В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамиться». Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. История нашей страны XX веке была столь бурной, что родственные связи утрачены, распалась связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Но история страны – это миллионы жизней простых людей. И мы вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Я происхожу из семьи священников, род наш восходит к князьям Вельским, которые ещё при царе Иоанне Грозном выехали на Русь из Литвы.
С XVI века были предки духовного сословия. Но начинать изучение своей семьи я хотел бы с истории храма с которым последние 20 лет связана жизнь нашей семьи. Тем более, что храм очень интересной судьбы и располагается он рядом с нашей школой в Стрелецкой слободе. В ограде этого храма похоронен мой дедушка Михаил Викторович Егоровский (в монашестве Маркел).
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю отдельных объектов постигается история всей страны. Ведь часто от древности только и остаются храмы, как места особо священные и почитаемые.
Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать историю храма с которым связана жизнь и судьба моей семьи.
База исследования – это документы, публикации, рассказы и воспоминания моих родственников.
Новизна работы в том, что историей церкви в Солдатской слободе никто специально не занимался.
Обзор источников.
С сожалением должен заметить, что в моем распоряжении были только косвенные источники, связанные с трудами краеведов, записки Владимирской Епархии, статистические данные начала 20 века и рассказы моего отца, настоятеля Сретенского храма. Но, поскольку воспоминания моего отца не были документально оформлены, поэтому назвать их полноценным источником нельзя.
История церкви Сретенья Владимирской иконы Божьей матери.
Церковь в Стрелецкой слободе.
Стрелецкая слобода образовалась во Владимире в конце XVI столетия. Во «Владимирском сборнике» Тихонравова К.Н. находим сообщение « из грамот Царей и В.К. Иоанна Васильевича и Федора Иоанновича видно, что некоторые стрельцы поселились на Пушкарской земле в Гатиловой слободе, по тем грамотам и по приговору Окольничьего и Воеводы Артемия Васильевича Измайлова велено было очистить Гатилову слободу и дворы свои снести в Стрелецкую слободу».[1] Далее идет ссылка на 1584 год. Справедливо было бы предположить, что церковь в слободе была, т.к. в старину не было поселения без церкви, но грамоты об этом не сообщают. Первое упоминание о церкви находим в патриарших окладных книгах 136 (1628) г. значится: «церковь великаго чудотворца Николы за земляною осыпью въ Стрелецкой слободе… дани 4 алтына» и в Писцовых книгах 1640 года: «Слобода Гатилова на речке на Лыбеди, а в ней место церковное, что была церковь Николы Чудотворца Воинского с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разоренья, да на церковной земле место пустое попово…».[2] В последствии же в патриарших окладных книгах под 1656 г. стоит такая отметка: «церковь стоит пуста, попа и церковных причетников и приходских людей и церковные земли и никаких угодий нет, дани иметь не с чего и впредь той церкви в приходную книгу не писать».
Долгое время в Стрелецкой слободе церкви не было, да и с эпохи Петровских преобразований слобода стала приходить в упадок и пустела. По повелению Императрицы Екатерины II все жители Стрелецкой слободы должны были быть записаны во Владимирское купечество и мещанство. Позднее, в конце XVIII века, образовалась Солдатская слобода, поскольку в этих местах стали размещаться различные воинские части.[3]