Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ ИМАМА АШ-ШАФИИ



Имам аш-Шафии имел множество учеников, распространявших мазхаб Имама в Хиджазе, Ираке, Египте и других исламских землях. Ниже приводятся пять наиболее известных учеников Имама, приложивших много сил для распространения его мазхаба, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

1. ЙУСУФ Б. ЙАХЙА (Абу Йа'куб; аль-Бувэйти; аль-Мисри; ум. 231/845).

Имам пал шехидом в Багдаде от рук мутазилитов, которые сковали цепями ему ноги и шею, а руки связали над головой. Будучи одним из самых крупных ученых мазхаба, был также и самым близким другом Имама аш-Шафии. Он был прекрасным чтецом Корана и крупным ученым по фикху. Йусуф б. Йахйа учился хадисам у Абдуллаха б. Вэхба и у Имама аш-Шафии. От него передатчиками хадисов были Абу Исмаил ат-Тирмизи, Рэби б. Сулейман аль-Муради, Ибрахим б. Исхак аль-Харби, Абу-ль-Вэлид б. Абу-ль-Джаруд, Мухаммад б. Амир аль-Мэсиси, Касым б. аль-Мугира аль-Джэвхери, Ахмад б. Мансур ар-Рамади, Касым б. Хашим.

Абу-ль-Асим передает: "Если кто-либо обращался к Имаму аш-Шафии когда время его было ограничено, то он посылал к имаму Йусуфу". Имам аш-Шафии перед смертью завещал, чтобы главным Имамом после него признали имама Йусуфа б. Йахйа.

Имаму принадлежит известная книга "Аль-Мухтасар". (IAA, III: 333).

2. ИСМАИЛ Б. ЙАХЙА (Абу Ибрахим; Аль-Музени; 175/791-264/877).

Один из выдающихся учеников Имама аш-Шафии, который говорил о нем: "аль-Музени – помощник моего мазхаба". Имам Аль-Музени является автором многочисленных произведений по мазхабу Шафии. Учился и передавал сообщения также и от Нуайма б. Хаммада.

Среди известных произведений имама: 1. "Мухтасар", 2. "Джами-и Кабир",3. "Джами-и Сагир", 4. "Мэнсур", 5. "Мэсал-и Му'таабара",6. "Ат-Тэргиб фи-ль-Ильм",7. "Китаб-уль-Вэсаик",8. "Китаб-уль-Акариб", 9."Китаб-и Нихайат-иль-Ихтисар". (IAA, III: 252).

3. АР-РЭБИ Б. СУЛЕЙМАН

(б. Абд-уль-Джаббар аль-Муради; Абу Мухаммад; 174/790-270/884).

Был муадзином в Асе при "Фустат Джамии". Передатчик книг мазхаба. Долгое время находился при Имаме аш-Шафии и впоследствии передавал его книги (обучал по его книгам). Через него стали известны такие книги Имама аш-Шафии, как: "Ар-Рисала", "Аль-Умм" и другие. Он был первым имамом в Египте, под диктовку которого переписывали хадисы в мечети "Ибн-и Толум Джамии". Про него Имам аш-Шафии говорил: "Никто не помог мне столько, как он". После смерти Имама аш-Шафии, к нему обращались более 200 человек за получением знаний по шафиитскому мазхабу. Когда появляются какие-либо противоречия в книгах мазхаба, то предпочтение отдают книгам Абу Мухаммада. (IAA, III: 287).

4. ХАРМАЛА б. ЙАХЙА б. ХАРМАЛА (ум. 266 г.х.).

Был передатчиком книг Имама аш-Шафии, не упомянутых имамом Рэби б. Сулейманом. Его перу принадлежат: "Китаб-уш-Шурут" – в трех томах,"Китаб-ус-Сунан" – в 10 томах, "Китаб-ун-Никях"и"Китабу-ль-Элвани-ль-Ибиль ва-ль-Ганам ва Сыфатуха ва Эснануха". (IFA, I: 32).

5. МУХАММАД Б. АБДУЛЛАХ Б. АБД-УЛ-ХАКИМ (ум. 268 г.х.).

Поначалу учился у Имама Малика б. Анаса. Затем долгое время учился у Имама аш-Шафии и был одним из его любимцев. Египетские ученые ценили его очень высоко. Но, впоследствии, он все же оставил этот мазхаб и вновь стал следовать мазхабу своего первого учителя – Имама Малика б. Анаса. Да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. (IFA, I: 32).

Основные положения, принятые в мазхабе Шафии:

1) При наличии двух разных мнений Имама аш-Шафии по какому-либо вопросу, муфтий в своих фетвах должен придерживаться иджтихада первого поколения ученых мазхаба. То есть, опираться на сообщения имамов аль-Бувэйти, Аль-Музени, аль-Муради, переданных ими от Имама аш-Шафии.

2) Среди ученых последующих поколений самым надежным комментатором трудов ранних ученых мазхаба считается имам ан-Навави,[36] да будет милостив к нему Аллах. К таким работам имама относятся: "Минхадж-ут-Талибин" и "Умдат-уль-Муфтин". Более того, несмотря на существование у него работы по фикху - "Равда", ученые шафииты отдают предпочтение "Минхаджу" и считают эту работу имама основной книгой мазхаба. При написании этой книги имам ан-Навави опирался на произведение "Аль-Мухаррар"Абу-ль-Касыма ар-Рафии.[37]

Шейх Закариййа аль-Ансари[38] сократил книгу "Минхадж-ут-Талибин" и назвал этот сокращенный вариант "Аль-Мэххадж". В свою очередь, книга "Минхадж" также имела много комментаторов, наиболее ценной считается произведение имама Ибн-и Хаджара аль-Макки[39] "Тухфат-уль-Мухтадж" в четырех томах.

Таким образом, современные фетвы мазхаба должны опираться на положения фикха, указанные в книге комментариев имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин"; на комментарии к этой книге имама ар-Рэмли[40] "Нихайат-уль-Мухтадж"; на книгу Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" и на работы Шейха Закариййа аль-Ансари, да будет милостив к ним ко всем Аллах.

3) В мазхабе Шафии различают два вида Сунны в молитве: а) Эб’аз, б) Хэйет.

При пропуске одного из положений Эб’аза, возникает необходимость совершения двух дополнительных земных поклонов (Суджуд ас-Сахв).

а) Эб’аз состоит из следующих положений: Ташаххуд, Сидение в Ташаххуде, Салават в первом Ташаххуде, Сидение в конечном Ташаххуде, Салават в конечном Ташаххуде, Чтение Дуа «Кунут» в Утренней молитве, Салават после Дуа.

б) Хэйет – сюда входят до сорока положений Сунны. При пропуске Хэйета (например, тасбихов), Суджуд ас-Сахв не совершается. (См. IFA, II: 10).

Некоторые термины, принятые в мазхабе Шафии:

1. "Аквал" – Мнение Имама аш-Шафии.

2. "Эвджух" – Мнения ученых – шафиитов, обоснованные правилами,

установленными Имамом аш-Шафии.

3. "Турук" –Разногласия передатчиков сообщений (Рави) по толкованию правил мазхаба.[41]

4. "Аль-Джедид" – Слова Имама аш-Шафии, высказанные им в виде фетв, когда он находился в Египте. Передатчиками этих сообщений были: аль-Бувэйти, аль-Музени, ар-Рэби, аль-Муради, Хармала, Йунус б. Абд-ул-А'ла, Абдуллах б. Зубайр аль-Макки, Мухаммад б. Абдуллах б. аль-Хаким и другие. Предпочтение отдается сообщениям первых трех имамов. Остальные имамы передавали сообщения в строго ограниченных пределах.

5. "Аль-Кадым" – Высказывания Имама аш-Шафии в Ираке в виде фетв, или его сообщения, классифицированные в книге "Аль-Худжа". Передатчиков этих сообщений было много. Наиболее известные среди них имамы: Ахмад б. Ханбал, аз-За'ферани, аль-Керабиси и Абу Сэври. Имам аш-Шафии впоследствии от этих своих высказываний отказался и запретил давать фетвы по этим сообщениям. Соратники Имама дали фетвы по этим сообщениям приблизительно по 17-ти вопросам.

Высказывания Имама аш-Шафии между периодами нахождения его в Египте и Ираке относятся: Ранние – к разряду "аль-Кадым". Поздние – к "аль-Джедид".

Если по какому-либо вопросу существуют сообщения и "Кадым" и "Джедид", то действуют по сообщению "Джедид". Однако существуют фетвы по 17-ти вопросам, которые даны на основе сообщений "Кадым".

6. "Кьавль-аль-Джедид" – Два различных мнения Имама аш-Шафии на проблему разряда "Джедид". Если есть возможность различить эти два мнения по времени высказывания, то действуют по более позднему высказыванию Имама. Если различить невозможно, и Имам действовал по одному из этих сообщений, то другое сообщение не принимается во внимание.

7. "Киле" – Термин указывает на то, что сообщение имеет слабое подтверждение (Заиф).

8. "Шейхан" – При указании этого термина в тексте, подразумевается мнение имамов ар-Рафии и ан-Навави. Хвала Аллаху Господу миров!

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВАМ ФИКХА (УСУЛЮ-ЛЬ-ФИКХ)

СОСТАВЛЕННЫЕ В СООТВЕТСВИИ С ИДЖТИХАДОМ ИМАМА АШ-ШАФИИ

(так называемый «Метод Мутакаллимов»):

Нижеследующие книги являются основополагающими произведениями по Основам Фикха, составленные по методу мутакаллимов:

«Аль-Умда» – Кады Абд-уль-Джаббара аль-Мутазили (ум. 415/1024).

«Аль-Муьтамад»

Комментарии к «Аль-Умда» Абу-ль-Хасана аль-Басри аль-Мутазили (ум. 463/1071).

«Аль-Бурхан»

Имам-уль-Харамейна Абд-уль-Малика б. М. б. Абдуллаха аль-Джувайни (ум. 478/1085).

«Аль-Мустасфа» – Абу Хамида Мухаммада аль-Газали (ум. 505/1111).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.