Слово "искупить" (или "выкупить") означает освободить кого-либо (например, пленного, заложника, должника из долгового рабства), уплатив за это необходимую цену. Верующим во Христа известно, что ценой нашего искупления стала смерть Самого Господа (Рим 3:24, 8:23; 1 Кор 1:30; Еф 1:7, 1:14. 4:30; Кол 1:14), "очищение" (Евр 9:14).
Учение об искуплении сводится к трем основным идеям. (1) Род человеческий выкуплен из рабства - рабства греху. (2) Мы искуплены дорогой ценой — Кровью Христа. (3) Искупленные получили свободу; и эта свобода должна быть обращена на служение Искупителю.
ХРИСТОС ПРИМИРИЛ БОГА И ЧЕЛОВЕКА
Из-за греха мы стали врагами Бога; об этом ясно сказано в Рим 5:10. Что здесь имеется в виду: враждебность Бога к человеку или враждебность человека к Богу? Здесь можно ответить так: Бог считает нас Своими врагами по причине наших грехов. (Рим 5:1-11; 2 Кор 5:18-21; Еф 2:16; Кол 1:20)
Новый Завет со всей ясностью свидетельствует, что примирение приходит через смерть Господа Иисуса Христа (Рим 5:10). Господь возложил на Него наш грех, чтобы мы могли в Нем обрести праведность. Смерть Христа полностью устранила вражду рода человеческого с Богом; во Христе человечество стало праведным и обрело полную гармонию с праведным Богом.
Нужда в примирении возникла из-за того, что после грехопадения люди стали врагами Бога. Инициатива примирения исходит от Бога — "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор 5:19). В результате смерти Христа мир получил возможность спастись. Хотя всему миру уже предложен мир с Богом, каждый человек должен лично примириться с Богом, верой приняв Христа. Тогда, и только тогда он будет иметь мир с Богом.
ХРИСТОС СТАЛ ЖЕРТВОЙ УМИЛОСТИВЛЕНИЯ
Умилостивить — значит отвратить гнев с помощью подарка или жертвоприношения. В сотериологии умилостивлением называют удовлетворение Божьего гнева искупительной жертвой Христа (Рим 3:25; 1Ин 2:2; 4:10; Евр 2:17; Евр 9:5).
Гнев Божий - не мстительное чувство; это ненависть к человеческому греху. Это личное переживание Бога, а не просто безличное действие закона причин и следствий. Умилостивление гнева Божьего — это не месть, но торжество справедливости; поэтому Бог отдал в жертву за грех мира Своего Сына.
III. ВЕРА
Определение:
Слово "верить" имеет два значения: "доверять кому-то" или "считать что-то истиной". Всякая вера имеет какое-то содержание: я кому-то верю и что-то считаю истиной. Спасительная вера в Иисуса Христа означает доверие Ему как Спасителю и уверенность в том, что Он может снять с меня вину греха и даровать мне вечную жизнь.
Составные части веры.
1. Действие интеллекта. Это — признание факта, что во Христе Бог приготовил спасение грешному человечеству. Иоан. 2:23-24 — «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех». Иак. 2:19 — «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». Иоан. 6:69 — «И мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого».
2. Действие чувств. Это — согласие души с откровением Божией благодати во Христе для удовлетворения нужд души. Мат. 13:20-21 — «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит, слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». Сравните: Map. 12:32-33 — «Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжении и жертв».
3. Действие воли. Это — упование на Иисуса Христа и принятие Его, как личного Спасителя и Господа. Оно включает в себя:
а. Вручение нечистой, виновной души в распоряжение Христа. Мат. 11:28-29 — «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
б. Принятие Иисуса Христа и присвоение Его, как источника прощения и жизни. Иоан. 1:12 — «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Откр. 3:20 — «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Спасающая вера включает не только действие интеллекта, но также и действия чувств и воли. Рим. 10:9-10 — «Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Верить сердцем включает действия ума, чувств и воли, так как слово «сердце» в данном случае относится к целому человеку.
IV. ПОКАЯНИЕ
Определение:
Покаяние – это перемена в сознании, которая ведет к переменам в образе жизни.
Составные части покаяния:
1. Действие интеллекта. Заключает в себе перемену взглядов по отношению ко греху, Богу и самому себе. Грех воспринимается в качестве личной вины, Бог — в качестве Того, Кто справедливо требует праведности, а человека — в качестве оскверненного и беспомощного. Писание говорит об этом аспекте покаяния, как о познании греха (Рим. 3,20; см. Иов 42,6 и далее; Лк.15,17 и далее; Рим. 1,3 2). Покаяние заключает в себе и перемену в отношении ко Христу. Петр призывал Иудеев смотреть на Христа не как на простого человека, самозванца или богохульника, а как на обещанного Мессию и Спасителя (Д.Ап.2,14-40).
2. Действие чувств. Заключает в себе перемену чувств. Печаль о грехе и жажда прощения являются аспектами покаяния. В молитве Давида обнаруживаются интенсивные эмоции: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс.50,3). Павел пишет: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7,9-10). И другие стихи свидетельствуют о том, что чувства участвуют в покаянии: Мф.21,32; 27,3 (см. Пс.37,18).
3. Действие воли. Этот элемент заключает в себе перемену воли, расположения и цели. Это внутренний поворот от греха. В нем обнаруживается перемена расположений, которая жаждет прощения и очищения. Петр сказал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Д.Ап.2,38). И Павел пишет: «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет к покаянию?» (Рим. 2,4). В обеих этих стихах содержится волевой элемент покаяния.
Яркой иллюстрацией покаяния является притча о Блудном сыне (Лук.15:11-32). На основании этой притчи можно проследить все составные покаяния, действие разума, чувств, воли.
Сравнительная таблица ВЕРЫ и ПОКАЯНИЯ
Вера
Покаяние
Интеллект
Это — признание факта, что во Христе Бог приготовил спасение грешному человечеству.
Он заключает в себе перемену взглядов по отношению ко греху, Богу и самому себе.
Эмоции
Это — согласие души с откровением Божией благодати во Христе для удовлетворения нужд души.
Он заключает в себе перемену чувств. Печаль о грехе и жажда прощения являются аспектами покаяния
Воля
Это — упование на Иисуса Христа и принятие Его, как личного Спасителя и Господа.
Этот элемент заключает в себе перемену воли, расположения и цели. Это внутренний поворот от греха
V. ВОЗРОЖДЕНИЕ
Новое рождение, или рождение свыше, есть дело Бога; Бог дает новую жизнь тем, кто уверовал.