Качество – совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.
Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом – обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.
Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.
Правовое обеспечение управления качеством продукции состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления организации на всех стадиях жизненного цикла продукции с целью обеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на решение следующих основных задач:
- правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций управления качеством продукции;
- защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила.
Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ (рис.1).
Рисунок 1 - Схема нормативных актов РФ.
Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.
Все иные нормативные акты называются подзаконными и принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:
- указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;
- акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ;
- акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории – региона, области, города, района;
- ведомственные акты – акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.
Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет, и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.
С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же — это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.
По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.
Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества[1].
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис.2).
Рисунок 2 - Управление качеством продукции.
Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.
Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.
Образцом называется экземпляр продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона продукции (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса – важное условие при разрешении между сторонами споров о качестве.
Определение качества продукции по спецификации (описанию) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.
Наиболее распространенный способ определения качества продукции – отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.