Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды толкования норм права по объему



Продолжением и завершением уяснения смысла и содержания норм праваявляетсяего толкование. Оно выступает как закономерный результат всего предшествующего процесса применения - грамматического, систематического, логического и историко-политического методов толкования. Только с помощью этих методов, благодаря их приме­нению может быть подготовлен исчерпывающий ответ на вопрос, полностью ли совпадает в данной норме или акте буква закона с его духом, следует ли понимать словесное выражение нормы или нормативно-правового акта в целом в буквальном смысле или же необходимо сузить либо расширить их содержание, которое вытекает из их буквального толкования.

Окончательно ответить на данный вопрос можно, лишь используя дру­гие, дополнительные, методы - методы толкования норм права по объему. Суть их заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.

Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения юридических норм к регулируемым отношениям.

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения буквального смысла текста и действительного содержания правовой нормы. Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может означать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.

Текстуальное выражение нормы часто трактуется как «буква закона», в то время как действительное содержание выступает в виде «духа закона». Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения смысла текста и действительного содержания правовой нормы, и может оцениваться с точки зрения его объема- соотношения содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы.

Результат толкования права — вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права.

Исходя из этого различаются три вида толкования по объему: буквальное, ограничительное и распространительное.

1. Буквальноетолкование - это толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы соответствует текстуальному выражению («букве» закона).

По общему правилу, толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его текстуальное выражение.

Н = С

2. Распространительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире, чем текстуальное выражение («буква» закона).

Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может оз­начать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.

Судьи независимы и подчиняются только закону – по буквальному смыслу только нормативным правовым актам, принятым парламентом, в реальности – и подзаконные нормативные правовые акты.

Н > С

3. Ограничительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы уже, чем текстуальное выражение («буква» закона).

Например, «освобождение от ответственности» в случае наступления «непреодолимой силы». Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно ни предвидеть, ни предотвратить. Статья 38 Конституции – забота о детях, их воспитание – равное прав и обязанность родителей. Не до конца жизни, а до достижения совершеннолетия (окончания обучения по очной форме).

Н < С

Виды толкования в зависимости от субъекта толкования

Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект — лицо или орган, дающий это разъяснение.

Уяснение норм права не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания, толко­вание-разъяснение.

Разъяснение норм права — это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм.

В зависимости от статуса субъекта (и юридических последствий)— лица или органа, дающего разъяснение, — они подразделяются на официальные и неофициальные.

Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Для исполнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обязательным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием. Ос­новная цель официального толкования-разъяснения - обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения.

В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное толкование. Эти виды толкования различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкование, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и различной силой принимаемых при этом актов толкования.

Аутентичное толкование осуществляется тем же органом, который издал нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт толкования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм (задание: посмотреть аналитические обзоры на сайте Государственной Думы http://iam.duma.gov.ru/node/3/4730).

Особенность официального легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы (разъяснения Центрального Банка РФ для учреждений банковской системы, письма Федеральной налоговой службы).

Среди актов официального нормативного толкования выделяются акты толкования Конституции конституционным судом по запросам Президента, Совета Федерации, ГосДумы, Правительства, органов законодательной власти субъектов России; акты толкования иных высших судебных инстанций (постановления Пленума ВС и ВАС).

 

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов (юрисконсульты, адвокаты), отдельными гражданами и т. д. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не влекут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на глубине анализа, в убедительности и обоснованности, на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов. Неофициальное толкование делится на обыденное, профессиональное и доктринальное.


[1] Принятая в 1913 г. семнадцатая поправка к Конституции изменила это положение, введя обязательные выборы сенаторов путем народного голосования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.