Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ ИМАМА АХМАДА Б. ХАНБАЛА



1. САЛИХ Б. АХМАД Б. ХАНБАЛ (АБУ ФАДЛ; 203/818-266/879)

Ученый факих и хадисовед мазхаба Ханбали. Один из первых распространителей школы своего отца Ахмада б. Ханбала, да будет милостив к ним Аллах. Он в числе первых, кто систематизировал знания по религиозному праву мазхаба Ханбали и обучал фикху следующее поколение. Кроме учебы в школе своего отца, получал знания также у Али б. Валида ат-Тайалиси и Ибрахима б. Фадла аз-Заари. У имама Салиха в свою очередь учились и передали хадисы его сын Зубайр, а также Абу Касым аль-Бэгави, Мухаммад б Джа'фар аль-Хараити, Йахйа б. Саид, Абд-ур-Рахман б. Аби Хатим.

Имам Салих передавал от своего отца:

"Мучения в могиле действительно существуют. Отрицать это могут лишь те, кто сбился с Верного Пути, утерял Истину".

"Шайтан подступает к каждому мусульманину. Когда верующий становится на молитву, то он занимает его душу напоминанием всех его забот и потребностей. Тем самым старается сбить его, сделав исполнение молитвы недействительным (Ифсад). Однажды изгнанный сатана подступил ко мне и пытался внушить, что я исполнил три ракаата молитвы вместо двух. Но я не придал значения этим сомнениям, и продолжил свою молитву до конца, хотя, он до самого окончания молитвы не отставал от меня". (IFA, 1: 33; IAA, III: 290).

2. АБДУЛЛАХ Б. АХМАД Б. ХАНБАЛ (АБУ АБД-УР-РАХМАН; 213/828-290/903)

Один из наиболее известных Хафизов[42] мазхаба Ханбали. Будучи сыном Имама Ахмада б. Ханбала, учился хадисоведению и передал от него большое количество хадисов, тогда как его брат больше уделял внимание к получению знаний по религиозному праву (Фикху).

Его учителями были также и другие крупные ученые, среди которых: Абдуллах А'ляа б. Хаммад, Камил б. Талха, Йахйа б. Маин, Абу Хусайма, Зухайр б. Харб Сювейд б. Са'ид, Закариййа б. Йахйа б. Хаммувейх, Мухаммад б. Аби Бакр.

Среди учеников имама Абдуллаха б. Ахмада были: Абдуллах б. Исхак аль-Мадаини, Йахйа б. Са'ид, Абдуллах ан-Нишабури, Абу Али б. Саввах, Мухаммад б. Мухал, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

Среди произведений имама Абдуллаха б. Ахмада:

1) "Аз-Заваид" – комментарии и дополнения к книге своего отца "Китаб-уз-Зуха".

2) "Аз-Заваид-уль-Муснад" – произведение, в котором имам Абдуллах добавил к книге "Муснад" своего отца Ахмада б. Ханбала еще 10 тысяч хадисов.

3) "Муснад-уль-Ахл-и бэйт". 4) "Ас-Суласиййат". (IFA, 1: 33; IAA, III: 59).

3. АХМАД Б. МУХАММАД АЛЬ-ХАНИ; АЛЬ-ЭСРЕМ

(Абу Бакр Аль-Хорасани Аль-Багдади; ум. после 260/873).

Будучи одним из самых известных учеников Имама Ахмада б. Ханбала, собрал и передал от него разрешения многих религиозно-правовых задач, расположив их в своих книгах в соответствии с темой.

Среди его учителей были также и Аффан б. Муслим, Муавийа б. Амр, Сулейман б. Харб, Абу Валид ат-Тайалиси, Нуайм б. Хаммад, Абу Тауба б. Нафи'.

У него учились: Ан-Насаи, Муса б. Харун, Ибн-и Са'ид, Али б. Абу Тахир, аль-Казвини, Умар б. Мухаммад б. Иса аль-Джавхари и др.

Его произведения: "Аль-Сунану-ль-Фикх", "Илаль-уль-Хадис" и "Насих-уль-Хадис Мансухуху".Ученые сообщают также, что ему принадлежит весьма ценное произведение, разъясняющее сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эта работа показывает, какой высокой степенью знаний по хадисоведению он обладает. К сожалению, название книги не приводится. Возможно, имеется в виду его первая книга, указанная выше.

(IFA, 1: 33; IAA, III: 87).

4. АХМАД Б. МУХАММАД АЛЬ-МАРВАЗИ (АБУ БАКР; ум. 275/888)

Имам был в числе самых способных учеников и до конца жизни Ахмада б. Ханбала служил ему и учился у него. Год рождения имама неизвестен. Отец его был родом из Хорезма, а мать из Мерва. Имам Ахмад очень любил и ценил аль-Марвази. Он говорил: "Все сказанное им, подобно тому, как сказал бы я". После смерти, Ахмад аль-Марвази был похоронен рядом с Ахмадом б. Ханбалом, да будет милостив к ним Аллах. (IAA, III: 88).

5. АХМАД Б. МУХАММАД (АБУ БАКР; АЛЬ-ХАЛЛАЛ)

(Ахмад б. Мухаммад б. Харун аль-Багдади; ум. 311/923)

Крупный ученый мазхаба Ханбали. Учился у многих имамов этого мазхаба, объездив для этого много стран. Среди его учителей: Хасан б. Арафа, Са'дан б. Наср, Мухаммад б. Авф аль-Хымси. Постоянно беседовал с имамом Абу Бакром аль-Марвази, перенимая знания и опыт до конца его жизни. У него учились: Ибрахим аль-Харби, аль-Мэймуни, Абу Йахйа ан-Накид, племянник (сын дяди) Ахамада б. Ханбала – Ханбал, Харб аль-Кирмани, Исмаил б. Исхак аль-Секафи, Йусуф б. Муса аль-Каттан, Мухаммад б. Бишр, Абу Надр аль-Илджли, Мухаммад б. Йахйа аль-Кэххаль, Умар б. Салих аль-Багдади, Талиб б. Хырра аль-Эзени, Хасен б. Севваб, Мухаммад б. Хасен б. Хассан, Абу Давуд ас-Сиджистани, Ахмад б. Хашим аль-Антаки, Усман б. Салих б. Харзаз, Ахмад б. Мекин аль-Антаки и другие. Число учеников было огромным.

Большой заслугой имама Абу Бакра аль-Халлала является то, что он сумел собрать все ценные сообщения по фикху мазхаба у непосредственных учеников Ахмада б. Ханбала и поместить в свои работы. Книги имама аль-Халлала можно отнести к основополагающим книгам мазхаба Ханбали:

1) "Китаб-уль-Джами'" – Одно из наиболее ценных прозведений по фикху мазхаба Ханбали. Сообщают, что издавалось примерно в 20-ти томах.

2) "Китаб-ус-Сунна ва элфаз-ы Ахмад ва-д-Далиль аляа залика мин-аль-Ахадис" – ценное произведение, в котором показаны способы иджтихада Имама Ахмада б. Ханбала при использованиии собранных им хадисов в качестве доказательств. Издано в 3-х томах.

3) "Китаб-уль-Илэль" – произведение в 3-х томах по хадисоведению. Эта работа имама, как и все предыдушие, пользовалась пристальным вниманием ученых следующих поколений.

(IAA, III: 367).

6. УМАР Б. ХУСЭЙН АЛЬ-ИРАКИ

(АБУ-ЛЬ-КАСЫМ АЛЬ-ИРАКИ АЛЬ-БАГДАДИ;ум. 334/946)

Известный ученый четвертого века мазхаба Ханбали. Среди его учителей: Абу Абдуллах б. Батта, Абу-ль-Хусэйн ат-Тамими, Абу-ль-Хусэйн Шем'ун и др.

Весьма ценной и известной работой имама по фикху мазхаба Ханбали является его книга "Аль-Мухтасар". Есть сообщения, что остальные произведения имама сгорели при пожаре в Багдаде. (IAA, IV: 266).

**********

Основные положения и термины, принятые в мазхабе Ханбали

1. При наличии разных взглядов муджтахидов мазхаба на одинаковые вопросы религиозного права, ученые школы руководствуются рекомендациями муджтахида Кады Ала-ад-Дина Али б. Сулеймана ас-Сади аль-Мирдави, которые указаны им в его книгах "Аль-Инсаф", "Тасхих-уль-Фуру"и "Ат-Тэнких".

2. Ученых, живших до конца 7-го века от хиджры, называют "Мутааххир".

3. При упоминании в книгах ученых мазхаба термина "Аш-Шейх", подразумевается имам Шейх Аллама Муваффаку-д-Дин Абу Мухаммад Абдуллах б. Ахмад б. Мухаммад б. Кудама б. Микдам б. Наср б. Абдуллах; (аль-Макдиси; Ибн-и Кудама, 541/1146-620/1233), автор книг "Аль-Мугни", "Аль-Кафи", "Аль-Мукни", "Аль-Умда", "Мухтасар-уль-Хидайа".

4. Термином "Шейхан" в книгах ученых мазхаба подразумевают двух имамов мазхаба: имама Ибн-и Кудама и автора произведения "Аль-Мухаррар фи-ль-Фикх"имама Меджду-д-Дина Абу-ль-Бараката (ум. 652 г.).

5. При упоминании в книгах ученых мазхаба термина "Аш-Шарих", подразумевается имам Шейх Шамсуддин Абу-ль-Фарадж Абд-ур-Рахман б. аш-Шейх (Абу Умар аль-Макдиси, ум. в 682 г.). Ученик и племянник имама Ибн-и Кудамы. Если ученые пишут: "Комментатор (Шарих) сказал…" то подразумевают имама аль-Макдиси и его книгу "Аш-Шарху-ль-Кабир" или по-другому эту книгу называют "Аш-Шафии Шарху-ль-Мукни". По разным сообщениям книга состоит (состояла - ?) или из 10-ти томов или из 12-ти частей.

6. Основополагающими книгами мазхаба Ханбали являются: "Аль-Мугни", "Аш-Шарху-ль-Кабир", "Кашшаф-уль-Кина" – Мансура аль-Бухути, "Шарху Мюнтаха аль-Ирадат" – аль-Бухути. В настоящее время в Саудовской Аравии фетвы даются по книгам аль-Бухути и книгам "Шарху-з-Зад" и "Шарху-д-Далиль". (IFA, I: 52).

7. При упоминании в книгах ученых мазхаба слова "аль-Кады" в виде термина, подразумевается имам Кады Абу Йа'ла Мухаммад б. Хусайн б. аль-Фэрра (ум. 458 г.х.).

8. При упоминании в книгах ученых мазхаба имени "Абу Бакр" в виде термина, подразумевается ученик Имама Ахмада б. Ханбала – имам Ахмад б. Мухаммад аль-Марвази (ум. 274 г.х.).

9. При использовании в книгах ученых мазхаба терминов "Анху" и "Нассан",термины эти надо понимать как выражение: "От Имама Ахмада б. Ханбала", или: "Вывод Имама Ахмада б. Ханбала". (IFA, I: 51-52). Аль-хамду-лиль-Лахи Рабби-ль-алемиин!

***

IV.ОТНОШЕНИЕ УЧЕНЫХ - СУННИТОВ К ПОНЯТИЮ "АС-СУННА"

(Из книги: "Islam Hukuk Ilminin Esaslari" (Usulu-l-Fikh).

Приверженцы Сунны различают три вида "ас-Сунна":

1. Суннат-уль-Каули. 2. Суннат-уль-Фиили. 3. Суннат-уль-Такрири.

1. Суннат-уль-Каули

- Это высказывания Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по разным вопросам в различных ситуациях. Например:

«Действия оцениваются согласно намерениям, и каждому воздастся соответственно его намерению. Кто совершит хиджру ради Аллаха и Его Посланника, то его хиджра будет ради Аллаха и Посланника. Кто совершит хиджру ради мирского приобретения или ради женщины, то хиджра того будет оценена соответственно».

2. Суннат-уль-Фиили

- Это конкретные действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Его способы омовения, молитвы, хаджа, или принятие конкретного решения в конкретной ситуации. К примеру, принятие решения в ответ на жалобу с наличием одного свидетеля, или принятие решения по наказанию вора путем отсечения кисти правой руки и т.п.

3. Суннат-ут-Такрири

- Эта Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеет форму молчаливого согласия при конкретных действиях других людей. Пророк послан для обучения людей Исламу, для указания им на их неверные действия. Ввиду этого, если Пророку (мир ему и благословение Аллаха) становится известно о каких-либо действиях или высказываниях мусульман, и он им это не запрещает, то, следовательно, подобные действия или высказывания этих людей правомерны.

Различают Два Вида Суннат-ут-Такрири:

а) Первый вид, это когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев какие-либо действия, или услышав какое-либо высказывание, ничем не выказывает своего одобрительного отношения. То есть просто молчит.

Например: Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя через кладбище, увидел женщину, рыдающую у изголовья могилы и сказал ей: «Бойся Аллаха и прояви терпение». Женщина, не знавшая Пророка в лицо, вскинулась: «Отойди от меня! Тебе вряд ли пришлось испытать то, что произошло со мной»! Но после того как ей сказали, что говоривший с ней был сам Пророк Аллаха (мир ему и благословение), она сразу пошла к нему домой. У дверей Посланника не было ни часового, ни прислуги. Войдя в дом, она сказала; «Простите меня, я ранее не знала, что вы и есть Пророк Аллаха». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинное терпение (сабр) проявляется в первые минуты несчастья». На данном примере видно, что Пророк Аллаха ничем не высказал своего отношения о посещении женщиной кладбища. Отсюда ученые сделали вывод, что женщинам, так же как и мужчинам, посещение кладбищ не запрещено.

б) Второй вид, это когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев какие-либо действия, или услышав какое-либо высказывание, всем своим видом показывает, что относится к этому одобрительно.

Например: Лицемеры (Мунафыки) изводили Усаму б. Зэйда, измышляя всякие небылицы по поводу его происхождения. Причиной тому была черная кожа Усамы, в то время как отец его был светлокожим. Однажды, Усама вместе с отцом по случаю спали в мечети, укрывшись одним покрывалом, из-под которого торчали лишь их ноги. Один из знатоков распознания людей по стопам ног (кааиф), увидев их ноги, сказал: «Судя по всем признакам, эти ноги (несмотря на разный цвет кожи) принадлежат очень близким родственникам». Находившийся рядом Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выказал свое удовлетворение радостной улыбкой. Отсюда ученые делают вывод, что сличение стоп, является одним из способов распознания родственных связей.

Другой пример в рассказе Амра б. аль-Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды, в очень холодную ночь, когда я был направлен в поход «Зату-с-Сэлясиль», у меня случилось семяизвержение (ихтилам). Ввиду того, что я опасался за свою жизнь в случае совершения полного омовения, я сделал Тайаммум, и совершил утреннюю молитву с братьями, будучи их имамом. Вернувшись к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), они сообщили ему об этом. Посланник обратился ко мне со словами: «Амр! Ты, будучи без полного омовения, был у них имамом на молитве, не так ли»? На что я ответил: «Да, я, вспомнив айат суры Ниса: "Aллax xoчeт oблeгчить вaм; вeдь coздaн чeлoвeк cлaбым".(4: 28), совершил Тайаммум и встал имамом на молитве». Пророк Аллаха улыбнулся, и ничего не сказал». Улыбка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом случае означала, что дозволено исполнять молитву с Тайаммумом (вместо полного омовения) в очень сильный холод, даже и при наличии воды.

И еще пример: После того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил Салмана аль-Фариси и Абу-д-Дарда братьями (да будет доволен ими Аллах), Салман аль-Фариси посетил своего названного брата. Придя к нему в гости, он увидел жалкую картину: кругом царила неприкрытая бедность, а жена его Умму-д-Дарда была в удрученном состоянии и предстала перед ним в каких-то лохмотьях. На вопрос: «Что это с тобой»? Она ответила, что у ее мужа не осталось почти ничего, что могло бы связывать его с этим миром. В это время появился Абу-д-Дарда и поставил перед Салманом угощение со словами: «Ты ешь, а я сегодня попощусь». На что Салман ответил: «Если ты не будешь есть, то и я не буду». Абу-д-Дарда согласился, и они поели вместе. С наступлением глубокой ночи Абу-д-Дарда вознамерился совершить дополнительную молитву. Салман сказал ему: «Спи», и они легли спать. Через некоторое время Абу-д-Дарда опять вскочил с намерением исполнения дополнительной молитвы, и Салман опять сказал ему: «Спи» и они поспали. При наступлении времени утренней молитвы, Салман стал будить его: «А теперь вставай». Он встал, и они исполнили утреннюю молитву. Затем Салман аль-Фариси сказал своему названному брату: «Знай же, что у тебя существует много обязанностей: и перед своими страстями, и перед своим Господом, и перед своим гостем, и перед своей семьей. Ты должен удовлетворять права всех этих сторон». После этого они пришли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказали все как было. Пророк Аллаха сказал на это: «Салман поступил верно». Эти слова Пророка Аллаха служат подтверждением дозволенности всего сказанного Салманом своему названному брату.

Различия в определении степени достоверности хадисов по мазхабам

Ученые мазхаба Ханафи различают три степени достоверности хадисов:

1- Суннат-уль-Мутаватир. 2- Суннат-уль-Мешхур. 3- Суннат-уль-Ахад.

1. Суннат-уль-Мутаватир: Этот способ передачи хадисов исключает возможность подделки. Хадисы степени Мутаватир обычно передаются большим количеством Сподвижников через такое же большое количество ученых следующих двух поколений – Табиунов и Атбау-т-Табиунов. Только эти три поколения ученых достойны доверия в подлинности их ривайатов. Никакие другие поколения ученых не могут обладать этой степенью достоверности при передаче согласованных хадисов.

Для определения достоверности в степени Таватюр нет необходимости определенного количества передатчиков – 10 или 5 человек. Если разум подсказывает, что передатчики хадисов этих поколений никак не могут объединиться в какой-либо подделке, то ривайат обладает достоверностью в степени Мутаватир.

Хадисы Мутаватир делятся на два вида: а) Словесный. б) Смысловой.

а) К Словесному виду относятся те хадисы, которые переданы разными передатчиками слово в слово. К примеру, хадис, переданный каким-либо Сахаба звучит: «Кто передаст заведомо ложный хадис ссылаясь меня, пусть готовит себе место в Аду»! – Бухари; Муслим. Если же этот хадис передан слово в слово передатчиками следующих двух поколений, то подобный хадис называют Лафзы-уль-Мутаватир.

б) К Смысловому виду сообщений Мутаватир относят все хадисы, переданные подобным способом надежными передатчиками не слово в слово, а в смысловом значении.

Хадисы, полученные мусульманами путем Суннат-уль-Мутаватир являются для них приказом и руководством к действию. Отрицание подобных хадисов ведет к потере Веры.

2. Суннат-уль-Мешхур – это хадисы, переданные одним или двумя Сахабами, количество которых недостаточно для степени Таватюр, но количество передатчиков поколений Табиунов и Атбау-т-Табиунов соответствует этой степени.

3. Суннат-уль-Ахад: Хадисы, переданные одним передатчиком. Эти Хадисы составляют большинство из общего количества дошедших до нас высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и используются при решении вопроса религиозного права как вспомогательный (предположительный) фактор, но не как решающий.

Ученые мазхабов Малики, Шафии, Ханбали

делят степень достоверности хадисов на два основных вида

1) Суннат-уль-Мутаватир и 2) Суннат-уль-Ахад. К хадисам «Ахад» они причисляют и те, которые в мазхабе Ханафи называются «Мешхур».

В этих мазхабах хадисы «Ахад» имеют три подвида:

а) Гариб; б) Азиз; в) Мюстафид.

а) К разряду «Гариб» они относят хадисы, которые имеют в цепи передачи одного свидетеля. Причем, это может касаться только одного поколения или всех трех поколений (Сахаба, Табиины и Таби-у-т-Табиины).

б) К разряду «Азиз» относят хадисы, в цепи передатчиков которых в каждом поколении существуют по два свидетеля. Сюда же относятся и хадисы, которые имеют в цепи передатчиков хотя бы одного поколения всего двух свидетелей, хотя в остальных поколениях их может быть и больше двух.

в) К разряду «Мюстафид» относят хадисы, переданные не менее тремя свидетелями каждого из трех первых поколений.

Правила использования хадисов разряда «Ахад» учеными Суннитами:

Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию различных религиозно-правовых школ (мазхабов).

Ниже будут рассмотрены методы Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а (Людей Сунны и Согласия). Но вначале мы предлагаем ознакомиться с некоторыми методами использования хадисов «Ахад» сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Метод Сахабов

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Сподвижники весьма осторожно относились к использованию его высказываний. Для установления достоверности хадисов применяли различные методы, в основе которых лежало тщательное исследование обстоятельств высказываний и изучение личности, передавшего это высказывание.

Некоторые из них использовали лишь те хадисы, которые были переданы не менее чем двумя передатчиками (рави). Например, так действовали хазрат Абу Бакр и хазрат Умар б. Хаттаб (да будет доволен ими Аллах).

В сообщении Ибн-и Шихаба от Кабиса б. Зубайра говорится о случае, когда к праведному халифу Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) пришла некая женщина, и, объяснив, что она является бабушкой умершего ныне покойного, попросила выделить для нее долю наследства. На это хазрат Абу Бакр сказал ей, что он в Книге Аллаха ничего об этом не нашел. К тому, же продолжил он, я не помню ничего об этом и в высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха). После чего халиф обратился за советом к присутствовавшим при этом сахаба. Тут встал Аль-Мугира б. Шу’бэ (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я слышал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что бабушке покойного положена доля, размером в шестую часть наследства». Абу Бакр спросил у него: «А свидетели у тебя есть»? Свидетелем этого высказывания назвался Мухаммад б. Маслама (да будет доволен им Аллах). После чего Абу Бакр отдал распоряжение выделить бабушке шестую часть наследства.

В другом сообщении, переданном Бухари, говорится, что однажды хазрат Умар б. Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пригласил к себе домой через своего человека Абу Мусу аль-Ашари. Тот пришел к его дверям и трижды попросил разрешения войти внутрь. Не услышав разрешения, он ушел. Увидев такое положение, Хазрат Умар послал ему вдогонку человека. Когда Абу Муса вернулся, он спросил его: «Почему ты ушел»? Тот ответил, что он трижды приветствовал в сторону дверей, но никто ему не ответил. А слышал он от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что: «Если кто-либо из вас трижды попросит разрешения войти, но не получит ответа, то пусть возвращается назад». Тогда хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) потребовал привести к нему свидетеля этого высказывания. Обескураженный таким оборотом дела, Абу Муса отправился к Ансарам. Они, увидев Абу Мусу в таком состоянии, и выяснив, что с ним случилось, сказали: «Пусть самый младший сопроводит его». С ним пошел Абу Саид аль-Худри и объявил хазрату Умару, что он был свидетелем этого высказывания».

Выслушав свидетеля хазрат Умар повернулся к Абу Мусе со словами: «Пойми ты, я вовсе не хочу тебя в чем-либо обвинить. Ты должен понимать, что передавал не просто чьи-то слова, а высказывание самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха)».

Другие сахабы требовали от передатчиков хадисов, чтобы они поклялись в достоверности сообщения». Например, так действовал хазрат-и Али б. Аби Талиб (да будет доволен им Аллах).

Некоторые сахаба не действовали по высказанному кем-либо хадису, так как знали, что хадис впоследствии был отменен. Например, так было с хадисом, который передал Абдуллах б. Мас’уд (да будет доволен им Аллах). В хадисе, который передавал этот сахаба, говорилось, что при совершении Рукуу (в молитве), руки надо зажать между бедрами (татбик). Он и сам совершал Рукуу именно таким образом. Но потом другой сахаба сообщил, что этот хадис был впоследствии отменен. Этим сподвижником был Са’д б. Аби Ваккас. Он передал, что да, ранее Пророк (мир ему и благословение Аллаха) действовал именно так. Но затем он стал класть ладони рук на колени и велел всем делать так же. Ввиду этого, Абдуллах б. Мас’уд перестал следовать хадису, который передал сам, так как знал, что тот был отменен, и при совершении поясного поклона (Рукуу), обхватывал колени пальцами рук.

Метод Ханафитов:

Авторы книг по основам Фикха пишут о том, что ученые мазхаба Ханафи считают необходимым придерживаться трех условий при использовании сообщений «Ахад»:

1. Первое условие. Передатчик хадиса (Свидетель; Рави) должен соответствовать своей практикой переданному сообщению и не давать противоречащие ему фетвы. Если же Рави совершает подобное, то принимаются во внимание лишь его действия и фетвы, а не переданный им хадис.

Объясняется это тем, что ученые полагают, что если бы Рави не имел сведений о замене предыдущего сообщения другим повелением Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он не стал бы вступать в противоречие с хадисом. Это было бы совершенно нелогично. Поэтому, в подобных случаях они предлагают следовать действиям и фетвам Передатчика (Рави).

Например, Ханафиты не действовали в соответствии с хадисом, полученным от Абу Хурайры, в котором говорилось: «Если чью-либо посуду оближет собака, то пусть он выльет содержимое, и вымоет (очистит) семь раз, один из которых - с использованием чистой земли».

Объясняется это сообщением от Дарэкутни, в котором говорится, что сам Абу Хурайра чистил свою посуду лишь троекратно и фетву давал именно в соответствии с этими действиями. Ввиду этого, Ханафиты приняли его фетву как доказательство отмены предыдущего сообщения, и действовали по этой фетве.

Второй пример. К этому же разряду относится и хадис от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Если женщина выйдет замуж без разрешения своего опекуна (вали), то ее замужество недействительно». Ханафиты не действовали по этому хадису, так как считали, что этот хадис был впоследствии отменен. Причиной тому было то, что сама Айша, да будет доволен ею Аллах, действовала в противоречии с этим хадисом, выдав замуж дочь своего брата Абду-р-Рахмана (да будет доволен им Аллах), когда тот находился в это время в Сирии. И, несмотря на то, что вернувшийся брат был немало расстроен совершенным без его ведома Никяахом, нет никаких сообщений о расторжении этого договора.

2. Второе условие. Хадис не должен сообщать о действиях очень распространенных, отвечающих потребностям большого количества мусульман. Такое положение в книгах по Основам Фикха называют «Умуму-ль-Бэлява». Такой хадис муджтахиды мазхаба Ханафи принимают настороженно, так как подобное сообщение должно было бы передаваться большим количеством Рави, а не оставаться в разряде «Ахад». А раз сообщение было передано лишь одним передатчиком, то достоверность его вызывает сомнение. Если бы сообщение было достоверным, считают они, то хадис оказался бы в разряде «Таватюр».

Ввиду подобных соображений, ученые мазхаба Ханафи не приняли к исполнению хадис от Абдуллаха б. Умара, в котором говорится о действии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в молитве: «Перед совершением поясного поклона (Рукуу) и при возвращении в положение стоя (Кыйам), он вскидывал руки вверх». Ученые-ханафиты считали, что если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда вскидывал руки в молитве, то эти его действия должны были бы совершать все сахаба, так как они все бы об этом знали. В таком случае и сообщений было бы об этом очень много, и действия эти исполняли бы все без исключения.

Второй пример: По этим же соображениям ханафитами был не принят к исполнению хадис, переданный Тирмизи, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) перед чтением в молитве «Фатихи», произносил «Бисмиллях…» вслух. Если бы Пророк делал это постоянно, то передатчиков хадиса было бы великое множество.

3. Третье условие. Если передатчик не является знатоком по фикху и не достиг уровня иджтихада, то переданный им хадис не должен противоречить условиям Кыяса (сопоставлению аналогий) и основам Шариата. К примеру, если передатчик является одним из 4-х праведных халифов, или известным знатоком фикха и рави (к примеру, таким как Абдуллах б. Аббас или Абдуллах б. Мас'уд), тогда этот хадис принимается к исполнению. Если же хадис передается такими передатчиками, как Анас б. Малик или Билял, известных тем, что являются лишь передатчиками, но не муджтахидами, то хадис не может быть использован безоговорочно. Этих условий придерживаются очень многие муджтахиды. Объясняют они это тем, что при передаче хадиса, передатчики, не являющиеся специалистами по фикху, не обладающие достаточной степенью иджтихада, могут разъяснять действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) неверно, или же (при передаче слов) добавлять свои мысли, взгляды.

Поэтому, при использовании хадисов, переданных сподвижниками, не являющимися муджтахидами самого высокого ряда, ученые-ханафиты отдают предпочтение сопоставлению аналогий и общим принципам религиозного права. (IHIE, 75-77).

Метод Маликитов:

При использовании хадисов «Ахад» Имам Малик б. Анас (да будет милостив к нему Аллах) придерживался лишь одного условия: Хадис не должен противоречить обычаям мединцев (Амалю ахли-ль-Мадина). Если же полученное сообщение не соответствовало религиозной практике мединцев, то Имам не использовал такие хадисы. К примеру, он не использовал хадис, гласящий: «Пока покупатель и продавец не расстались друг с другом, каждый из них обладает правом отказа от заключенного ими соглашения (Мухаййар)", мотивируя тем, что подобное высказывание не соответствует обычаям мединцев.

Еще пример: Имам Малик б. Анас не действовал по хадису: «Когда кто-либо хочет выйти из молитвы (намаза), пусть отдаст приветствие: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах» вначале на правую сторону, а затем на левую сторону», так как сообщение противоречило обычаям мединцев, которые отдавали приветствие лишь на правую сторону.

Предпочтение Имамом Маликом б. Анасам обычаев жителей Медины хадисам, переданным одним Сахаба, объясняется тем, что Имам считал, что их обычаи связаны с религиозной практикой Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Действия Имама объясняются тем, что свидетельство большего количества передатчиков является более ценным, чем свидетельство одного человека.

Многие муджтахиды были не согласны с его решением и вступали с ним в полемику. Оппоненты указывали на то, что обычаи жителей других областей часто не соответствуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А раз так, то и жители Медины не застрахованы от ошибок. Среди оппонентов Имама Малика б. Энеса был Лэйс б. Са'д, который написал ему по этому поводу письмо. Эта тема была также рассмотрена и в книге «Аль-Умм» Имама Мухаммада б. Идриса аш-Шафии, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

(IHIE, 79-80).

Метод Шафиитов:

Имам аш-Шафии придерживался метода, который не противоречил ни иджтихаду Имама Абу Ханифа, ни иджтихаду Имама Малика б. Энеса (да будет милостив к ним Аллах). Его основным условием использования хадиса «Ахад» было непременная неразрывность и достоверность цепи передатчиков.

К примеру, Имам аш-Шафии не стал давать фетву по хадису, полученному от рави через Айшу (да будет доволен ею Аллах), в котором говорилось:

«Хафсе принесли поесть. В это время мы обе соблюдали пост. Приняв эту пищу, мы нарушили пост. После этого к нам зашел Пророк Аллаха. Мы рассказали, что нас угостили едой, и, не удержавшись, нарушили свой пост. На это, Пророк Аллаха сказал нам: «Вреда от этого нет. Просто перенесите соблюдение этого поста на другой день».

Этот хадис из разряда «Мюрсель», то есть в цепи передатчиков существует разрыв. Это сообщение исходит от Зухри, которое он передает от Айши (да будет доволен ею Аллах). Однако, он не слышал это сообщение непосредственно от нее, а слышал от Урвы б. Зубайра. Ввиду этого, Имам аш-Шафии не стал использовать этот хадис, а вынес решение в соответствии с другими сообщениями. А именно: «Если мусульманин вознамерится держать дополнительный пост, а затем его нарушит, то нет необходимости соблюдения этого поста в другой день». (IHIE, 80).

Метод Ханбалитов:

Метод использования хадисов "Ахад" Имамом Ахмадом б. Ханбалом (да будет милостив к нему Аллах), схож с методом Имама аш-Шафии. С той лишь разницей, что он не ставит непременного условия неразрывности цепи передатчиков (Иттисал). Поэтому, Имам использовал хадисы «Мюрсель» так же, как и Имамы Абу Ханифа и Малик б. Анас. То есть, предпочитал использование подобных хадисов сопоставлению аналогий (Кыйас).

***

Как видно из нашего обзора методов использования сообщений «Ахад», самое их широкое применение присутствует у Ханбалитов. Маликиты и Шафииты используют подобные сообщения шире, чем Ханафиты. А самое строгое отношение к хадисам, переданным лишь одним Сахаба, мы видим в мазхабе Ханафи.

Следует заметить, что правоведы указанных религиозно-правовых школ отдавали должное Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), одинаково считая ее вторым Источником, после Благородного Корана. Их расхождения в использовании некоторых видов сообщений, представляли собой лишь их осторожное и бережное отношение к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Все Муджтахиды соблюдали предосторожность в соответствии со своим пониманием важности вопроса.

Некоторые из них очень щепетильно относились к установившимся правилам по извлечению знаний из Источников, и старались не пользоваться сообщениями, противоречащими этим условиям. И это были Ханафиты.

Предосторожность других Муджтахидов заключалась в том, чтобы как можно более широко использовать все достоверные сообщения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это относится ко всем ученым первых трех поколений.

Место Сунны среди Источников

Каким бы важным ни было значение Сунны, но среди Источников она занимает следующее место после Благородного Корана. Если в Коране есть открытое сообщение о каком-либо вопросе, то в обращении к Сунне необходимость отпадает.[43] Об этом говорится и в хадисе от Муаза. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его, как он будет действовать в случае возникновения сложной ситуации, тот ответил, что обратится к Корану. И когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у него, что он будет делать, когда не найдет ответа в Коране, он сказал, что обратится к Сунне.[44]

Об этом же говорится и в сообщении от аш-Шатиби в «аль-Мувафакаат». В письме хазрата Умара к Кады Шурайху, халиф пишет: «Если ты найдешь решение вопроса в Книге Аллаха, то ни у кого больше ничего не спрашивай. Если же не найдешь открытого разъяснения в Книге Аллаха, то следуй Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Подобных сообщений очень много. Все они говорят о том, что в случае, когда в айате Корана заложен скрытый смысл, то для выяснения обстоятельств надо обращаться к Сунне. Безусловно, это дело муджтахидов.

Виды Предписаний, указанные Сунной

При сопоставлении предписаний Сунны с предписаниями Корана, ученые сталкиваются с четырьмя видами сообщений.

Первый вид предписаний, - когда предписание Сунны целиком совпадает с предписанием Корана. В подобных случаях оказывается, что по одному и тому же вопросу есть сразу два ответа. Айат Корана является Источником, а Сунна – подтверждением.

Второй вид предписаний, - когда предписание, данного айата Корана, требует раскрытия его Сунной. Эти айаты, смысл которых затруднен для понимания, или в них заложено несколько смысловых значений, называются «мюджмаль» или «мюшкиль».

Например, к айатам «мюджмаль» относится 43-й айат суры «Бакара»: «Исполняйте молитву и выплачивайте закяат». Как видно, здесь не говорится ни о количестве ракаатов, ни о времени исполнения молитвы, ни о нисабе, с которого выплачивается закяат, ни об имуществе, с которого оно выплачивается и т.п. Все эти уточнения мы можем найти только в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

К айатам «мюшкиль» относят айат 187 той же суры, где говорится о времени сахура, и о белой и черной нити.

Третий вид. К этому виду предписаний Сунны относят хадисы, которые, по мнению некоторых ученых, отменяют (нэсих) какое-либо предписание Корана. Для примера они приводят айат 180 суры «Бакара» в котором в переводе смысла говорится:"Пpeдпиcaнo вaм, кoгдa пpeдcтaнeт к кoмy-нибyдь из вac cмepть, ecли oн ocтaвляeт дoбpo, зaвeщaниe для poдитeлeй и близкиx пo oбычaю, кaк oбязaтeльcтвo для вepyющиx" (2: 180). Ученые считают, что этот айат отменен высказыванием Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который приводят Бухари и Абу Давуд, где в переводе смысла говорится: «Для наследников завещания нет».[45]

Четвертый вид предписаний, - когда Сунна предписывает мусульманам действия, о которых в Коране ничего не сказано. К ним относятся хадисы: о выделении шестой части наследства бабушке покойного; о выплате дийата (платы за кровь) за неумышленное убийство родственниками, или пособниками убийцы (Акилэ); о необходимости присутствия свидетелей при заключении брака (никяаха) и им подобные сообщения.

Если у кого-либо, после ознакомления с вышеизложенной информацией, возникает вопрос: «А как же быть с выражением «В Коране Аллах разъяснил все?», то можно ответить следующим образом. Да, Коран является Источником для разъяснения всего сущего, и то положение, что некоторые предписания заложены не в Коране, а в Сунне, - нет никаких противоречий. В Коране дается разъяснение Основных Предписаний, трактовка общих положений, а детальное раскрытие многих предписаний дается именно в Сунне. Одним из Основных Предписаний Аллаха (Велик ОН и Славен), является Приказ следовать Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Достаточно вспомнить айат: «И что дал вам пророк, - то берите, а что запретил – того остерегайтесь».

В одном из сообщений говорится, что между Абдуллахом б. Мас’удом (да будет доволен им Аллах) и одной из женщин произошел разговор на подобную тему. Некая женщина пришла к Абдуллаху б. Мас’уду и сказала: «Слышала я, что проклинаешь ты людей, делающих некоторые вещи. Будто бы ты говоришь, что Аллах проклял людей, которые изменяют свой вид, данный им Аллахом, - делают татуировки себе и другим, удаляют волосы с бровей себе и другим, женщин, которые уплотняют пространство между зубами? А ведь я ничего подобного не вычитала между двумя корками Книги Аллаха?». Абдуллах б. Мас’уд сказал ей на это: «Если бы ты читала более внимательно, то нашла бы». Женщина: «Так в каком же таком месте я бы могла это найти?». Сподвижник ей в ответ: «А в словах Аллаха, где сказано: «И что дал вам пророк, - то берите, а что запретил – того остерегайтесь».

Вследствие этого, любое предписание достоверной Сунны, так или иначе, исходит из Священного Корана, даже если оно или частично, или полностью не представлено в Книге Аллаха, хвала Ему Всевышнему. Подтверждением тому является и вышеуказанный айат, и 3-4 айаты суры «Нэджм», в переводе смысла которого сказано: «И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается». (53: 3-4).

***

Об отмене одних предписаний шариата другими (НЭСИХ)

Если, после ниспослания одного из айатов Корана, в котором было указано одно из предписаний Аллаха, ниспосылается другой айат, полностью отменяющий предыдущее предписание, то сама отмена обозначается термином «Нэсих». Отменяющий айат называют «Наасих», а предыдущий, отмененный айат, имеет название «Мэнсух».

Например, полной отмены предписания, можно отнести айат 144 суры 2 – "Бакара", ниспосланный в связи с изменением стороны Киблы, при исполнении молитвы. Как известно, первоначально мусульмане при молитве обращались лицом в сторону Кудса (Иерусалима). Айат суры "Бакара" полностью отменяет (Нэсих) предыдущее предписание и велит мусульманам при молитве обращаться лицом к Каабе в Мекке.

К частично отмененному предписанию можно отнести 4-ый айат суры "Нур", который был частично отменен 6-8 айатами той же суры. В 4-ом айате говорилось: "Если кто-либо обвинит честную женщину в прелюбодеянии, и не представит для доказательства 4-х свидетелей, тому всыпьте 80 палочных ударов и больше не принимайте его свидетельства". В этом айате речь шла обо всех женщинах, в том числе и о женах. И вот, когда один из сподвижников Хиляал б. Умаййа стал требовать наказания своей жены за прелюбодеяние, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: "Или приведи 4-х свидетелей, или на твою спину обрушится наказание за клевету". Хиляал с удивлением сказал: "О, Пророк (мир ему и благословение Аллаха), нужно ли искать свидетелей, если кто-либо из нас застанет свою жену, совершающую прелюбодеяние с другим человеком?". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) настаивал: "Или приведешь 4-х свидетелей, или прикажу всыпать тебе за клевету". Тогда Хиляал б. Умаййа воскликнул: "Клянусь Аллахом, избравшего тебя Истинным Пророком, что я говорю правду. Я верю в то, что Аллах непременно ниспошлет айат, который спасет мою спину от наказания".

И действительно, Пророку (мир ему и благословение Аллаха) были ниспосланы 6-8 айаты суры "Нур", в которых было внесено уточнение. При обвинении жены в прелюбодеянии, предписывалось 4-х кратное клятвенное свидетельство мужа. Теперь, в случае 4-х кратного клятвенного отрицания своей вины женой, супруги разводились. Этот вид развода называется "Ли'ан".[46] Абу Асад аль-Ханафи. Акъмесджит – 2003 г.

Из книги: "Islam Hukuk Ilminin Esaslari" (IHIE) - (Usulu-l-Fikh) – Zekiyuddin Sa'ban; Ibrahim Kaafi Donmez. Ankara – 1990.

***********

ОБ ОСНОВАХ ХАДИСОВЕДЕНИЯ

(Из книги "Riyad-un-Nasihin" – Mavlana Muhammad Rebhami)

В книге комментариев "Шарху Лумеат" а также в книге "Шарху-ль-Мэсабих" имама Кады Бэйдави (да будет милостив к нему Аллах), говорится: "Наука о хадисах основывается на исследованиях действий и высказываний Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

В книгах "Усул-и Хадис" египетского кадия Бадр-ад-Дина ибни Джамаа, "Хуляса" имама Таййиби и других книгах по основам хадисоведения сказано, что эта наука состоит из трех разделов, изучающих соответственно хадисы разделов: "Сахих", "Хасен", "Заиф".

В этих разделах рассматриваются хадисы 30-тиразновидностей.

18 из них относятся к хадисам "Сахих" и "Хасен": Мюснад, Муттасиль, Мерфу', Муа'на'ан, Му'аллак, Фэрд, Мэдредж, Мешхур, Гариб, Азиз, Мысхаф, Мюсельсель, Зийадат-ус-сикат, аль-И'тибар биш-шевахид ва-ль-мутабеат, Мухталаф-уль-хадис, Насих, Мэнсух, Гариб-уль-Лафз, Фикх-ы иснад-ы али.

12 разновидностей имеют хадисы "Заиф": Мевкуф, Макту', Мюрсаль, Мюнкати', Муаддал, Шазз, Мюнкер, Муалляль, Мюделлес", Музтариб, Маклуб, Мевду'.

В книге "Бидайа" одного из последних Шайх-уль-хадисов имама Шамс-уд-Дина аль-Джезери говорится, что существует 4 вида хадисов. Из трех видов, упомянутых выше, имам выделяет четвертый вид хадисов разряда Сахих, на которые опираются мусульмане в своей повседневной жизни (амаль).

Наиболее известные книги по Основам Хадисоведения и их авторы (Усюлу-ль-Хадис)

1."аль-Мухаддис-уль-фасыл Бейне-р-Рави ва-ль-Ва'и"-

Абу М. аль-Хасан б. Абду-р-Рахман ар-Рамехурмузи (ум. 360/971).

2. "Ма'рифету Улум'иль-Хадис" - аль-Хаким Абу Абдуллах ан-Нэйсабури (405/1014).

3. "аль-Мустахрадж аляа Ма'рифату Улам'иль-Хадис"

Абу Нуайм аль-Исфахани (430/1038).

4. "аль-Кифайа фи Ильми-р-Ривайа"– аль-Хатиб Абу Бакр аль-Багдади (463/1071).

5. "аль-Джами-ли Ахляк-ир-рави ва адаби-с-Сам' "

аль-Хатиб Абу Бакр аль-Багдади (463/1071).

6. "аль-Ильма'иля Ма'рифату Усуль'ир-Ривайа ва Taкйыд'ис-Сема"

аль-Кады Ийаз (544/1149).

7. "Ма ла Йесе'ул-Mухаддисе Джехлух" –

Абу Хафс Умар б. Абд-ул-Маджид аль-Майаджы (580/1184).

8. "Улум'ул-Хадис" (Мукаддимат-и Ибн Салах) –

Ибн Салах Абу Амр Осман б. Абду-р-Рахман аш-Шахризури (643/1245).

9. "ат-Такриб ва-т-Тейсир ли Марифату Сунан-иль- Башри-н-Назир" –

Мухйиддин Йахйа б. Шараф ан-Навави (676/1277).

10. "Ихтисару Улум-иль-Хадис"- аль-Хафиз Ибн-и Касир (774/1337).

11. "Нухбат-уль-Фикар фи Мусталахи Ахл-иль-Асар"

Ибн-и Хаджар аль-Аскалани (852/1448).

12. "Тадриб-ур-Рави фи Шархи Такриби-н-Навави"

Джалал-ад-Дин ас-Суюти (911/1505).

13. "аль-Махзумат-уль-Бэйкуни"– Умар б. Мухаммад аль-Бэйкуни (1080/1669).

14. "Каваид-ут-Тахдис"– Джамал-ад-Дин аль-Касими (1332/1914).

15. "Тавджих-ун-Назар иля Усули-ль-Асар"– Тахи аль-Джезаири (1338/1920).

***

РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

В книгах "Махзен-ул-улюм"и "Эше'ат-ул-леме'ат" приводится следующий список разновидностей хадисов:

1 – "Хадис-и Мюрсаль" – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

2 – "Хадис-и Мюснад" – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

"Хадис-и Мюснад" бывает двух видов: "Мюттасиль" и "Мюнкати".

3 – "Хадис-и Мюснад-и мюттасиль" – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (мир ему и благословение Аллаха) являются надежными, проверенными людьми.

4 – "Хадис-и Мюснад-и мюнкати" – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.

5 – "Хадис-и Мевсуль" – Хадис из разряда "Хадис-и Мюснад-и мюттасиль", при передаче которого Сахаба сообщает: "Слышал я от Посланника (мир ему и благословение Аллаха)".

6 - "Хадис-и Мютаватир" – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным хадисам необходимо верить, отбросив всякие сомнения. Не верующие в хадисы этого разряда становятся кафирами (неверными).

7 - "Хадис-и Мешхур" – Хадис, переданный поначалу лишь одним человеком, но в последующие века ставший весьма известным. Другими словами, хадис этого разряда был передан лишь одним Сахаба, от которого впоследствии передатчиками стало большое количество людей, и так до самого последнего услышавшего этот хадис. То есть, этот хадис обретает степень "Мютаватир" со второго поколения передатчиков. Если кто-либо, услышавший этот хадис, не будет в него верить, то так же становится кафиром (неверным).

8 - "Хадис-и Мэвкуф" – Хадис, в числе передатчиков которого известны все лица, вплоть до Сахаба, но при передаче которого Сахаба не говорит, что слышал лично сам, а сообщает в форме: "Посланник Аллаха сказал следующее".

9 - "Хадис-и Сахих" – Хадисы разрядов "Мюснаад-и мюттасиль", "Мютаватир" и "Мешхур", переданные надежными, известными своей праведностью людьми, достигшими степени "Знаток хадисов".

10 – "Хабар-и Ахад" – Хадисы разряда "Мюснад-и мюттасиль", передатчиком которого являются лишь по одному человеку в каждом поколении.

11 - "Хадис-и Му'аллак" – Хадис, в цепи передатчиков которого отсутствует имя Сахаба, или неизвестны имена передатчиков нескольких первых поколений, или неизвестно имя ни одного из передатчиков. Сюда же относятся и хадисы "Мюрсаль" и "Мюнкати".

12 - "Хадис-и Кудси" – Смысл хадиса был передан Всевышним Аллахом, а слова принадлежат Благородному Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). В момент высказывания подобных хадисов, Посланника (мир ему и благословение Аллаха) окутывало некое сияние, и по его состоянию было видно, что он передает слова Всевышнего Аллаха.

13 - "Хадис-и Кави" – Хадисы, после высказывания которых читаются айаты Священного Корана.

14 - "Хадис-и Нэсих" – Хадисы, высказанные в более позднее время.

15 - "Хадис-и Менсух" – Хадисы, высказанные в первый период жизни, но затем отмененные.

16 - "Хадис-и Аам"– Хадисы, высказанные для всех людей.

17 - "Хадис-и Хаас" – Хадисы, высказанные лишь для одного человека.

18 - "Хадис-и Хасен" – Хадисы, переданные надежными, праведными людьми, но не являющимися специалистами религиозных наук (муджтахидами).

19 - "Хадис-и Макту'" – Хадисы, в цепи передатчиков которых известны имена лишь до поколения Табиунов и переданные каким-либо Табиуном.

20 - "Хадис-и Шаз" – Хадисы, переданные кем-либо со словами: "Слышал я от такого-то мухаддиса". Такие хадисы принимаются, но не могут служить доказательством. Если же имя ученого не является известным, то хадис не принимается вовсе.

21 - "Хадис-и Гариб" – Хадисы из разряда "Сахих", но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было проявлено сомнение кем-либо из ученых.

22 - "Хадис-и Заиф" – Хадисы, не включенные в разряды "Сахих" и "Хасен". В цепи передатчика подобного хадиса существует лицо, обладающее слабыми знаниями, или с явными отклонениями в вероучении. Такими хадисами можно руководствоваться в поклонениях, но нельзя использовать при принятии какого-либо решения по религиозному праву (иджтихаде).

23 - "Хадис-и Мухкам" – Хадисы, не требующие толкования (Та'виль).

24 - "Хадис-и Муташабих" – Хадисы, требующие толкования.

25 - "Хадис-и Мунфасыль" – Хадисы, в цепи передатчиков которых есть разрыв. То есть, забыты имена передатчиков (рави) промежуточных поколений.

26 - "Хадис-и Мустафид" – Хадисы, переданные более чем тремя передатчиками.

27 - "Хадис-и Муддариб" – Хадисы, выражающие противоположный смысл, полученные разными авторами произведений из различных ненадежных источников.

28 - "Хадис-и Мэрдуд" – Слова, не имеющие смысл, и не отвечающие правилам передачи хадисов.

29 – "Хадис-и Муфтери" – Слова Мусайлама-ту-ль-каззаба (самозванца), а также слова отступников, лицемеров, псевдоученых (зындык) и им подобных. Ученые Ахль-ас-Сунна ва-ль-Джамаа приложили немало сил, чтобы отделить подобный мусор (хадисы Мердуд и Мюфтери) от истинных высказываний Посланника (мир ему и благословение Аллаха). В книгах ученых Суннитов такие "хадисы" отсутствуют.

30 - "Хадис-и Мэвду" – Ложные хадисы, выдуманные врагами религии, отступниками, лицемерами, клеветниками и им подобными. Этим термином часто пользуются и реформаторы – последователи искаженных вероучений. Для того, чтобы защитить свои неверные (с точки зрения Приверженцев Сунны) толкования Корана и Сунны, ученые ложных направлений в Исламе не принимают на веру многие хадисы, которые противоречат их взглядам, огульно называя их "Хадис-и Мэвду".

31 – "Эсэр" – Так называют хадисы разряда "Мевкур", "Макту" или хадисы в виде мольбы (Дуа) разряда "Мерфу".

ИМАМЫ ПО ХАДИСАМ (МУХАДДИСЫ) - ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ

Имамы по хадисам (Мухаддисы) являются выдающимися учеными Ислама.

Те из них, которые знают на память Сто Тысяч хадисов вместе с именами передатчиков (рави), называются "Хафиз".[47]

Имамы, знающие на память Двести Тысяч хадисов, называются "Шайх уль-Хадис".

Ученых, знающих на память Триста Тысяч хадисов, называют "Худжат-уль-Ислам".

Имамов, которые знают на память Более Трехсот Тысяч хадисов, и досконально знающих их передатчиков, называют "Имам по хадисам" или "Муджтахид по хадисам".

В последние столетия таких ученых не стало. Общепризнанными во всем Исламском мире сборниками хадисов стали произведения шести выдающихся Имамов. Эти шесть сборников известны под общим названием "Кутуб-и Ситта".

Авторами выдающихся произведений – сборников хадисов, прошедших тщательную проверку, являются следующие шесть Имамов, да будет милостив к ним Аллах:[48]

1. ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ (Мухаммад б. Исмаил). 194/810-256/870

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.