Пресс-секретарь — особая должность в аппаратах власти. Пресс-секретарь — роль посредническая. С одной стороны — властная структура и ее лидер со своими требованиями к СМИ, своими ожиданиями. С другой — пестрый мир средств массовой информации, имеющий свои интересы в отношениях с властью, далеко не однородные интересы.
Обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд основных функций.
Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ.
Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа.
Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя.
Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу — прямая прерогатива пресс-секретаря.Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность.
Задача пресс-секретаря — создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ, особенно их руководителями. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.
Охранная: защита служебной информации, государственной тайны.
Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя.
Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Модель этого обзора, на что следует обращать особое внимание составителю — все это решается в каждом аппарате по-своему.
V. Принципы взаимодействия и работа с прессой.
Принципы взаимодействия с прессой:
● Во взаимодействии с прессой основным принципом является гибкость.
● От лица компании с прессой должен общаться только один человек. При несогласованности информации из различных источников в прессу может просочиться нежелательная информация о компании.
● Не ждите, когда у вас будет вся информация. Этот принцип актуален при кризисных ситуациях, когда у вас нет всей полноты информации. Оставляя вопросы прессы без ответа, вы можете способствовать неправильному освещению происходящих событий, что впоследствии будет сложно исправить.
● Не отвечайте на все вопросы. Журналисты часто любят задавать провокационные вопросы, чтобы уличить во лжи или вытянуть скандальную информацию. Данные вопросы лучше пропускать или не давать точного ответа, уйти от него.
● Если ваши слова неправильно интерпретировали — требуйте извинений. Иногда журналист может не так понять или интерпретировать информацию — случайно или с корыстной целью. Если вы можете доказать это, надо обязательно требовать официального опровержения.
● Нельзя прибегать к условностям (ограничениям), вроде «это не для прессы»
Работа с прессой
● Знание последних сроков сдачи материала. Журналист всегда озабочен тем, как ему успеть закончить материал в срок. Если вы знаете сроки подачи материалов, этим можно пользоваться, готовя свои пресс-релизы таким образом, чтобы они попадали на стол журналиста или редактора отдела в тот момент, когда он может с ними ознакомиться, а может быть, и воспользоваться.
● Больше пишите, чем звоните. Из-за нехватки времени у журналиста часто не оказывается времени для разговоров по телефону. Ему легче ознакомиться с написанным материалом, так как по первому абзацу он может определить его ценность и, если он покажется ему интересным, использовать его или связаться с вами для более подробной информации.
● Направляйте пресс-релизы конкретному человеку. Обычно пресс-релизы теряются, но если направлять их конкретному журналисту, вероятность того, что они дойдут до адресата, заметно увеличивается.
● Заводите личные знакомства. События, происходящие в каждой конкретной сфере бизнеса, освещают вполне определенные журналисты. Необходимо создать своего рода журналистский клуб, заведя личные знакомства.
● Не приставайте. Журналисты не любят, когда к ним настойчиво пристают. Их работа заключается в освещении событий, которые редакция или они сами считают интересными. Приставаниями вы ничего, кроме негативного отношения, не добьетесь.
● Используйте эксклюзивную информацию. За эксклюзивом охотятся все. Всегда желательно выбрать именно то издание, которое наиболее подходит компании как по целевым аудиториям, так и по авторитету, и снабдить его эксклюзивной информацией.