Своей церкви здесь не было, жители слободы посещали близлежащие Петропавловский (на Мещанской улице, современная ул. Дзержинского) и Казанский храмы. В 1778 г. Петропавловская церковь сгорела, а Казанская вместе с Ямской слободой была перенесена за город. Оставшиеся без храма жители Солдатской слободы, в 1784 г. просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 г. храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе. «Жители той слободы - штатной роты батальонные и отставные унтер-офицеры, и рядовые солдаты в воскресные и праздничные дни лишаются церковного молитвословия, и в исправлении мирских треб обстоит не малая нужда».Кроме того«Сретенская церковь (на берегу Клязьмы) имеется ветхая, малоприходная и состоит не на удобном месте...».По ходатайству отставного капрала Карпа Штырева и солдата Захара Гаврилова епископом Владимирским и Муромским Виктором дана была благословенная грамота от 20 июля 1784 г. «О переносе имеющейся во граде Владимире деревянной во имя сретенья пресвятой Богородицы... церкви в новопоселенную при сем же граде Солдатскую слободу и построении ее на определенном месте в том же храмоименовании».[4]
Сретенский храм имел свою очень древнюю историю. Появление первого храма Сретенья иконы Владимирской Божьей Матери уходит своими корнями в историю XII века. Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского в 1160-м г. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 г. соборным причтом крестный ход был отменён. Во время разорения Владимира в 1238 г. «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 г. упоминается в архивах «прибылою вновь».
Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй пол. XVII в. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 г. в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник. Но к концу XVIII века церковь находилась в запустении, в приходе было всего три двора, поэтому перенос церкви в Солдатскую слободу был ее спасением. В грамоте о преносе предписывалось, чтоб имеющееся там церковное имущество было сохранено, а «из коих престольное одеяние буде ветхо, употребить на починку церковной утвари», а негодное к использованию «сжечь и пепел пустить в реку и всю церковную утварь внести в состоящую поблизости Никологалейскую церковь, после того оную церковь разобрать.... и в показанную Солдатскую слободу перевесть и на отведенном месте с прибавлением нового лесу... строить...». Позаботились и о местожительстве «персонала» будущей церкви: «Для постройки домов и огородов... священнику 384 кв. саж., диакону тоже число, дьячку и пономарю по 128 кв. саж.»(саженей, - прим. ред.). После разбора старой церкви на ее месте был установлен каменный столбик с крестом. На новом месте в Солдатской слободе перенесенная деревянная церковь была освящена 10 апреля 1785 г. И все же она не удовлетворяла прихожан. Зимой в ней было холодно. Священник церкви Петр Федоров в 1787 г. подает прошение на разрешение перенести из упраздненного Покровского монастыря теплую деревянную церковь. Что и было сделано. Теплую церковь поставили «близь со стоящей холодной Сретенской с южной страны... в то же храмоименование» с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли.[5]
К началу XIX века из деревянных церквей во Владимире оставалась только одна Сретенская церковь, и тем представляла пожарную опасность. Епархиальному начальству снова поступило прошение, уже от нового священника Степана Иванова на строительство новой каменной церкви. 22 июня 1805 г. благословенная грамота была получена от преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского. Каменную церковь строили так, чтоб не нарушить службу в старой холодной деревянной церкви. Бревна и доски от сломанной старой теплой деревянной церкви были употреблены при их сжигании для обжига кирпича, который изготавливался на месте. Строительство требовало больших ассигнований. В церковной казне денег было недостаточно, всего 1000 рублей. Приходилось делать займы. Так, у купца взято 315 руб., у солдата (того самого Захара Гаврилова) - 175 руб., у столяра - 78 руб., у сержанта - 70 руб. В августе 1809 г. новая каменная церковь была освящена.[6]
Описание Сретенской церкви в Солдатской слободе.
Сретенская церковь во Владимире представляет собой пример трехчастного посадского церковного здания, состоящего из высокого бесстолпного двухсветного четверика к основному объему, которого с восточной стороны примыкает одночастная полукруглая апсида, а с западной – трапезная и невысокая колокольня. Основной объем здания покрыт металлической восьмискатной кровлей, завершен двойным круглым барабаном с главкой луковичной формы. Колокольня в основе представляет четверик, над ним еще один низкий четверик и ярус звонов в четыре высоких пролета. Завершается колокольня сферической кровлей со шпилем. Апсида полукруглая с уплощением и закругленными углами, перекрыта конхой. Трапезная в плане представляет прямоугольник перекрытый коробовым сводом с лотком. Декоративное оформление памятника выполнено с использованием элементов стиля барокко и классицизма.
Такой образ храма сформировался не сразу. Как отмечает опись, составленная в 1809 году, церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью был лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр "книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы", надо полагать весьма популярное чтение в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры. Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 году заменена железной, позолочены единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни. Приблизительно в те же годы прежний трехъярусный "гладкий" иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас теплого храма был заменен в 1834 году. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Все это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 году был выстроен северный придел, престол которого освящен в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", еще больше теплая церковь расширена в 1870-1880 гг., когда с запада была пристроена паперть. Тогда же все три иконостаса заменили новыми.[7]
Интересна история колоколов Сретенской церкви. По описи 1809 года на храмовой звоннице числилось 4 колокола, из которых самый большой весил 26 пудов 2 фунта (424 кг). В 1816 году колокол заменили другим - весом в 51 пуд 27 фунтов (842 кг). Почти сразу же - в 1817 году - и этот колокол сняли, заменив его более тяжелым, весившим 66 пудов 2 фунта (1084 кг). И, наконец, в 1875 году был установлен 100-пудовый "голос", а прежний разбили. Этот колокол провисел на звоннице до известных событий 1917 года.
В конце XIX века причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала священнослужители получали арендную плату с церковных земель - практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево - всего более 1200 душ, "все православные".[8]
В описи Добронравова упоминается, что весь приход и, документы, утварь и книги содержатся в порядке.