Этот дар не только наделяет способностью предсказывать будущее, но и, согласно 1 Кор. 14,3-4, способностью назидать, увещевать и утешать. Фактически, в Новом Завете, за исключением библейских текстов и слов Иисуса, мы видим очень мало примеров предсказаний будущего. Самое большое впечатление производит случай с Агавом, который предвозвестил великий голод при кесаре Клавдии, и с Павлом, который предсказал, что его ожидает в Иерусалиме (Д. Ап. 11,27-28 и 21,10-11). По-видимому, дар пророчества в первоапостольской церкви состоял преимущественно в передаче вдохновенной евангельской вести или откровения, с целью назидания и поучения церкви в ходе обычных собраний (1 Кор. 14:3-4, 24,29-33). Так как человек свои собственные мысли легко мог принять за Божественное вдохновение, каждое пророчество, как правило, необходимо было обсудить с другими пророками и испытать (ст. 29 и 32). Нетрудно понять, почему этот дар играл такую роль среди первых христиан и почему Павел призывает прежде всего ревновать об этом даре (ст. 1). У них еще не было Нового Завета, и не всегда среди них был апостол, который мог верно наставить их. Задача пророков состояла в том, чтобы назидать верующих посредством достоверных откровений евангельских истин. Однако с того времени, как Библия завершена и нам раз и навсегда даровано Божественное откровение, дар пророчества уже не является таким необходимым, как это было в на чале христианской эры. Часто этот дар сливается с даром наставления или проповеди, основанной на Слове Божьем.
Краткая иллюстрация служения новозаветного пророка приведена в Деян.Ап. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. (Деяния 15:32)
В. "Силы чудодейственные" (1 Кор 12:28) и "дары исцеления" (1 Кор 12:9, 12:28, 12:30)
Это способность творить знамения и чудеса, в частности, исцелять неизлечимые болезни. Этот дар был у Павла (см. Деян 19:11-12). Обратите внимание: Павел не всегда мог исцелить больного (см. Флп. 2:27: 1 Тим 5:23: 2 Тим 4:20). С точки зрения богословия исцеление следует считать частным случаем проявления чудодейственных сил. Например, когда Павел временно ослепил Елиму волхва (см. Деян 13:11), то это, безусловно, было чудом, но не исцелением. Иногда Бог совершает чудо непосредственно, независимо от чьего-либо духовного дара (см., напр., Деян 4:30).
Поэтому те, кто считает, что дары чудотворения и исцеления были даны лишь на время первоначальной проповеди Евангелия, вовсе не утверждают, что Бог не творит чудес и исцелений в наши дни: они утверждают лишь, что в наше время эти дары не раздаются Духом, поскольку нет больше необходимости удостоверять Благую Весть знамениями и исцелениями.
Не следует ожидать, что Бог непременно исцелит всякого верующего. Бог не всем дает хорошее здоровье. Господь отказал Павлу в исцелении (см. 2 Кор 12:7-9), хотя Павел молился искренне и сам обладал даром исцеления. Если бы Бог исцелял каждого верующего, то почти никто из верующих не умирал бы (между тем большинство людей, как верующих, так и неверующих, умирают именно от болезней). Все христианские целители осознают ограниченность своих возможностей; они не пытаются вырастить новые зубы взамен удаленных или мгновенно сращивать сломанные кости.
Молиться об исцелении, отвергая медицинскую помощь, — это все равно, что молиться об урожае, отказываясь при этом пахать и сеять.
Г. "Языки" и "истолкование языков" (1 Кор 12:10)
Это дар говорить на иностранном языке, которым говорящий не владел. Истолкование языков - это сверхъестественная способность переводить с неизвестного языка на язык, понятный аудитории. Первое явление дара языков было в день Пятидесятницы (см. Деян 2:4-12). Обратите внимание: апостолы говорят на реально существующих земных "наречиях" (Деян 2:6.8).
Дар говорения на известных языках был дан с двоякой целью: сообщить Божью истину и удостоверить (в первую очередь иудеев) в истине Благой Вести (1 Кор 14:5, 21-22). Коринфская община злоупотребляла этим даром, поэтому апостолу Павлу пришлось установить строгий порядок говорения на языках в собрании: "...говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви..." (1 Кор 14:27-28); женщинам вовсе не разрешено было говорить на языках (14:34); пророчество имело приоритет перед говорением на языках (14:28-33).
Языки, не поддающиеся истолкованию, особенно личный молитвенный язык, бесплодны (1 Кор 14:14) хотя бы потому, что даже тот, кто молится, не знает, о чем он просит. Следовательно, лучше "молиться... умом", то есть на том языке, который понятен молящемуся.
Некоторые пятидесятники учат, что дар языков есть необходимый признак крещения Духом. Это неверно — все верующие крещены духом Святым (1 Кор 12:13), но не все говорят языками (12:30).