1. Форма государства –способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного (территориального) устройства и политический режим.
Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением.
Виды форм правления:
1) монархия: наследственный и бессрочный характер власти:
–абсолютная;
–дуалистическая;
–конституционная;
2) республика: выборный и срочный характер власти:
–президентская;
–парламентская.
3)смешанные формы правления:
–республика: полупрезидентская и полупарламентская;
–монархическая республика: вводится пожизненный пост главы государства;
–республиканская монархия: пост главы государства из числа монархов замещается на определенный срок.
Форма государственного (территориального) устройства– способ территориальной организации государственной власти, способ взаимодействия между частями государства и государством в целом.
Виды:
1) унитарные (простые): в составе государства отсутствуют территориальные образования, обладающие признаками государственного суверенитета;
2) сложные:
–федерации: у субъектов имеются элементы суверенитета:
а) договорные и конституционные;
б) симметричные и асимметричные;
–империи;
3) межгосударственные союзы:
–конфедерации – союз нескольких государств, который создается на определенный срок для достижения определенных целей: политических, экономических, военных и др.;
Политический режим – совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Именно через него проявляются либо групповые, либообщесоциальные интересы.
Виды:
1) демократический: свойственна направленность на урегулирование социальных конфликтов путем достижения компромисса между различными слоями и группами населения на основе законности и правопорядка.
Характеризуется:
–широким участием населения в формировании органов государственной власти;
–гарантированностью прав и свобод граждан;
–связанностью государства при принятии решений законом;
2) недемократический.
Характеризуется:
–преобладание классовых интересов над общесоциальными;
–оторванностью государственной власти от населения;
–широким использованием мер принуждения;
–незащищенностью населения от произвола со стороны власти.
Виды недемократического политического режима (по степени жесткости):
А) тоталитарный.
Особенности:
–наличие официальной государственной идеологии;
–вмешательство во все без исключения сферы человеческой деятельности;
–наличие единственной господствующей политической партии, которая сливается с государственным аппаратом;
–наличие государственной сверхзадачи;
–провозглашение своей вечности;
–отсутствие элементов гражданского общества;
Б) авторитарный;
Особенности:
–допускается инакомыслие;
–прагматичный режим;
–существуют элементы гражданского общества.
2. Государственный аппарат – система связанных между собой общими принципами органов, при помощи которых государство выполняет свои задачи и функции.
Признаки государственного аппарата:
–формируется по воле государства с целью реализации целей и задач, стоящих перед государством;
–от своего имени государство разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой общеобязательные правила поведения;
–обладает монополией на государственное принуждение;
–строится и функционирует на основе определенных принципов;
–состоит из государственных органов.
3. Орган государства –это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Признаки государственного органа:
–формируется по воле государства и осуществляет свои полномочия от его имени;
–выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;
–наличие у каждого органа государства юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;
–в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей.