Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение принятия христианства для русской культуры



Введение

 

Культура нашего отечества на протяжении всего многовекового времени ее формирования тесно связана с историей России. Культурное наследие русского народа формировалось в процессе становления и развития самосознания нации, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Культурное наследие русского народа дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент культуры любого народа. Религия – это образ жизни, особая система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь во время Владимира со всех сторон была окружена народами, которые имели свою письменность, развитые религии. Русь стремилась войти в этот мир и стала государством, при этом приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. На протяжении длительного отрезка времени, вплоть до ХХ в., христианство останется доминантой культуры.

 

Значение принятия христианства для русской культуры

 

"Русь приняла крещение от Византии, - пишет Г. Флоровский. - И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий... Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром[1]". Воздействие принятия христианства на культуру и историю Руси можно охарактеризовать следующими тезисами:

· В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки зрения психологии верований язычества и становление представлений о христианстве, преображались духовные и нравственные приоритеты. Церковь стала центром жизни общества, проповедовала новую идею, новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.

· С момента принятия христианства Русь также вступает в эпоху освоения античного наследия, но не с помощью римских, лежащих уже около тысячи лет разрушенными ценностей, а с помощью культуры Греции, которая по большей части была сохранена Византией. Как пишет И. Экономцев, античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси[2]". С помощью Иоанна Дамаскина русский народ познакомился с философией и логикой Аристотеля. Обширно распространялись знания античности в таких науках, как астрономия, география, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. Православие на Руси некоторым образом сплотило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Миросозерцание Востока, которое было устремлено к Небу и пропитано духом гармонии античности, наложило свой отпечаток света, легкости и окрыленности в базу культуры Руси.

· Христианство дало Руси письменность. Наряду с этим, если языком книг религиозного содержания на Западе была латынь, то на Руси таким языком стала азбука славянского языка - кириллица, которую создали святые Кирилл и Мефодий. Кроме этого, огромный толчок к развитию получила вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература.

· Введение христианства на Руси сразу же привело к ощутимым изменениям в сфере быта людей. Об этом можно сделать вывод на основании литературных источников, которые широко использовались различными историками ( "Повесть временных лет", "Правда русская", а также Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, "Слово Даниила Заточника", "Поучения" Владимира Мономаха). Давая обобщающую оценку русской литературе, Д.С. Лихачев писал: "Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая[3]".

Нельзя делать выводы о том, что христианство было базисом культуры всех слоев общества Киевско-Новгородской Руси той эпохи. Официальное внедрение христианства на Руси происходило еще в течение многих лет. Но и в этот период, и в последующее время оно существовало рядом с языческими верованиями. Как пишет Г. Флоровский, крещение означало разрыв. "Язычество не умерло и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания... продолжалась своя уже утаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная. И, в сущности, слагались две культуры: дневная и ночная[4]".

Обобщая, можно сделать выводы о том, что принятие христианства на Руси содействовало:

· включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль;

· установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира;

· созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов;

· укреплению молодой русской государственности;

· гуманизации всего древнерусского общества;

· становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране:

· развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей[5].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.