Основные этапы европейской средневековой философии:
Кризисы римского общества и возникновение идеи спасения
Возникновение теологии
Гностики
Патристика
Схоластика
Филон Александрийский(1в-1в)
В толковании Ветхого завета пришел к тому, что бог – абстракция. Поместил бога за предел мира. К Богу не применимы земные понятия Логос – посредник между человеком и богом. Но Бог выше Логоса, он может нарушать земной порядок и творить чудеса. Человеческий разум – отражение Логоса. Тертуллиан(1в-2в)
Противник языческих культов и античной учености. Естественное состояние человека – здравый смысл и искренняя вера. Вера – антипод разума.
Гностики. Они считали, что истинное знание доступно только
избранным – им (гносес – тайное знанием - добро)
Патристика – учение отцов церкви.
Августин Аврелий.(4в-5в)
Обосновал необходимость церкви, как посредника между Богом и верующим. Объявил ее высшим автаритетом в толковании божественной истины. Написал «Град Божий» – основан на любви к Богу, и «Град Земной» – на любви к себе.
Схоластика – школьная философия, которая изучалась при монастырях. Сразу возник вопрос: «Что существует сначала?». Общие понятия или
вещи, которым потом даются имена. Появляется два направления: Реализм и Номенализм
Реализм(ИДЕАЛИСТЫ) –направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие —идеи(по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши).представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм(Дуалисты)— направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (идеи) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам идеи существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр
Пьер Абеляр.
«Универсалии существуют в самих вещах, это не слова и не вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах».
Схоластика прошла 2 периода развития: первый период дискуссий и логических споров, второй – исследование мира, бога.
16) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО Мир иерархичен, он имеет 4 стадии 1)неживая природа 2) мир растений и животных 3)мир людей и вещей 4)мир сверхъестеств. И духовных сфер.
Первопричина, смысл и цель всего – это Бог. Фома Аквинский базируется на учении Аристотеля, но усилил его идеалистическое начало. Взял у Аристотеля идею «формы форм» 5 доказательств Бога: 1) Все в мире движется 2) Все должно иметь свою причину. Первая причина – это Бог 3) Все возникает и исчезает с необходимостью 4) Есть вещи более или менее совершенные. Бог – высшее совершенство 5) Миру необходимо руководящее начало У Аристотеля взял идею форма форм. В учении о божественном проведении он вводит наличие естественных законов. Учение о душе: -существует вегетативная душа-у растений(функц.питание и размножение) -сенсетивная душа-у животных(фунцкц.чувств.восприятие,стремление и произвольное движение) -разумная душа-у человека (ее функция мышление, но есть еще воля, воображение) Абсолютное знание присуще только Богу
17) ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В 17 ВЕКЕ. Существует 2 типа познания мира: Конкретно-чувственный Метод, при котором при помощи ощущений, возникновения образов люди могут осмыслять конкретные стороны мира. В мировоззрении он больше всего используется в мифологии. Мифология пытается обобщать, не проникая в сущность вещей. Существует на начальной стадии познания мира. Позволяет отличать одни предметы от других. Абстрактно-логический Способ, при котором происходят обобщения сходных или различных предметов, явлений, процессов. Ощущений недостаточно, так как ощущения дают знания только о внешних сторонах мира. При появлении новых видов деятельности нужно выстроить новые системы отношений. К абстрактно – логическому способу мышления стремились не только поздние религии, но и весь процесс познания мира. При новом уровне познания, когда обобщаются целые классы вещей, обнаружили, что в мире есть 2 стороны – материальная и идеальная. ФРЕНСИС БЭКОН Чтобы получить истинное знание о мире, нужно соединить «разум с вещами»,для чего необходим планомерный опыт-разрабатывал индуктивный метод,заключающ.в поэтапных опытных док-вах. Индуктивный метод предполагает движение от частного к общему. Цель индукции – открыть первичные формы материи, определяющие ее качественное многообразие. Каждая сложная вещь механическая сумма простых форм.
Форма – род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Теория познания:
Сенсуализм - связ. с органами чувств Рационализм - связ. с разумом
Познанию мешают предвзятые демоны (идолы) или признаки:
- рода – человек судит о природе по аналогии с самим собой
- пещеры – субъективные симпатии
- рынка – возникают при общении людей посредством слов
- театра – некритическое восприятие авторитетов
Пути познания мира:
1) Путь муравья (исследователь собирает сведения, факты,
но не обобщает)
2) Путь паука (использует собственное мышление, пытается создать теорию и обобщить используя только свой разум)
3) Путь пчелы(сбор фактов, сведений, экспериментов и
обобщение их)
РЕНЕ ДЕКАРТ Главной своей задаче считал отказ от догматов
(основное положение учения) и поиск достоверного начала философии. Интуиция - предвосхищение истины. Критерий истины: ясность наших представлений на основе интуиции. Все идеи человеческого сознания делятся на производные
(из чувств) и врожденные (идеи бога, математические анализы).
Дуализм Декарта.Первичны две независимые субстанции – дух и материя, которые соединяются и взаимодействуют в человеке(«мыслю, следовательно существую») Материяя состоит из частиц – корпускул – бесконечно делимых. Мышление – основа существования всех вещей Сущность мышления – сомнение Основа мышления – врожденные идеи Теория познания декарта В труде «размышления о методе» выведены правила познания:
За истинное принимается явное и отчетливое
интуитивно-механическое. Каждая сложная вещь должна быть
поделена на простые составляющие вплоть до очевидного.
Следует идти от простого к сложному(рационалистическая дедукция). Нужно осуществить «полную индукцию». БЕНЕДИКТ СПИНОЗА Бог – предельно общее основание. Спиноза принимает определение свободы Эпикура. Свобода – осознанная необходимость. Познавший законы природы и действующий по этим законам считает свободным. Познавший законы
природы и действующий по этим законам считает свободным.
Спиноза считал, что законы общества также объективны, как и
законы природы, они выражаются в морали. ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ 2 НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ: *сенсуалисты считали, что все знания появились через систему
ощущений (сенсорика) так считал Джон Лок, он заложил основы воспитания детей, но не смог объяснить откуда появляется теория. *рационалисты – знание начинается с правильных теорий, они могли объяснить как происходит обобщение, но не могли объяснить в
основе чего появляется эта теория.
18) В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСФСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАНТА Кант был одним из первых теоретиков большого взрыва.
В «докритический период» Стремился объяснить происхождение вселенной. По его мнению она возникла естественным путем вращения туманности. Движущая сила – взаимодействие противоположностей( притяжение и отталкивание).
Сама материя – единство этих сил.
Вся сложность системы вселенной - доказательство бога. «Критический» период связан с разработкой теории познания
Существует 2 вида знания (априорное – до опыта, апостериорное – после опыта).
Каждая вещь в мире – это вещь в себе. Внешняя оболочка феномен и внутренняя – номен. Вещь воздействует на наши чувства. Потом возникают ощущения. Эти ощущения дают сведения(знания) о явлении действительности. И это знание фиксируется в понятии. Взаимосвязь м/у вещами и явлениями действительности – связь м/у понятиями. Знание начинается с опыта. Опыт имеет дело с единичными вещами. Главное в мышлении найти связь м/у единичным и общим. Мир явлений хаотичен, закономерность в него вносит наше сознание на основе наших знаний. Поэтому наше сознание должно соотноситься с предметами. Предметы должны соотноситься с нашим рассудком.
Есть 2 уровня познания: Рассудок- решает повседневные задачи Разум- решает теоретические задачи, отыскивает сущность вещей, которые скрыты в ноумене. Вещи не познаваемы. Кант был агностиком, как Беркли и Юм Агностицизм-учение о непознавании чего-либо. * Объективный мир не познаваем
4 неразрешенных противоречия: 1)Мир имеет начало во времени и ограниченность в пространстве - мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве 2)Существует только простое, и то, что сложно - из простого - в мире нет ничего простого
3)Существует безусловно необходимое существо-Бог. -нет абсолютно необходимого сущ-ва 4)Существует не только причинность по законам природы, но и свобода – нет никакой свободы, все обусловлено
19)ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ (объективный идеалист) Создал исчерпывающую систему философию, в которой рассматривались все компоненты мира:природа, человек, идея. Первична-абсолютная идея «мировой дух» 1) тезис 2) антитезис 3) Синтез – их совокупность
Абсолютная идея содержит в себе противоположности, которые взаимодействуют друг с другом и возникает тезис. Первый тезис – бытие. Как только возникает тезис, выделяется антитезис – небытие. Появляется синтез, который содержит части и того и того. Синтез сам является тезисом, но на более высоком уровне. Этот процесс продолжается дальше и появляется полная противоположность абсолютной идеи – природа. (лучше не говорить, но в тетради так) Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис(утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
тезис+антитезис=синтез+антитезис=... Система Гегеля: -Учение о диалектики - наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления - Философия права - Философия государства
Это движение приводит к тому, что появляется полная противоположность абсолютной идеи – природа. Природа материальна. Абсолютная идея идеальна. Природа – это другой вид абсолютной идеи. При саморазвитии природной формы абсолютной идеи возникает синтез идеального и материального – это человек и общество. Человек и общество третий вид абсолютной идеи.
Гегель строит такую систему, которая движется по кругу. Ему приходится развернуть человека и общество к познанию абсолютной идеи. Ближе всего к познанию абсолютной идеи Гегель называет философию Гегеля. Ближе всего к познанию абсолютной идеи – религия, искусство. По мнению Гегеля прекрасное бывает только искусство, но не все формы художественного выражения являются искусством. Например, танец, театр, ремесло – не искусство. Самый низший уровень искусства – архитектура( она материальна). Музыка слишком эмоциональна, чтобы выразить абсолютную идею. В поэзии мир отражен в слове, поэтому она ближе всего к абсолютной идеи.
Диалектика– главная заслуга Гегеля - наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления. Мир рассматривается как процесс, причина этому процессу – внутреннее противоречие.
Гегель сформулировал 3 основных закона диалектики: