Социалистическая монополия обладает рядом отличий от классической рыночной монополии. Западные монополии вырастали из рыночной конкуренции на основе экономического обобществления производства при сохранении рынка, поэтому монополистами в полном смысле слова их назвать нельзя. Советский же монополизм был основан на универсальной государственной собственности, отсутствии рынка. Это - государственная монополия, пронизывавшая почти все сферы хозяйственной жизни советского общества. Практически во всех сферах экономической жизни государство осуществляло не регулирующие функции, а было основным, а подчас и единственным, субъектом хозяйствования.
Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее возникновения и роли в этом процессе государства.
Первые монополистические образования в России начали появляться в конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские тресты и синдикаты (например, “Продуголь”, сосредоточивший в своих руках продажу всего донецкого угля), государство же имело лишь “спиртовую” монополию. Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.
Пришедшие к власти большевики, в свою очередь, декларировали ряд положений о социальном равенстве и начали осуществлять их на практике. Очевидно, что в условиях разрушенной военной экономики, решать эти задачи можно было лишь путем государственного регулирования производства и потребления. Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало конкуренцию и централизацию экономики. Но официально провозглашенной целью было не создание государственных монополий, а формирование некой “единой фабрики”, охватывающей всю страну. Превращение же главков и трестов в монополистов явилось не целью, а лишь следствием проводимой партией политики.
Отсюда видно, что если классические монополии появились “снизу”, из массы производителей путем захватов и слияний - законных и незаконных, то социалистическая монополия насаждалась “сверху”, была создана бюрократическим аппаратам.
Отсюда следует и второе отличие социалистической монополии от классической. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на отсталой технической базе.
В-третьих, различной была сама реакция экономики на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине нашего века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством. “По данным Госкомстата СССР, абсолютными монополистами по выпуску важнейших видов продукции считались 83 промышленных предприятия”[7].
Стремление к упрощению управленческой деятельности привело и к чрезмерно узкой предметной специализации предприятий. Возникла схема “один продукт - один производитель”.
Единый в принципе рынок какого-то определенного товара в СССР распадался на несколько самостоятельных рынков различных подвидов этого товара. Получалось, что там, где в рыночной экономике сталкивались 10 конкурентов, в советской экономике мирно соседствовало такое же количество монополистов. Особенно ярко это проявлялось в производстве промежуточной продукции. У потребителей там, как правило, отсутствовала возможность замещения товаров, что порождало их жесткую зависимость от поставщиков-монополистов.
По конечной продукции эта зависимость была менее заметна, так как специализация производителей там происходила не по видам, а по классам продукции.
Классическим примером в этом отношении может быть производство легковых автомобилей, отрасль, которая во всем мире является наиболее монополизированной.
В Германии основными производителями в этой отрасли, например, являлись 11 фирм. У нас ведущих производителей было 7: ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ, ГАЗ, УАЗ, РАФ и ПО “Ижмаш”. Различие между цифрами 7 и 11, конечно, небольшое, но в Германии с учетом разброса цен, потребительских свойств, технических и качественных свойств различных моделей выделяли 5 классов машин, в рамках которых производители конкурировали друг с другом. Продукция же советских автозаводов почти не конкуриро- вала между собой.
Что же касается легкой и пищевой промышленности, чья структура сама по себе должна была создать условия для конкуренции, то там также складывались отношения монополизма. Это происходит потому, что уже сказываются географические границы рынка из-за масштабов страны и неразвитости инфраструктуры (складской, транспортной и информационной)[8]. В итоге, хотя и по разным причинам, отношения монополизма в СССР господствовали во всем народном хозяйстве.
Особую роль в формировании и развитии монополизма играла материально-финансовая несбалансированность. Еще Маркс замечал, что при “превышении спроса над предложением на рынке возникает “случайная” монополия. “Случайная” потому, что случайны сами отклонения спроса и предложения”[9]. В социалистической же экономике дефицит становится хроническим. Конкуренция между потребителями превратила всех производителей дефицитного товара, сколько бы их ни было, в монополистов. У них появилась возможность выбрать самых сговорчивых покупателей, ориентированных на выполнение заказов, требующих наименьших усилий.
Монопольное положение предприятия - поставщика позволяло ему навязывать потребителю выгодный для себя ассортимент, завышать или занижать качество поставляемой продукции. Монопольные тенденции в деятельности предприятий проявлялись и в регулировании производителями сроков и объемов поставок.
Законодательно была закреплена государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Такая монополия государства, с одной стороны, ограждала государственные предприятия от конкуренции, а с другой. - ограничивая создание предприятий по инициативе трудящихся, тормозила развитие рынка.
Можно сказать, что монополия предприятий в советской экономике - прямое следствие государственной монополии в экономике.