Эта школа делает попытку создать и объяснить самые общие категории бытия. Зенон обнаружил, что мир существует в пространстве и времени
Протагор: «Человек – вот мера всех вещей существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют». Если человек может видеть вещь, значит она существует. Сократ считал, что первичным является слово. Платон: сначала божественным путем были созданы идеи.
Элеаты:
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность
явлений из единого первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
12) ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - философ Древней Греции, объективный идеалист, ученик Сократа, софист, первоначальное – идеи (эйдосы). Считал,
что все эйдосы существуют в пещере на краю света, там все идеи и
души людей взаимодействуют. Пространство этого взаимодействия ограничено. Душа человека, вселяясь при рождении, вспоминает те
идеи, с которыми она знакома и человек эти идеи реализует. Теория познания предполагает некоторое идеальное знание, а в реальности
мы можем пользоваться воспоминаниями. Платон считал,
демократия плохо (любой может прийти к власти, даже неспособный). Выделил 3 слоя общества:
землевладельцы(обучались знанию всех ритуалов)
военные(обучались математике, гимнастике, музыке)
философы(изучали ораторское мастерство, философию, обуч. у софистов) Управлять должны эти три класса.
Знание(мир идей) и действие(мир живых людей) находится в разных сторонах мира.
Сущность управления государством принадлежит миру идей.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ (УЧЕНИК ПЛАТОНА)
Аристотель– ученик Платона, дуалист. Потому что не отвергал материальные сущности вещей.
«Платон мне друг, но истина дороже»
Критиковал теорию отрыва идеи от вещей. Все вещи состоят из
формы и материи: материя – вещество каждой вещи, форма – то,
что придает вещи определенность. Форма идеальна, активна,
соединяясь с материей, предает вещам их вид.
Формы классифицируются по степени их обобщенности. «Форма
форм» лишенная материальности высшая форма-Бог.
Теория познания.
Признается независимый от человека внешний мир, данный нам в ощущениях. Разум опирается на чувственные данные, но высшие
принципы науки не выводятся из опыта, носят умозрительный
характер.
Разработал формальную логику. 4 основных принципа логики:
1) Принцип тождества
2) Исключенного третьего
3) Достаточности оснований
4) Непротиворечивости оснований
Формальная логика, срабатывает, когда имеет дело со статическими явлениями. Кроме нее существует диалектическая логика(Основатель – Сократ), которая рассматривает мир в противоречии.
МЕСТО И РОЛЬ СОКРАТА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Для Сократа главное –поведение.
Поставил 2 проблемы: Добродетелей и познания. Для Сократа знание стало главной добродетелью «я знаю, что я
ничего не знаю». Означает, что знание каждого человека, по сравнению с тем, что можно знать, незаметны. В любом знании он считал знание о своем незнании. Создал свой способ познания мира – диалектику. В любом познании
Сократ считает главным знание о незнании. Пытается двигаться к
истине через систему противоречий. Схема диалога:
1)задается любой вопрос 2)ответ подвергается анализу (разделение на части и выявление противоречий между частями или в целом ответе, система ответов подвергается абсурду) 3) находится следующий ответ 4) от абсурда начинает строить к истине, пытается в своем методе
познания двигаться к истиене через систему противоречий (абстракт-логич.путь)
По отношению к государству Сократ был ригористом( считал, что законы государства должны соблюдаться, если люди перестанут выполнять законы, то государство рухнет). Против Сократа Мелет выдвинул обвинение в разврате молодежи, приговорив его к смерти. Сократ выпил яд.