Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

П. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «Преобразование атакующих действий в дзюдо»



2.1. Структура проекта.

Проект заключается в нахождении множества вариантов выполнения атакующих действий в дзюдо.

а) в зависимости от типа преобразования – качественного, количественного, относительного;

б) в зависимости от объема (длительности) занятий;

2.2. Мобилизационные аспекты проекта.

Под мобилизационными аспектами проекта понимается альтернатива, заключающаяся в обосновании каждого варианта выполнения атакующего действия на основе конкретных ориентиров качественного, количественного, относительного преобразований.

При выполнении даже простого двигательного действия требуется взаимодействие частей и звеньев тела. Каждый бросок состоит из элементарных движений руками, ногами, туловищем. Элементарные движения соединяются между собой в определенной последовательности.

Для анализа техники дзюдо интерес представляет три основных типа преобразований: количественное, качественное и относительное (Ю.А.Урманцев, 1988). Под преобразованием броска в дзюдо понимается процесс, в результате которого один бросок заменяется на другой, принадлежащий к той же классификационной группе.

Изменяя количество элементарных движений в броске, мы проводим количественное преобразование броска. При этом качество и последовательность выполнения элементарных движений не изменяются. Относительное преобразование броска предусматривает изменение последовательности выполнения элементарных движений. Их количество и качество будут неизменны. При качественном преобразовании предполагается возможность замены захватов, положений, усилий, самих элементарных действий на другие. В этом случае не будут изменяться ни количество, ни последовательность выполнения элементарных движений. При наличии пассивной реакции противник либо не реагирует, либо реагирует "ослабленной" защитой или расслаблением. При этом используются: "повторная атака", "обратный вызов", "двойной обман". "Повторная атака" — это "приучение" противника к многократному "ослабленному" проведению одного и того же приема с последующей неожиданной атакой тем же приемом, при проведении которого прила­гаются значительно большие усилия, чем до этого. В «обратном вызове» умышленно прекращаются активные действия, что вызывает такую же реакцию у противника (он расслабляется), за­тем борец быстро атакует, выполняя задуманные действия.

Таким образом, используя реакцию противника, борец выполняет броски, преобразовывая их содержание. Например: проведение броска подхватом при "сковывании" противника заметно отличается от прове­дения броска подхватом при "угрозе" боковой подсечкой.

Другим значимым моментом количественного преобразования явля­ется изменение количества элементарных движений в бросках при пе­реходе от выполнения: 1) основных бросков к другим приемам; 2) вспо­могательных приемов к основному броску. От основных бросков можно переходить на выполнение других бро­сков, а также удержаний, болевых и удушающих приемов. Вместе с тем существует возможность выполнять броски, вставая: 1) с одного колена; 2) с двух колен. И в этих случаях имеет место изменение количества элементарных действий, что характеризует количественное преобразование бросков.

Качественное преобразование бросков происходит :

1) с помощью захватов кимоно, частей и звеньев тела противника;

2) с учетом положений борца и его противника;

3) с учетом усилий противника и борца;

4) с заменой элементарных движений в броске.

При качественном преобразовании используются следующие захваты – за кимоно (рукава и пояса – спереди, сзади; рукава и пояса через одноименное плечо; скрещивая захваченные руки; рукава на плечо; рукава под плечо; рукава и отворота на шее; скрестным захватом отворота); за части и звенья тела противника (руки и ноги – изнутри, снаружи; одной руки, двумя – изнутри, снаружи; руки и туловища; руки и шеи; руки и предплечья локтевым сгибом).

Преобразования с учетом изменений положений предусматривают создания ситуации для броска при следующих положениях противника: 1) с отставленной – левой, правой ногой; 2) с выставленной – левой, правой ногой. Борец, проводящий бросок, значительно изменяет свое положение, становясь на одно или на два колена, что значительно влияет на содержание броска. Противник может напирать на борца, тянуть его на себя, а борец, проводящий бросок, имеет возможность направлять свои усилия влево, прямо, вправо. Вместе с тем он может выполнить бросок, заменив в нем наклон туловища на прогиб или наклон на падение прямого туловища

Относительное преобразование бросков происходит с изменением последовательности выполнения элементарных движений. При преобразовании бросков с поворотом спиной к противнику учитываются: постановка «барьерной» ноги, мах ногой, сед, подбив, отшагивание.

2.3.Последовательность цикла (этапы).

Выделен длительный цикл, который пронизывает весь проект (условие формирования проекта, вводный цикл, заключительный цикл, оценку проекта) и оперативный цикл, состоящий из этапов: введения, определение общего направления, действий и оценки каждого этапа.

2.4. Модель проекта.

Для системы учета и прослеживания логических процессов применяется информационно-наглядные модели преобразования атакующих действий.

2.5. Последователдьность решений и связи между компонентами проекта.

Последовательность решений и связей определяются с помощью матрицы, в которой столбцы – все виды преобразования, а строки –варианты атакующих действий.

2.6. Система учета.

Набор установленных процедур с условиями обратной связи.

2.7. Указатели.

Отдельные стороны системы учета, на которые проектировщик обращает внимание.

2.8. Символика. Физическое представление указателей

2.9. Оборудование.

Необходимый реквизит для обеспечения проекта.

Ш. РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА «Преобразование атакующих действий в дзюдо»

Реализация и оценка проекта проходит в несколько этапов:

1) подготовка письменной инструкции;

2) описание системных компонентов проблемы;

3)выбор компонентов для планирования и моделирования;

4) апробация проекта;

5) оценка проекта ( время освоения, общее время, затруднения)

Список литературы

1. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.:Политиздат.-1988.- С. 149.

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Наука.- 1986.-С.118.

3. Маничев С.А. Проектирование деловых игр. В уч. пособии «Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // Под общ.ред.

А.А.Крылова, С.А.Маничева.-С.-Пб.-Питер.- 2000.- С.465-471.

4. Советский энциклопедический словарь /Гл.ред.А.М.Прохоров.-4-ое изд.-М.:Сов.Энц.-1989.- С.1076.

5. Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения //Вопросы философии.- 1078.-№3.- С.98.

 

На последующих курсах предусмотрены следующие образовательные технологии: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 1 курса.

Непрерывный текущий контроль способствует комплексному решению целого ряда актуальных задач обучения: - интенсивное выявление индивидуальных особенностей; - оперативное определение материала, требующего доработки; - стимулирование посещаемости (через требование отчитаться за каждый пропущенный контроль); - повышение качества образовательных услуг в свете современных требований.

Виды контроля:

1. ВХОДНОЙ – позволяет определить степень готовности к изучению дисциплины на основе остаточных знаний (для взаимной увязки смежных дисциплин).

2. РУБЕЖНЫЙ (ПЕРИОДИЧЕСКИЙ) – призван выявить результаты на промежуточных этапах обучения (настраивая обучаемых на дальнейшее закрепление слабо освоенного).

3. КУРСОВОЙ (ИТОГОВЫЙ) – служит для оценки уровня усвоения дисциплины по завершении её прохождения.

4. КОНТРОЛЬ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ – по блоку дисциплин – обеспечивает определение прочности усвоенного (через 6-12 мес.); на основании его результатов корректируются программы и методика преподавания.

5. ТЕКУЩИЙ– проводится на плановых занятиях и в ходе проверки самостоятельных работ. Главная цель текущего контроля – оперативная оценка работы преподавателя и обучаемых, а также их индивидуальных особенностей. Функции текущего контроля: содействует более оперативному выявлению отстающих для надлежащего реагирования; оптимизирует индивидуальные занятия; рационализирует работу с программным материалом.

Требования к текущему контролю.

1. Итоговые оценки определяются по результатам непрерывного текущего контроля.

2. На каждом занятии необходимо отводить время для проверки знаний и навыков студентов по пройденному материалу и усвоения изучаемой темы. 3.Текущим контролем должно быть охвачено как можно больше обучаемых с обязательной оценкой их знаний, навыков, приёмов и действий.

Базовые формы текущего контроля - проверка заданий на самостоятельную работу (конспектов, отчётных документов и др.)

Опросы. Классификация опросов: 1) по охвату обучаемых: сплошной (фронтальный), выборочный, индивидуальный; 2) по методу проверки: устный, письменный, “машинный”;3) по методу получения ответов: альтернативный, конструируемый. 4) по объёму проверяемого материала: краткий, развёрнутый.

Примеры использования опросов: собеседование – индивидуальный устный опрос; “летучка” – краткий фронтальный письменный опрос; семинар – выборочный развёрнутый устный опрос; контрольная работа – фронтальный конструируемый письменный опрос.

Условия активизации текущего контроля: - содействие руководства и опытных преподавателей в подготовке материалов для текущего контроля; - стимулирование личной заинтересованности в проведении текущего контроля; - рационализация усилий по организации активного текущего контроля. Последнее из условий предполагает на начальном этапе наиболее трудоёмкую и кропотливую деятельность педагога.

“Улучшение изучения обучаемых является не перегрузкой, а минимально необходимым условием эффективности любого обучения.

Оптимизация текущего контроля на лекциях и групповых занятиях: выделить в тексте краткие фрагменты, даваемые под запись; дополнять каждый фрагмент вопросом-заглавием; пронумеровать полученные блоки ”вопрос-ответ”; выделить наиболее важные блоки, задаваемые к очередной “летучке”.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов как условие формирования способностей студентов к самообучению и самореализации и как показатель качества деятельности преподавателей в подготовке будущих специалистов. Функциями учебно-методического обеспечения явились создание единства и системности теоретической, методической и практической подготовки студентов, личностной и профессиональной самоорганизации, самообучения и самореализации, среды личностного выбора и индивидуальной траектории профессионального становления, условий для повышения качества усвоения содержания педагогических дисциплин, индивидуализация процесса профессиональной самостоятельной деятельности.

Виды самостоятельной деятельности студентов во время лекций, семинарских занятий, на педагогической практике. Учебно-методическое обеспечение представлено разнообразными видами самостоятельной работы студентов (реферирование, конспектирование, проекты, схемы, педагогические ситуации, эссе и т.п.), каждый из которых был снабжен специфическими методами работы: формулировка суждений, поиск зависимостей, доказательств, имитации и т.п. Основные методы: драматизация проблемных педагогических ситуаций, демонстрация субъект-субъектных взаимодействий, коллективная рефлексия, алгоритмизация, дифференциация научных суждений, оппонирование, «театр одного актёра», имитационные диалоги, парирование.

Особенности освоения видов самостоятельной работы: на младших курсов студенты лучше работают с текстами и драматизациями, на старших курсах успешнее работа по осуществлению проектов и научных понятий.

Особую сложность вызывают у студентов задания связанные с рефлексией, с самооценкой качества выполненного задания и переносом теоретического знания на педагогическую практику. Преодоление данного противоречия осуществляется с помощью личностной и профессиональной презентации студентов на лекциях, семинарских занятиях в педагогической практике и на различных конференциях, где они приобретают опыт коммуникаций и творческой самореализации.

Способы самообучения и самореализации рассматриваются как показатели качества разработанного и апробированного учебно-методического обеспечения. Самообучение рассматривается как профессиональная характеристика, а самореализация - как личностная. Способность к самообучению формируется значительно быстрее по сравнению с самореализацией. Процесс самореализации более сложный, так как в нем проявляются личностные характеристики, в некоторой степени, задерживающие этот процесс - неуверенность, отсутствие гибкости мыслительных процессов, низкий уровень воображения и др. Несмотря на разницу протекания этих процессов, эксперимент подтвердил, что спроектированное на научных принципах учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов обусловливает качество данной работы и качество профессиональной подготовки и личностного развития.

Внеучебные виды деятельности носят творческий характер, методы были ориентированы на индивидуальное развитие. Студенты могли быстро реагировать на сложившиеся педагогические ситуации и находить верные способы их разрешения.

Показателями качества реализуемого учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов являются сформированные способы решения педагогических задач, творческие работы по проектированию, перенос теоретического знания в практическую деятельность, способность систематизировать материал, вести диалог в коллективе, осуществлять самооценку выполненной работы относительно требований стандарта, идей развивающего образования и ценностных ориентации как целевых установок процесса обучения и воспитания.

Становление опыта самостоятельной работы студентов обеспечивается сформированными способами самоорганизации, самопознания содержания педагогических дисциплин. Самостоятельная деятельность выявляет мотивы, познавательные профессиональные и личностные интересы, обусловливает возникновение поисковой творческой деятельности студентов, учит рефлексии, самоконтролю и самооценке.

 

Темы рефератов для студентов 1 курса.

1. История возникновения и развития дзюдо в мире, СССР и России.

2. Развитие физических качеств дзюдоистов.

3. Техника и тактика дзюдо.

4. Средства и методы спортивной тренировки в дзюдо.

5. Профилактика травматизма дзюдоистов.

6. Техника безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий по дзюдо.

7. Документация по организации и проведению соревнований по дзюдо.

8. Организация и проведение показательных выступлений по дзюдо.

9. Характеристика выдающихся отечественных и зарубежных личностей, внесших вклад в развитие дзюдо.

 

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля студентов 1 курса по отдельным разделам дисциплины.

1.

 

 

Контрольные задания для проведения текущего контроля студентов 1 курса

по отдельным разделам дисциплины.

 

 

Контроль самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины для студентов 1 курса.

 

Контроль для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины для студентов 1 курса.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) ___________________

а) основная литература:

__________________________________________________________________________

б) дополнительная литература:

__________________________________________________________________________

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________

 

 

Информационно-технологичес­кое обеспечение учебной дисциплины «Теория и методика дзюдо», представляет собой педагогическую систему, включающую в себя разделы - информационный и технологический.

Информационный раздел обеспечивает содержательный аспект подготовки студента и предоставляет ему и педагогу учебной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей. В качестве информационной составляющей предлагается дидактическая система, в которую входят разделы информационного взаимодействия преподавателя и обучающегося.

В дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины «Теория и методика дзюдо» включены: рабочая программа дисциплины; компьютеризированный учебник, включающий в себя электронные варианты курса лекций и альбом схем и наглядных пособий; информационно-справочная система, состоящая из глоссария качества образования и данных отраслевой библиотеки; компьютеризированная система оценки и контроля знаний обучающихся.

Электронный адрес отраслевой библиотеки РГУФКСМиТ

E-mail. SPORTLIB@UMAIL.RU

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.