Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Гимназия № 1619 имени М.И. Цветаевой»
Индивидуальный проект
«Варианты развития общества по мнению писателей-антиутопистов (Е. Замятин, Дж. Оруэлл, Рэй Брэдбери)»
по предмету «обществознание»
Выполнил: Мацука Иван,
ученик 11-А класса
Руководитель: Иванова Ольга Васильевна,
учитель истории и обществознания
________________________________
(подпись руководителя)
Москва, 2015
Оглавление.
1. Введение. Постановка проблемы, комментарий, общие сведения, цели работы.
Основная часть.
2.1.Возникновение государств. Потребность в режиме.
2.2.Евгений Замятин. Общество рационализма. Технократия. «Мы».
2.3.Рэй Брэдбери. Общество потребления. Интроверсия. «451о по Фаренгейту».
2.4.Дж. Оруэлл. Общество тотальной несвободы. Пропаганда. Тоталитаризм. «Скотный двор» и «1984».
Заключение. Выводы.
Литература.
Введение
В данной исследовательской работе я поставил перед собой цель проанализировать все варианты дальнейшего развития общества, составленные писателями-антиутопистами XX века. Каким будет общество будущего? Получится ли построить свободное гражданское общество и правовые государства, или же жизнь каждого отдельного индивида будет под тотальным контролем? Изберут ли люди духовное развитие основной жизненной целью или достигнут края консьюмеризма и «вещизма»? Продолжат ли гении создавать неповторимые произведения искусства, или человечество утратит понятие о прекрасном и сможет мыслить только математическими формулами и категориями?
Я нахожу эту проблему как никогда актуальной, потому что те теории и предположения, составленные писателями еще в XX веке, могут сбыться в ближайшее время. И ведь уже есть государства, устройство и повседневная жизнь которых очень напоминает то, что люди уже на протяжении почти столетия могут видеть в фантастических романах.
Цели работы:
1. Проанализировать все возможные варианты развития общества, основываясь на произведениях выбранных авторов;
2. Сравнить все варианты развития между собой;
3. Выделить наиболее вероятные варианты развития и составить собственный прогноз;
4. Сделать вывод.
Основная часть
Возникновение государств. Потребность в режиме
Считается, что история человечества начинается в тот момент, когда появляется вид «человек разумный», а если еще точнее, то «человек разумный разумный (homo sapiens sapiens)». Сначала этому разумному-разумному человеку предстояло прожить три начальных этапа (палеолит, мезолит, неолит), в которых ни одного государства в современном понимании не было. За эти три периода человек сумел научиться обращаться с огнем, создавать каменные орудия труда. Все это позволило укрепить сельское хозяйство, уплотнить население, и вскоре в Месопотамии, Древнем Египте и Древней индии появляются первые государства. Происходит это в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э. Чуть позже, во 2 тысячелетии, возникают государства на Балканском полуострове и на острове Крит (территория современной Греции).
Государства в Месопотамии, Древней Индии и Древнем Египте были речными, в то время как Балканы были окружены морями (Ионическое, Адриатическое, Эгейское). Казалось бы, какая разница? Разве могут климатические условия на что-то серьезно повлиять? Да, на севере Африки теплее, на Балканах холоднее, что с того? На самом же деле, климатические условия сыграли в нашей с вами жизни намного больше, чем мы думаем. Дело в том, что эти самые климатические условия служат как источниками ресурсов, так и источниками проблем, решать которые нужно по-разному. Для Древнего Египта, например, основной проблемой было освоение ирригации, так как вся жизнь была сконцентрирована вдоль реки Нил. Примерно такая же ситуация были в Древней Индии и Месопотамии. Для жителей Балкан источником жизни служили моря, а это значит, что у них в приоритете было мореплавание.
Ирригация требовала непосильного и коллективного труда, особенно с учетом развития технологий и доступных инструментов, но самым важным фактором, пожалуй, была дисциплина. Именно так и возникает восточная деспотия. Впервые идею о том, что именно так возникает эта форма общественного устройства, высказал германо-американский социолог Карл Август Виттфогель. Теория стала называться «ирригационной».
Развитие мореплавания, в свою очередь, требовало других качеств, основным из которых была личная ответственность. Это обусловлено тем, что команду судна стегать плетями недостаточно, чтобы добиться желаемых результатов, т.к. труд не исключительно физический, но и умственный. Поэтому у греков, в отличие от восточных людей, развивается индивидуализм, равенство. И именно так Греция становится родиной демократии.
С тех пор прошло не одно тысячелетие, темпы развития научно-технического прогресса увеличиваются в геометрической прогрессии. Климатические условия в развитых странах уже не являются серьезной проблемой, зато им на смену приходят условия социальные, экономические, духовные и т.д. Теперь уже они определяют путь, по которому идет государство, даже если корни ведут все туда же в древность.
Наступает XX век, который по праву считается пока что самым насыщенным событиями. За это столетие человечество пережило 2 мировых войны, одну Холодную, системный кризис и т.д. Именно в XX веке человечество оказывается на распутье: оно может идти по пути демократизации, дабы распутать ком проблем во всех сферах жизни общества, а может взять все под жестокий контроль и решить проблемы более радикальными методами. Некоторые страны идут по первому пути, а некоторые по второму. Так и появляются первые в истории человечества тоталитарные государства.
Это изобретение XX-го столетия не могло не вдохновить писателей того времени – кто-то попытался предостеречь человечество и рассказать о возможных последствиях тоталитаризма, а кто-то просто увидел в этом лишь почву, благоприятную для развития других серьезных проблем.
Романов-антиутопий на эту тему было написано не мало, но я рассмотрю лишь те, что сумели отличиться: «Скотный двор» и «1984» Джорджа Оруэлла, «Мы» Евгения Замятина, «451о по Фаренгейту» Рэя Бреэдбери.