Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сретенская церковь в XX веке.



Приходская жизнь Солдатской слободы первые полтора десятилетия XX века ничем особенным не выделялась. Охарактеризовать ее можно словами Аркадия Андреевича Виноградова, служившего в начале века священником в г. Санкт-Петербурге, и опубликовавшем во «Владимирских епархиальных ведомостях» большую статью об истории этого храма, которая оканчивалась характеристикой приходской жизни: «…не имеет церковь даже своего храмового праздника, которое оправдывало бы ее название.

Кроме того в «Ведомостях о церкви Сретенской за 1910 год» упоминается принадлежащее ей здание Стрелецкой церковно-приходской школы: «Церковная школа помещается в доме собственном, на содержание ее отпускается от Владимирской Городской Управы 150 рублей. В сей год в ней обучается 34 мальчика и 37 девочек». Школа размещалась в доме №31 Большой Стрелецкой улицы. Ее основание связано с именем Александра Ивановича Виноградова, ключаря и настоятеля Владимирского Кафедрального Успенского Собора, автора многих трудов по истории церквей Владимирской губернии. Известен он был главным образом, благодаря написанной им «Истории Владимирского Кафедрального Успенского собора». Деньги, вырученные от продажи одной из книг, он пожертвовал, от имени своей супруги, на приобретение дома и большого участка земли «в количестве одной десятины 1461 кв. сажен» в Стрелецкой слободе для устройства церковно-приходской школы. Его женой была Павла Сергеевна, урожденная Лебедева, дочь священника Сретенской церкви, с которой он обвенчался 15 августа 1855 года. Этот факт может объяснить заботу А.И. Виноградова об организации церковно-приходской школы, именно этого прихода.

В советское время в отличии от других храмов, судьба Сретенской церкви сложилась можно сказать счастливо, ее не сломали, хотя и обезобразили и уничтожили интерьер. Первоначально закрытие церквей советской властью началось после Декрета об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года. По данному Декрету церковные здания становились собственностью государства, а общины должны были регистрироваться и заключать договор на пользование храмом.

Первый удар по храму нанесён в апреле 1922 г., когда изъяли серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. В ноябре 1923 г. была зарегистрирована община при храме в составе 148 человек. Казалось, беда миновала: богослужения проходили регулярно, хоть и приходилось получать разрешение на их проведение.
7 марта 1930 г. Сретенская церковь была «приговорена» к закрытию решением горсовета. Причина – обращение жителей Солдатской слободы и Красного городка с требованием передачи храма «под культурно-просветительное учреждение, какового указанные районы лишены». Прихожане встали на защиту своей церкви, написав жалобу во ВЦИК, и церковь оставили общине. Вторая попытка закрыть Сретенский храм также не увенчалась успехом. Доводы о «контрреволюционной поповщине, выколачивающей деньгу» и «богобоязненных старушках», «религиозном дурмане» и ненавистном колокольном звоне снова не возымели действия. Правда, церковь лишилась своих голосов, среди которых был и тот самый колокол в 100 пудов весом.
До самого последнего дня в храме продолжал служить Михаил Степанович Беляев, ставший настоятелем в далёком уже 1888 г. Отважный батюшка вместе с прихожанами всеми силами препятствовал его закрытию, продолжая проповедовать слово Божие среди повальных арестов и расстрелов. 29 апреля 1937 г. НКВД направляет в горсовет циркуляр о закрытии Сретенской церкви…

Окончательную точку поставил 16 января 1940 года Верховный Совет РСФСР, утвердив постановление Ивановского облисполкома о закрытии Сретенской церкви и передаче здания церкви Владимирскому горсовету (Владимир тогда входил в Ивановскую область). На тот момент Сретенская предпоследняя действующая церковь во Владимире. Оставалась только Князь-Владимирская на кладбище.

Осквернённый храм побывал и мебельным складом, и деревообрабатывающим предприятием. Массивные стены, на «ветхость» которых ссылались товарищи при ликвидации церкви, выдержали все невзгоды и испытания советского гнёта.

В 1992 г. в храм был вновь открыт. Первое Богослужение после открытия храма было совершено архимандритом Маркеллом Егоровским 15 февраля 1992 г., в 10 утра отслужен водосвятный молебен и совершен первый Крестный ход вокруг храма. Отопления не было, окна на время были заложены кирпичом, хламу, как писал архимандрит Маркелл в Богослужебном журнале, было до потолка. Но уже к началу Великого поста, в том же 1992 г., службы в храме стали проходить ежедневно утром и вечером. Отопление уже было готово к Святой Пасхе, снята кирпичная кладка с окон, были остеклены новые и частично отремонтированы старые рамы, покрыта и покрашена крыша, отремонтированы полы.

С 1994 г. началось строительство двух иконостасов и по благословению архиепископа Евлогия положено начало фресковой живописи по образцу древнерусской московской школы. Ремонтные работы по восстановлению храма продолжались. 12 июля 1998 г., Высокопреосвященнейшим Евлогием был освящен главный престол храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире. Так был открыт новый период в жизни храма.

В настоящий момент службу в храме продолжает сын отца Маркела, Виктор, он является достойным продолжателем дела настоятелей Сретенского храма. Отец Виктор ведет большую просветительскую деятельность среди молодежи, в воинской части, в приходе действует Воскресная школа.

К сожалению исторически ценные детали убранства церкви утрачены, нов храме сохранились две иконы: Боголюбивая икона Божией Матери (XVII век) и икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственная икона, которая украшала иконостас храма еще до революции. После разорения храма находилась в г. Судогда, была чудесно принесена в Свято-Сретенский храм благочестивой женщиной.

.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. А.П.Субботин Губернский город Владимир 1877 года. Статистический сборник ВГВ, №46, 1881

2. Тихонравов К.Н. Владимирский сборник. М., 1857.

3. Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.1. Владимир и Владимирский уезд. Москва, 1892

4. Владимирские епархиальные ведомости. А.А.Виноградов. «Из истории одного их памятников Владимирской старины - церкви Сретенья Владимирской иконы Богоматери».Владимир, 1900

 


[1] Тихонравов К.Н. Владимирский сборник. М., 1857. С.78

 

[2] Там же. С.79

[3] Там же. С.79

[4] Владимирские епархиальные ведомости. А.А.Виноградов. «Из истории одного их памятников Владимирской старины - церкви Сретенья Владимирской иконы Богоматери».Владимир, 1900, С.91

[5] Владимирские епархиальные ведомости. А.А.Виноградов. «Из истории одного их памятников Владимирской старины - церкви Сретенья Владимирской иконы Богоматери».Владимир, 1900, С.92

 

[6] Там же. С.93

[7] Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской

епархии. Вып.1. Владимир и Владимирский уезд. Москва, 1892, С.92

[8] Там же. С.93

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.