Центром работы со СМИ в организации является пресс-служба. Она может быть самостоятельным подразделением или входить в службу ПР. Можно выделить характерные подходы к формированию пресс-служб.
1. Как правило, внутри пресс-службы создается подразделение по анализу СМИ (мониторингу), которое отслеживает освещение деятельности организации, органа власти журналистами и готовит обзоры, аналитические записки для служебного пользования.
2. Отдел оперативной работы с журналистами — обязательная составляющая в структуре пресс-служб. Это подразделение обеспечивает написание пресс-релизов, иных сообщений для прессы по текущим событиям в организации.
3. Часто данное подразделение отвечает за проведение пресс-конференций и брифингов. Иногда для этой работы создается специальный сектор.
4. Взаимодействие с руководством и редакциями электронных СМИ имеет свою специфику. Считается целесообразным выделять группу по работе с электронными СМИ.
5. В последние годы активизировалось использование информационных технологий, Интернета в связях с общественностью. Нередко пресс-службы органов власти имеют свои подразделения по обслуживанию сайтов.
6. Пресс-секретарь организации. Пресс-секретарь первого лица.
Введение второго варианта должности более практикуется в органах власти. Существует множество вариантов «вписания» ее в структуру аппарата.
Чаще всего пресс-секретарь первого лица имеет в подчинении аппарат специалистов, которые готовят тексты речей для руководителя органа власти (спичрайтеры), обеспечивают его контакты с журналистами.
Пресс-секретарь повсюду сопровождает руководителя, может давать комментарии журналистам от его лица. Служба пресс-секретаря в таком случае является отдельным подразделением, работающим непосредственно с первым лицом.
Иногда пресс-секретарь одновременно является руководителем всей пресс-службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям. Наиболее распространенный вариант структуры ПР-службы в органах власти приведен на рис. 1.
Особо следует выделить вопрос о статусе пресс-службы. Цивилизованная (эффективная) организация работы по управлению общественными отношениями предполагает высокий статус лиц, отвечающих за это направление деятельности. Данный подход оправдан тем, что ПР имеет прямое отношение к миссии организации, стратегическим направлениям ее деятельности. Нередко создаются департаменты по управлению общественными отношениями. (связям с общественностью), которые находятся в ведении первых заместителей руководителя и даже непосредственно в его ведении. В структуре таких департаментов пресс-служба является ведущим подразделением. В иных случаях пресс-секретарь занимает должность, аналогичную помощнику или советнику первого лица, то есть находится в непосредственной близости от него в аппаратной иерархии. Следовательно, уровень требований при подборе кадров достаточно высок. Видимо, с этим связано то, что в органах власти регионального уровня немало примеров, когда должность пресс-секретаря внесена в штатное расписание, но долгое время остается вакантной.
Рис. 1. Наиболее распространенный вариант структуры ПР-службы в органах власти
Функциональные принципы работы пресс-служб органов власти:
♦ информирование граждан о решениях, принимаемых органом власти, о его текущей деятельности и перспективах;
♦ обеспечение гласности, открытости деятельности органа власти;
♦ содействие реализации законодательства;
♦ анализ и экспертиза общественно-политических процессов, мониторинг СМИ;
♦ содействие становлению институтов гражданского общества.
Если сопоставить законодательную и исполнительную ветви власти, можно отметить, что пресс-службы работают в основном на единых принципах, различие проявляется в приоритетах отдельных функций.
Так, в законодательном органе властисодействие в реализации законодательства, содействие становлению институтов гражданского общества будут более значимыми направлениями.
Аналитики отмечают еще две особенности в деятельности пресс-служб исполнительных органов власти: пропагандистскую направленность (преувеличение достижений власти, определенная лакировка реального положения дел), а также приоритетное внимание имиджу первого лица — губернатора, мэра.