В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.
Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.
Правовое регулирование качества в современных условиях соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).
Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК).
Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве.
В условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям государственных стандартов.
Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации или путем маркировки продукции и услуг знаками соответствия государственным стандартам.
Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.
Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, установленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.
Основа государственного регулирования качества продукции