Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовое государство и права человека



В правовом государстве ликвидируются все сословия и привилегии, нарушающие принцип равенства индивидов перед государством. Для всех устанавливается единый правовой статус – система прав и обязанностей, юридически оформленная и закрепляющая отношения между государством и индивидом, равно как и взаимные отношения людей друг с другом.

Права и свободы человека – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности, те возможности, которые он может свободно использовать. Это та мера свободы, которая необходима для реального самоопределения индивида, для реального пользования социальными благами в экономической, социальной, политической сферах человеческой жизнедеятельности. Человеку отводится автономное поле деятельности, где основной движущей силой выступают его частные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в сфере гражданского общества, и в отношениях индивида с государством. Личная свобода индивида основана на его праве на частную собственность.

 

В «Записках федералиста» (авторы Джеймс Мэдисон, Джон Джей, Александр Гамильтон) была предложена следующая комбинация государственной организации власти:

- двухпалатный парламент (Конгресс), состоящий из Палаты представителей, избираемых населением, и Сената, в который входят депутаты от каждого штата, избранные легислатурой (законодательными органами штатов[1]);.

- президент – представитель исполнительной власти всего союза, косвенно избираемый народом каждого штата;

- федеральная судебная система формируется президентом по совету и с согласия Сената.

Практическая реализация обеспечивается благодаря системе сдержек и противовесов. Принятые Конгрессом законопроекты становятся законами только после их утверждения президентом, который, в свою очередь должен представлять на утверждение Сената все производимые им назначения и заключаемые договоры. Конгресс может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. Судебная власть решает все спорные вопросы, касающиеся закона и Конституции. Верховный суд имеет право принимать решения относительно соответствия Конституции тех или иных законов, принятых национальными законодательными органами или законодательными органами штатов (полномочие «судебного надзора»).

Судьи назначаются Президентом, утверждаются Сенатом, могут привлекаться к ответственности Конгрессом. Сенатор избирается легислатурой штатов на 6 лет, Президент – коллегией выборщиков на 4 года.

 

 

 

Реализация права

 

Правовое регулирование в конечном итоге должно приводить к тому, что в поведении участников общественных отношений будут воплощаться требования и возможности, содержащиеся в праве. В этом случае мы говорим, что право реализовано.

Под реализацией права понимается процесс воплощения правовых предписаний в поведение субъектов права, согласование собственных действий с нормативными установлениями.

Реализация права имеет несколько форм, особенности которых зависят от способов правового регулирования, от того, реализуется ли в данном случае дозволение, запрет или обязывание. В соответствии с этим различаются три формы реализации права: использование, соблюдение, исполнение.

Использование - форма реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная черта данной формы реализации - активное поведение субъектов. Речь идет о субъективных правах, правах на свое собственное активное поведение, на использовании предоставленных правом юридических возможностей (вам предоставлено право избирать и быть избранным; выдвигая свою кандидатуру на выборах, приходя на избирательный участок для голосования вы используете это право, соответственно активное и пассивное; право на манифестации – организация одиночного пикета; привести примеры).

Соблюдение — форма реализации, которая выражается в том, что субъекты соотносят свое поведение с юридическими запретами. Для этой формы характерно пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т. е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности.
Исполнение— форма реализации, которая выражается в
действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания. При данной форме реализации поведение субъектов имеет активный характер: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т. е. выполняют возложенные на них обязанности.

Ряд ученых придерживается точки зрения, что кроме 3 перечисленных форм есть и четвертая – применение права - властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел. Цель правоприменения – обеспечить осуществление юридических норм с опорой на властность. Правоприменение – это деятельность компетентных государственных и муниципальных органов и должностных лиц (выдача паспорта, таможенный досмотр, разрешение дела в суде). Необходимость выделять правоприменение объясняется необходимостью использования государственного принуждения главным образом (потребность в специальной деятельности - надуманно).

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

♦ установление фактических обстоятельств дела;

♦ выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование (установление юридического основания дела);

♦ решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций;

♦ иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль.

При таком подходе граждане исключаются из числа правоприменителей.

В процессе правоприменения иногда выявляются пробелы (норма, которая должна регулировать общественные отношения в определенной сфере, отсутствует), юрист континентальной правовой системы считает необходимым эти пробелы восполнить (или устранить с помощью принятия нового закона или изменения действующего).

Отметим существующие способы восполнения пробелов.

1. Аналогия закона: применение в конкретном деле нормы права, регулирующей сходные по характеру общественные отношения.

Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий дан­ное общественное отношение;

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сход­ные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то ре­шение принимается по аналогии права.

2. Аналогия права: решение конкретного дела на основании общих начал и принципов права. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гума­низма, принцип законности и др. Все общие принципы права обусловлены характером общественных отношений и тесно взаимосвязаны.

Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характе­ризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. В качестве примера можно привести принципы гражданского права: принцип равенства участников гражданских правоотношений, принцип неприкосновенности собственнос­ти, принцип свободы договора, принцип недопустимости вме­шательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип восстановления исудебной защиты нарушенных прав.

Принципы права, как правило, закрепляются в нормативном порядке, прежде всего, в Конституции. Поэтому судьи при аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Конституции. В целом же применение права по аналогии ограничено. Эти способы восполнения пробелов используются только в отраслях частного права (недопустимо использование аналогии в уголовном, процессуальном, налоговом, административном праве).

Возможность применения аналогии права закреплена в ст. 6 ГК РФ, анализ которой позволяет сформулировать следующую последовательность действий суда при применении аналогии права с использованием норм-принципов гражданского права. Во-первых, суд должен констатировать пробел в праве и невозможность применения аналогии закона ("применение гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения"). Во-вторых, суд должен сослаться на п. 2 ст. 6 ГК РФ, допускающий возможность применения аналогии права. В-третьих, суду необходимо выбрать конкретную норму-принцип, подлежащую применению. При этом важно учитывать, что применяемый принцип или принципы права должны быть в решении суда прямо названы, суд не должен ограничиваться общей фразой "В соответствии с общими началами и смыслом гражданского законодательства", иначе решение остается необоснованным, что открывает возможность произвольных действий по применению норм права. В-четвертых, из найденного и обоснованного судом общего правила должно быть с помощью дедукции выведено частное правило, подлежащее применению. В-пятых, частное правило должно быть применено судом к конкретным обстоятельствам дела, в результате чего правоприменитель получает ответ на вопрос, преодолевая пробел в праве и разрешая спор. Важно подчеркнуть, что суд при применении аналогии права создает не новую правовую норму, а формулирует индивидуальное правило для конкретного случая.

Суды редко обращаются к применению аналогии права, поэтому заложенный в законодательстве потенциал принципов остается не востребованным.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.