Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ



Основные этапы европейской средневековой философии:

Кризисы римского общества и возникновение идеи спасения

Возникновение теологии

Гностики

Патристика

Схоластика

Филон Александрийский(1в-1в)

В толковании Ветхого завета пришел к тому, что бог – абстракция. Поместил бога за предел мира. К Богу не применимы земные понятия Логос – посредник между человеком и богом. Но Бог выше Логоса, он может нарушать земной порядок и творить чудеса. Человеческий разум – отражение Логоса.
Тертуллиан(1в-2в)

Противник языческих культов и античной учености. Естественное состояние человека – здравый смысл и искренняя вера. Вера – антипод разума.

Гностики. Они считали, что истинное знание доступно только

избранным – им (гносес – тайное знанием - добро)

Патристика – учение отцов церкви.

Августин Аврелий.(4в-5в)

Обосновал необходимость церкви, как посредника между Богом и верующим. Объявил ее высшим автаритетом в толковании божественной истины. Написал «Град Божий» – основан на любви к Богу, и «Град Земной» – на любви к себе.

Схоластика – школьная философия, которая изучалась при монастырях. Сразу возник вопрос: «Что существует сначала?». Общие понятия или

вещи, которым потом даются имена. Появляется два направления: Реализм и Номенализм

Реализм(ИДЕАЛИСТЫ) –направление теологической философии, сторон­ники которого считали подлинно существующими (т. е. подлин­ным бытием) не сами вещи, а их общее понятие —идеи(по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши).представителями реализма были Ансельм Кентер­берийский, Гильом из Шампо.

Номинализм(Дуалисты)— направление теологи­ческой философии, сторонники которого считали реально суще­ствующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (идеи) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индиви­дуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номина­листам идеи существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр

Пьер Абеляр.

«Универсалии существуют в самих вещах, это не слова и не вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах».

Схоластика прошла 2 периода развития: первый период дискуссий и логических споров, второй – исследование мира, бога.

16) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Мир иерархичен, он имеет 4 стадии

1)неживая природа
2) мир растений и животных
3)мир людей и вещей
4)мир сверхъестеств. И духовных сфер.

Первопричина, смысл и цель всего – это Бог.
Фома Аквинский базируется на учении Аристотеля, но усилил его идеалистическое начало.
Взял у Аристотеля идею «формы форм»
5 доказательств Бога:
1) Все в мире движется
2) Все должно иметь свою причину. Первая причина – это Бог
3) Все возникает и исчезает с необходимостью
4) Есть вещи более или менее совершенные. Бог – высшее совершенство
5) Миру необходимо руководящее начало
У Аристотеля взял идею форма форм. В учении о божественном проведении он вводит наличие естественных законов.
Учение о душе:
-существует вегетативная душа-у растений
(функц.питание и размножение)
-сенсетивная душа-у животных(фунцкц.чувств.восприятие,стремление и произвольное движение)
-разумная душа-у человека (ее функция мышление, но есть еще воля, воображение)
Абсолютное знание присуще только Богу

17) ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В 17 ВЕКЕ.
Существует 2 типа познания мира:
Конкретно-чувственный
Метод, при котором при помощи ощущений, возникновения образов люди могут осмыслять конкретные стороны мира. В мировоззрении он больше всего используется в мифологии. Мифология пытается обобщать, не проникая в сущность вещей. Существует на начальной стадии познания мира. Позволяет отличать одни предметы от других.
Абстрактно-логический
Способ, при котором происходят обобщения сходных или различных предметов, явлений, процессов. Ощущений недостаточно, так как ощущения дают знания только о внешних сторонах мира. При появлении новых видов деятельности нужно выстроить новые системы отношений. К абстрактно – логическому способу мышления стремились не только поздние религии, но и весь процесс познания мира.
При новом уровне познания, когда обобщаются целые классы вещей, обнаружили, что в мире есть 2 стороны – материальная и идеальная.
ФРЕНСИС БЭКОН
Чтобы получить истинное знание о мире, нужно соединить «разум с вещами»,для чего необходим планомерный опыт-разрабатывал индуктивный метод,заключающ.в поэтапных опытных док-вах. Индуктивный метод предполагает движение от частного к общему. Цель индукции – открыть первичные формы материи, определяющие ее качественное многообразие. Каждая сложная вещь механическая сумма простых форм.

Форма – род движения материальных частиц, из которых состоит тело.
Теория познания:

Сенсуализм - связ. с органами чувств
Рационализм - связ. с разумом

Познанию мешают предвзятые демоны (идолы) или признаки:

- рода – человек судит о природе по аналогии с самим собой

- пещеры – субъективные симпатии

- рынка – возникают при общении людей посредством слов

- театра – некритическое восприятие авторитетов

Пути познания мира:

1) Путь муравья (исследователь собирает сведения, факты,

но не обобщает)

2) Путь паука (использует собственное мышление, пытается создать теорию и обобщить используя только свой разум)

3) Путь пчелы(сбор фактов, сведений, экспериментов и

обобщение их)

РЕНЕ ДЕКАРТ
Главной своей задаче считал отказ от догматов

(основное положение учения) и поиск достоверного начала философии.
Интуиция - предвосхищение истины.
Критерий истины: ясность наших представлений на основе интуиции.
Все идеи человеческого сознания делятся на производные

(из чувств) и врожденные (идеи бога, математические анализы).

Дуализм Декарта.Первичны две независимые субстанции – дух и материя, которые соединяются и взаимодействуют в человеке(«мыслю, следовательно существую»)
Материяя состоит из частиц – корпускул – бесконечно делимых.
Мышление – основа существования всех вещей
Сущность мышления – сомнение
Основа мышления – врожденные идеи
Теория познания декарта
В труде «размышления о методе» выведены правила познания:

За истинное принимается явное и отчетливое

интуитивно-механическое. Каждая сложная вещь должна быть

поделена на простые составляющие вплоть до очевидного.

Следует идти от простого к сложному(рационалистическая дедукция). Нужно осуществить «полную индукцию».
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА
Бог – предельно общее основание.
Спиноза принимает определение свободы Эпикура. Свобода – осознанная необходимость. Познавший законы природы и действующий по этим законам считает свободным. Познавший законы

природы и действующий по этим законам считает свободным.

Спиноза считал, что законы общества также объективны, как и

законы природы, они выражаются в морали.
ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ 2 НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ:
*сенсуалисты считали, что все знания появились через систему

ощущений (сенсорика) так считал Джон Лок, он заложил основы воспитания детей, но не смог объяснить откуда появляется теория.
*рационалисты – знание начинается с правильных теорий, они могли объяснить как происходит обобщение, но не могли объяснить в

основе чего появляется эта теория.

18) В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСФСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАНТА
Кант был одним из первых теоретиков большого взрыва.

В «докритический период» Стремился объяснить происхождение вселенной. По его мнению она возникла естественным путем вращения туманности. Движущая сила – взаимодействие противоположностей( притяжение и отталкивание).

Сама материя – единство этих сил.

Вся сложность системы вселенной - доказательство бога.
«Критический» период связан с разработкой теории познания

Существует 2 вида знания (априорное – до опыта, апостериорное – после опыта).

Каждая вещь в мире – это вещь в себе. Внешняя оболочка феномен и внутренняя – номен. Вещь воздействует на наши чувства. Потом возникают ощущения. Эти ощущения дают сведения(знания) о явлении действительности. И это знание фиксируется в понятии. Взаимосвязь м/у вещами и явлениями действительности – связь м/у понятиями. Знание начинается с опыта. Опыт имеет дело с единичными вещами. Главное в мышлении найти связь м/у единичным и общим. Мир явлений хаотичен, закономерность в него вносит наше сознание на основе наших знаний. Поэтому наше сознание должно соотноситься с предметами. Предметы должны соотноситься с нашим рассудком.

Есть 2 уровня познания:
Рассудок- решает повседневные задачи
Разум- решает теоретические задачи, отыскивает сущность вещей, которые скрыты в ноумене. Вещи не познаваемы. Кант был агностиком, как Беркли и Юм
Агностицизм-учение о непознавании чего-либо.
* Объективный мир не познаваем

4 неразрешенных противоречия:
1)Мир имеет начало во времени и ограниченность в пространстве - мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве
2)Существует только простое, и то, что сложно - из простого - в мире нет ничего простого

3)Существует безусловно необходимое существо-Бог. -нет абсолютно необходимого сущ-ва
4)Существует не только причинность по законам природы, но и свобода – нет никакой свободы, все обусловлено

 

19)ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ (объективный идеалист)
Создал исчерпывающую систему философию, в которой рассматривались все компоненты мира:природа, человек, идея.
Первична-абсолютная идея «мировой дух»
1) тезис
2) антитезис
3) Синтез – их совокупность

Абсолютная идея содержит в себе противоположности, которые взаимодействуют друг с другом и возникает тезис. Первый тезис – бытие. Как только возникает тезис, выделяется антитезис – небытие. Появляется синтез, который содержит части и того и того. Синтез сам является тезисом, но на более высоком уровне. Этот процесс продолжается дальше и появляется полная противоположность абсолютной идеи – природа. (лучше не говорить, но в тетради так)
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• существует определенный тезис(утверждение, форма бытия);

• данному тезису всегда находится антитезис— его противопо­ложность;

• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

тезис+антитезис=синтез+антитезис=...
Система Гегеля:
-
Учение о диалектики - наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления
- Философия права
- Философия государства

Это движение приводит к тому, что появляется полная противоположность абсолютной идеи – природа. Природа материальна. Абсолютная идея идеальна. Природа – это другой вид абсолютной идеи. При саморазвитии природной формы абсолютной идеи возникает синтез идеального и материального – это человек и общество. Человек и общество третий вид абсолютной идеи.

Гегель строит такую систему, которая движется по кругу. Ему приходится развернуть человека и общество к познанию абсолютной идеи. Ближе всего к познанию абсолютной идеи Гегель называет философию Гегеля. Ближе всего к познанию абсолютной идеи – религия, искусство. По мнению Гегеля прекрасное бывает только искусство, но не все формы художественного выражения являются искусством. Например, танец, театр, ремесло – не искусство. Самый низший уровень искусства – архитектура( она материальна). Музыка слишком эмоциональна, чтобы выразить абсолютную идею. В поэзии мир отражен в слове, поэтому она ближе всего к абсолютной идеи.

Диалектика– главная заслуга Гегеля - наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления. Мир рассматривается как процесс, причина этому процессу – внутреннее противоречие.

Гегель сформулировал 3 основных закона диалектики:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.