Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Вопросы:

1.1. Психология как наука, этапы становления психологии как науки.

1.2. Многообразие ответвлений психологии.

1.3. Понятие психики, ее структура.

1.4. Методы психологического исследования.

 

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Психология (от греч. psyche – душа + logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Предметом психологии является психика человека, включающая в себя субъективные психические явления и психические явления, наблюдаемые в группах. К психическим явлениям обычно относят: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности и группы.

Психические процессы – это такие психические явления, которые характеризуются выраженной временной динамикой: познавательные или когнитивные процессы, с помощью которых осуществляется познание человеком окружающего мира и самого себя (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление); эмоциональные или аффективные процессы, определяющие отношение человека к тому, что он познал (эмоции, чувства); волевые процессы, обеспечивающие способность человека к саморегуляции своего поведения и деятельности.

Психические свойства – это явления, которые характеризуются устойчивостью и постоянством во времени (темперамент, характер, способности).

Психические состояния – это особый класс психических явлений, возникающих под влиянием внешних обстоятельств и характеризующих деятельность человека на протяжении определенного промежутка времени (состояние аффекта, эйфория, фрустрация).

Задачей психологии является исследование психических явлений.

Этапы становления психологии как самостоятельной науки. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. И только в 1879 г. предметом психологии становится психика (В. Вундт). Уникальным предметом психологии по В. Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования "физиологической психологии". Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение. Сфера бессознательного, также служит предметом психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни), которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок (аттитюдов), социальных ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации. Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение "рациональных зерен", содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».

По мнению П.Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. "Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции".

К.К. Платонов считает предметом психологии психические явления. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит вышеуказанному подходу.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

- в каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета;

- в настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение "рациональных зерен", содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение;

- в итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения; существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.