “О государственной границе Российской Федерации” – (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594), Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897 – (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 15, ст.1795), а также с учётом Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.
1.2. Положение определяет порядок организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режима в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации.
1.3. Требования настоящего Положения являются обязательными для авиационного персонала и работников аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации независимо от форм собственности, должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного аэропорта или авиапредприятия.
1.4. На аэродромах совместного базирования, внесённых в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, правила пропускного и внутриобъектового режима устанавливаются руководителем аэропорта (авиапредприятия) гражданской авиации по согласованию с руководителем совместно базирующихся организаций (войсковых частей).
1.5. В соответствии с требованиями данного Положения и с учётом особенностей деятельности аэропортов гражданской авиации в каждом аэропорту разрабатывается Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Руководители международных аэропортов Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму согласовывают с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля.
Инструкция в обязательном порядке доводится до сведения всего авиационного персонала, работников аэропорта (авиапредприятия), сотрудников службы авиационной безопасности, подразделений ВОХР аэропорта (авиапредприятия) и службы авиационной безопасности эксплуатантов.
1.6. Администрация аэропорта (авиапредприятия) принимает необходимые меры по организации и поддержанию пропускного и внутриобъектового режима в соответствии с требованиями настоящего Положения.
Практическое осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах (авиапредприятиях) возлагается на службу авиационной безопасности.
Руководители структурных подразделений аэропорта (авиапредприятия) организуют контроль за соблюдением подчинёнными работниками правил пропускного и внутриобъектового режима.
Каждый работник авиапредприятия гражданской авиации в целях обеспечения авиационной безопасности обязан строго соблюдать требования, изложенные в настоящем Положении.
1.7. Работники аэропорта (авиапредприятия), физические и юридические лица, виновные в нарушении правил пропускного и внутриобъектового режима, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Пропускной режим.
2.1. Пропускной режим - это совокупность правил и процедур допуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).
2.2. Пропускной режим предназначен для:
- исключения возможности несанкционированного доступа физических лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия);
- определения порядка допуска работников и транспорта авиапредприятий в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) к воздушным судам и объектам с учётом сменности их работы;
- установления порядка допуска пассажиров и членов экипажей в контролируемую зону аэропорта;
- определения порядка допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия);
- установления порядка пропуска транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия);
- исключения возможности ввоза (вноса) в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия) веществ и предметов, с помощью которых можно совершить акт незаконного вмешательства;
- установления порядка вывоза (выноса), ввоза (вноса) материальных ценностей с (на) контролируемой зоны аэропорта (авиапредприятия);
- организации и осуществления досмотра работников авиапредприятия и всех лиц при допуске их в контролируемую зону аэропорта (авиапредприятия).
2.3. Для организации пропуска в контролируемую зону лиц и автотранспорта в аэропортах (авиапредприятиях) создаются контрольно-пропускные пункты.
Контрольно-пропускные пункты строятся и оборудуются в каждом конкретном случае по типовым или индивидуальным проектам.
2.4. Количество контрольно-пропускные пункты, через которые осуществляется доступ в контролируемую зону, должно устанавливаться с учётом обеспечения эффективной работы аэропорта (авиапредприятия) и обслуживаться достаточным количеством сотрудников службы авиационной безопасности.
2.5. Контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы надёжными средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с полностью автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, тревожной сигнализацией, техническими средствами для досмотра работников аэропорта (авиапредприятия) и всех лиц при допуске их в контролируемую зону, а также специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов.
2.6. В помещениях контрольно-пропускного пункта должны быть оборудованы стенды с образцами действующих в аэропорту (авиапредприятии) удостоверений и пропусков, а также образцами подписей должностных лиц имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.
2.7. Использование запасных ворот в ограждении аэродрома для проезда транспорта к отдельно стоящим объектам аэропорта (авиапредприятия) должно контролироваться службой авиационной безопасности.
2.8. В международных аэропортах гражданской авиации администрацией аэропорта по согласованию с руководителями органов пограничного, таможенного и других видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации определяются места для производства пограничного, таможенного и иных видов контроля.
2.9. В периоды повышенной опасности или при наличии особой угрозы усиливается действующая в аэропорту (авиапредприятии) система пропускного и внутриобъектового режима за счёт привлечения дополнительных сил и средств.