Правовое регулирование государственного управления
Понятие власти. Признаки власти. Основные черты публичной власти.
Понятие и основные характеристики государственного управления.
Сущность властных правоотношений. Структура управленческого (административного) правоотношения. Основные особенности административно-правового отношения. Субъекты административных правоотношений их права и обязанности. Объекты управленческих правоотношений. Содержание управленческих правоотношений. Юридические факты в возникновении, изменении и прекращении управленческих правоотношений.
Классификация управленческих (административных) правоотношений. Основные отличия управленческих правоотношений от иных правоотношений.
Предмет и метод правового регулирования государственного управления (или управленческой деятельности)
План
1. Понятие власти, власть и управленческие правоотношения
2. Понятие государственного управления
3. Содержание и виды административных правоотношений
4. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
Понятие власти и управленческих правоотношений
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса управления обществом выступает власть. Власть как неотъемлемое свойство человеческого сообщества является инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений.
Слайд 1.
Власть - это способность навязывать свою волю.
Признаки власти:
1. Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т.е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество.
2. Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека.
3. Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.
Слайд 2.
Разновидности власти
Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать в зависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основанию можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.
Политическая власть - это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.
Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.
Государственная власть отличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
1) монополия на издание общеобязательных велений;
2) монополия на применения государственного принуждения.
Слайд 3.
Публичная власть это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны.
Выделяют:
· Международнуюпубличную власть. Она осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями
· Публичную государственную власть. Осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).
· Особая публичная власть существует в субъектах федерации и автономиях
· Публичная власть существует в муниципальных образованиях
Государственная публичная власть:
а) распространяется на все общество;
б) выступает от имени всего общества;
в) действует в интересах всего общества;
г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.
Слайд 4.
Управление обществом осуществляется всеми государственными органами и негосударственными образованиями и реализуется в управленческих правоотношениях.
Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания.
Общественные управленческие отношения в сфере государственной власти, урегулированные законодательством, называются административно-правовыми отношениями.
Иными словами, управление и есть администрирование.
Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.