Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственного управления и к государственной службы. Россия в этом плане не является исключением.
Слайд 5.
Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.
Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики.
Слайд 6.
Основные черты государственного управления:
Носит государственно-властный характер,
Является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях
И осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.
Государственное управление имеет четко выраженный публичный характер:
- проводит в жизнь содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания,
- осуществляет функции текущего управления,
- представляет собой государственную деятельность по управлению делами общества.
В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Слайд 7.
Государственное управление это:
· конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
· Подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство). Исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
· прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления.
Содержание и виды административных правоотношений
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, в которых одной из сторон обязательно является государственный орган управления или его должностное лицо, осуществляется через нормы административного права.
Широкий круг вопросов, регулируемых административным правом, связан с задачами государства по экономическому, социально-культурному и административно-политическому строительству общества.
Слайд 8.
Таким образом, Административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения государственных органов управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления.
Слайд 9.
А под административно-правовым отношением понимается управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Специфику административно-правовых отношений определяют и способы правового воздействия, используемые в административном праве: обязывание, запрет, дозволение.
Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.
Слайд 10.
С учетом сказанного можно определить основные особенности административно-правовых отношений:
- они складываются в особой сфере государственной и общественной жизни – государственном управлении;
- возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно.
- одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;
- это отношения, построенные на началах «власть – подчинение», властеотношения, в которых изначально отсутствует равенство сторон, и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;
- одна из сторон (субъект управления) изначально наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);
- разрешение споров, возникающих между сторонами, в подавляющем большинстве имеет внесудебный специфический характер их разрешения путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения органа управления, т.е.административный порядок;
- мера ответственности за нарушение административно-правовых норм определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.
Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект: воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых объектов в сфере реализации исполнительной власти.
Административно-правовому регулированию подвергается не материальный предмет, не вещь, а действия человека по отношению к этой вещи. Примером, подтверждающим это, служат Правила дорожного движения Российской Федерации. Объектом возникающих на основе этих правил административно-правовых отношений являются не автомобили, не дороги, а поведение (действия) пешеходов, водителей транспортных средств.
Для возникновения административно-правовых отношений необходимы определенные условия: практическая деятельность исполнительных органов по реализации возложенных на них исключительно управленческих и исполнительно-распорядительных функций.
Слайд 11.
Как любое другое, административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру и содержит в себе определенные элементы, которыми являются субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.