Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ



К СМИ относятся:
1) периодические печатные издания
2) Радио
3) телевидение
4) сайт новостей, Интернет
Политическая информация – совокупность знаний, сведений о политической жизни общества. Социально-политические и идеологические функции СМИ:
1) производство и распространение политической информации
2) формирование и выражение общественного мнения о деятельности политических институтов, реальном состоянии и проблемах социально-политического развития
3) политическое образование и воспитание граждан
4) критика действий правящей элиты, контроль за деятельностью госорганов
5) мобилизация граждан к политическим действиям

Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации и информационного пространства. Национальные СМИ призваны защищать ценности и традиции общества, раскрывать и показывать особенности национальной культуры и политику, которую проводит государство. СМИ независимо от политических предпочтений призваны защищать духовное здоровье личности и общества, прогресс демократической и политической культуры и идеалы мира, дружбы и равноправного сотрудничества между народами и государствами.
В информационном пространстве РБ функционирует более 1300 печатных периодических изданий, 9 информационных агентств, 54 программы телевидения и 130 программ радиовещания, а также Интернет.
Государственное регулирование информационного пространства возложены на министерство информации РБ. Оно призвано реализовать государственную информационную политику. Государство заботиться о развитии и обновлении технической инфраструктуры, а также подготовке кадров масс-медиа. Информационная и идеологическая деятельность стало пристальным внимание государственных институтов и общественных объединений. Возрастает роль достоверной информации о политических процессах в стране и мире, выполнение обязанности перед обществом, властными структурами, соблюдение прав и свобод личности. Граждане РБ заинтересованы в правдивой и оперативной информации по вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни, об эффективности проводимых реформ и недостатках в управлении обществом. СМИ способствуют демократизации общества, социализации личности, развитию правовой культуры и формированию гражданина РБ, гуманным отношениям в обществе.

СМИ в РБ.

 

В системе каналов идеологического влияния на индивиды и социальные группы особая значимость принадлежит СМИ. Они каждодневно, каждочастно входят в каждый дом, в каждую семью, застает человека во время работы и отдыха.

К СМИ относится периодически печатное издание, массовые справочники, радио, телевидение, электронные комуникативные системы.

Роль СМИ в обществе исключительно огромная. Их деятельность направлена на политическое просвящение масс и на осознании ими своих интересов в сфере власти.

Любое государство в том числе и Беларусь моделирует свои отношения с общественностью, поддерживает свой авторитет.

В политической точки зрения СМИ условно можно разделить на:

§ Правительственные

§ Оппозиционные

§ Независимые

Кроме того СМИ бывают:

§ Коммерческие, которые представляют частный сектор.

§ Гражданские, которые отражают интересы лектарата.

§ Профессиональные, которые представляют мнения различных групп общества и также общественно-рыночные, выражающие интересы потребителей.

В чем же конкретно проявляется идеологическое воздействие СМИ на личность, группу, сообщество:

§ Любое СМИ в современном мире выступает как хорошо осведомленный и оперативно-действующий поставщик информации и в любой информации, представляемой СМИ, обязательно существует идеологическо-составляющее.

§ СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки информации, они акцентируют их внимание на определенных событиях и процессах, создают совокупность неких символов, образов.

§ Процессы конструирования картины мира СМИ дают картину мира, тем или иным

§ Путем оформления образов и оценок

§ СМИ придают изображения явлениям некий статус общественного мнения общепризнанных оценок.

§ СМИ предлагая своим зрителям, читателям, слушателям своеобразные эталоны поведения. Образцы того, что следует считать нормальным.

Таким образом, СМИ является мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния на духовный мир. Ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда сообщества в целом. И всё же, среди разных типов СМИ наиболее важной выступает газета. Она дает возможность свободно прочесть ту или иную информацию и её обдумать.

15. Президент Республики Беларусь и его роль в формировании идеологии белорусского государства.

 

Президент Республики Беларусь как Глава государства выполняет важнейшие функции и задачи, обладает широкими полномочиями в системе органов государственной власти.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешний политики, представляет Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».
Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь:
• гражданин Республики Беларусь по рождению;
• не моложе 35 лет;
• наделенный избирательным правом;
• постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Основные концепции формирования идеологии белорусского государства изложены в докладе президента от 28 марта 2003 года «Сильная, процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент».

Президент Республики Беларусь является Главой государства и занимает особое место в системе разделения властей. Термин «президент» происходит от лат.«praesidens», что буквально означает «сидящий впереди».

В Республике Беларусь должность Президента была введена в период принятия Конституции 15 марта 1994 года и проведения в июле того же года первых президентских выборов. До того времени в Беларуси должности президента не существовало.

Серьезным аргументом в пользу введения поста Президента была также потребность в оперативном принятии решений и осуществлении решительных действий в различных сферах государственного регулирования.

Отвечая требованиям времени, разработчики Конституции Республики Беларусь не только установили в Беларуси президентскую систему правления, но и ввели новую для тогдашнего белорусского государства систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Тем не менее, в первой редакции Конституции не была детально проработана система «сдержек и противовесов» (в частности, перечень полномочий Президента и Парламента оставался открытым). Поэтому по инициативе Президента 24 ноября 1996 года состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию, на котором был принят президентский вариант Конституции, изменивший систему правления в Республике Беларусь. Если с 1994 года Беларусь была президентской республикой, то в 1996 году она превратилась в смешанную президентско-парламентскую республику с широкими полномочиями Президента. Кроме того, в первой редакции Конституции Президент считался главой государства и исполнительной власти (ст. 96). В настоящее время ст. 79 Конституции указывает, что Президент является только Главой государства. В результате республиканского референдума 17 октября 2004 года было внесено еще одно изменение в Конституцию, касающееся отмены ограничения количества сроков непрерывного пребывания в должности Президента одного лица. Срок полномочий Президента Республики Беларусь составляет 5 лет.


16. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
Законодательная власть — это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
• Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь;
• Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом правительства.
Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.
При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете республики функционируют президиум, а также постоянные (временные) комиссии.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.
Основные направления и механизмы реализации идеологической политики Парламента:
• подготовка законов, которые соответствуют требованиям Конституции, принципам демократии, построению правового государства;
• подготовка правовой базы идеологической работы и разработка законопроекта, в соответствии с которым организуется идеологическая деятельность;
• участие в разработке концепции, взглядов, идей на идеологию белорусской государственности;
• пропагандистская деятельность, участие в информировании населения.


17. Правительство Республики Беларусь и идеологические процессы.
Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство — Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Компетенция Правительства:
• разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
• проведение единой государственной политики;
• разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
• принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• организация управления государственной собственностью.
Идеологические концепции работы Правительства — это формирование социально ориентированной рыночной экономики на принципах прав и свобод граждан в свободе предпринимательства, равенстве всех форм собственности, гарантия ее неприкосновенности.
Стратегические цели Правительства в экономике и как результат в идеологической области изложены в концепции политического и социально-экономического развития на перспективу.
Второй этап социально-экономического развития (2001–2005 годы) — создание условий устойчивого экономического роста. Задачи определены в решениях Второго Всебелорусского собрания 18 мая 2001 года (доклад «За сильную и процветающую Беларусь»).
Третий этап (2005–2010 годы) — структурная перестройка экономики, выход на уровень индустриально развитых стран.
Четвертый этап (2011–2015 годы) — создание основы постиндустриального общества.
Идеология исполнительной власти заключается в повышении уровня жизни и благосостояния белорусского народа.


18. Судебная власть в Республике Беларусь и её роль


Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Структура судебных органов: Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды).
Задачи судебных органов:
• защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
• правовое, гражданское воспитание граждан.
Основные принципы правосудия:
• независимость судей и их подчинение только закону;
• коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
• гласность судебного разбирательства;
• обеспечение обвиняемому права на защиту;
• обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
• неприкосновенность судей.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда — 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
• о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
• о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
• о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
• о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.»


19. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
Местное (территориальное) управление — управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

В Республике Беларусь «Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.» (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах — секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. В случае, если соответствующая кандидатура на должность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение президента, в случае повторного отказа местного Совета, является окончательным.
Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.
Председатель райисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным Советом депутатов.
Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, отделы, комиссии — административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:
• утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
• установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
• определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
• назначение местных референдумов.
Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.


20. РБ в мировой политике. Внешняя политика Республики Беларусь и информационно-идеологическое обеспечение. Геополитические изменения на рубеже XXI века и Республика Беларусь.
Приоритеты внешней политики Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»:
• обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;
• развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;
• непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.
Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.

Отличительная особенность внешней политики государство — многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства».
1) Выполнение обязательств по международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.
Проходя многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСНД), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996 года осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. Страна считает неизменным своим приоритетом укрепление ООН и системы ее специальных учреждений, сохранение и укрепление международной безопасности, основанной на принципах международного права.
2) Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими странами.
Беларусь ведет активный диалог с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы. Объем торговли с Европой в 1999 году составил свыше 70% общего товарооборота с дальним зарубежьем. Страна стремится войти в Совет Европы стать его полноправным членом. Она выступает за равноправие и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела Беларуси.
В феврале 1992 года суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядоминициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия.
Отношения со странами Европейского союза по-прежнему остаются напряженными. Однако благодаря усилиям властных структур страны в 2003 году разрешен конфликт относительно участия Национального Собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные с европейскими странами для высших руководителей государства. Принимаются меры по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской Ассамблее Совета Европы, нормализации и развитию сотрудничества с Евросоюзом.
3) Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.
С этой целью утверждена в 1998 году Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действуют соглашения с Россией о военном сотрудничестве, коллективной безопасности. Создается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования общего оборонного пространства с Россией, охрану государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.
4) Интеграция и развитие сотрудничества с Россией. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Однако реализуется этот договор не динамично. Выявлены и постепенно преодолеваются разногласия по вопросу о форме Союзного государства, принципах его построения, правилах экономической жизни, правовых механизмах функционирования, характере и полномочиях союзных структур (парламента, судебных органов). Руководством Беларуси и России продолжается поиск взаимоприемлемой модели межгосударственной интеграции на основе суверенного равенства. Развиваются отношения двух стран в сферах экономической, валютно-финансовой, науки, образования, культуры, информационно социального обеспечения, выполнения действующих государственных программ, направленных на сохранение и укрепление промышленного потенциала, выпуск конкурентоспособной продукции.
В целом потенциал внешней политики молодого суверенного государства реализуется неадекватно национальным интересам. Стране предстоит пройти трудный путь демократических преобразований, что позволит ей завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в международных отношениях.
Слабо используются возможности сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).


22. Белорусская экономическая модель развития — компонент идеологии белорусского государства.


В современных условиях интенсивного перехода к рыночной экономике белорусское общество нуждается в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальные активности.
Республика Беларусь предусматривает формирование социальных ориентиров рыночной экономики, которая строится на принципах прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечение благосостояния работников от результатов его труда, социальную защиту нетрудоспособных и других социально-незащищенных слоев населения.
Государственное регулирование рыночной экономики включает следующие специфичные функции:
• приоритетную поддержку науки, образования, НТП как главного фактора повышения эффективности производства;
• проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
• обеспечение социальной ориентации рыночной экономики, создание системы социальной гарантии и социальной защиты;
• создание системы гражданского законодательства, адекватного требованию рыночной экономики;
• обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм, злоупотребление монопольным положением, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности;
• формирование высокоэффективного частного и государственного секторов экономики, введение и обеспечение нормальной защиты прав собственности, форм хозяйствования, адекватных требованиям рыночной экономики;
• создание среды для малого и среднего бизнеса.
В соответствии с данными приоритетами развития рыночной экономики разработана концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года.
Приоритеты современного социально-экономического развития следующие:
• эффективное развитие внешнеэкономических связей, рост доходов за счет экспорта;
• устойчивое развитие аграрного сектора экономики, повышение его рентабельности;
• решение социальных вопросов и в первую очередь обеспечение граждан страны жильем;
• использование различных форм собственности в здравоохранении и в первую очередь государстве и повышение его эффективности;
• устойчивый рост развития народного хозяйства, экономики, подъем заработной платы и благосостояния граждан.


23. Идеологическая политика РБ в социальной сфере.
Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.
Понятие социального государства в мировой политической мысли означает сосуществование людей в обществе и государстве, где законодательно и реально сглаживаются противоречия в интересах людей, обеспечиваются достойные условия жизни людей, повышение их благосостояния, забота о малоимущих, создание равных, справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.
В Конституции Республики Беларусь характеристики государства как социального нашли свое отражение: в статье 13: «Собственность может быть государственной и частной», в статье 21: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий», в статье 32: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства», и в статьях 41–49, где гарантируется:
• право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека;
• справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением;
• предоставляется право на отдых, рабочая неделя не превышает 40 часов;
• гарантируется каждому право собственности и содействие в ее приобретении;
• право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду;
• право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и других случаях;
• каждый имеет право на образование;
• доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.
Принят ряд законов о социальном обслуживании граждан: «О пенсионном обеспечении», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов Республики Беларусь», «О социальном обслуживании», «О государственных минимумах социального страхования».
Социальное обслуживание имеет своей целью удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей людей, поддержание их нормы жизни. Система социального обслуживания в Республике Беларусь включает оказание следующих услуг: медицинских, правовых, психологических, педагогических, социально-бытовых тем гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Целью социальной политики белорусского государства является создание стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствует нищета, а социальные противоречия разрешаются на правовой основе без острых конфликтов.


24. Религиозный аспект идеологии белорусского государства.
Являясь частью социальной политики государства, религиозная политика строится на принципах свободы вероисповеданий, гарантированной в сфере общественной жизни, и обеспечения правовой системе, на светском характере государства, образования публично-правовых институтов и социально-политической жизни.
Статья 16 Конституции Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.»
Формирующаяся сегодня новая белорусская государственность, изменения самого статуса религии, церквей и верующих в обществе создают качественно новую ситуацию, требующую научно-обоснованной стратегии и тактики в религиозном вопросе. Необходимость именно научно-сориентированной на перспективу религиозной политики Республики Беларусь, которая носила бы комплексный характер, т. е. рассматривала религию не изолировано, а в контексте всей жизнедеятельности государства и общества.
Религиозная политика является частью социальной политики белорусского государства. Ее существование закреплено конституционно и институционализировано в виде государственных и религиозных структур, выступающих в качестве субъектов управленческой деятельности.
В Республике Беларусь действует Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», который является основным правовым источником национального законодательства в вопросе религии.
Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».
В Беларуси действуют различные религиозные общины. Среди них — общины Белорусской Православной Церкви, Римско-католической Церкви, русских старообрядцев, Греко-католической Церкви, Союза Евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан веры Евангельской (Пятидесятников), Церкви адвентистов Седьмого Дня, Церкви христиан Полного Евангелия, Новоапостольской Церкви, иудейские, исламские, Свидетелей Иеговы.
Среди вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, известные в нашей стране как «нетрадиционные» или «неокультовые». Таковы Международное общество сознания Кришны, Богородичный центр, Церковь Объединения (Муна), Международная Сайентологическая Церковь, множество школ йоги, существуют также незначительные по численности движения сатанистов. Возникают неоязыческие объединения, реконструирующие славянское язычество.
Ныне нетрадиционные культы в Беларуси — едва ли не самая динамичная, быстрорастущая и многовариантная часть религиозного движения.
Настороженное отношение к нетрадиционной религиозности возникает среди верующих, являющихся последователями трех основных для Беларуси конфессий: православия, католицизма и ислама. В новых культах они склонны видеть угрозу устоявшимся формам духовности.
Появляются политические партии с религиозной ориентацией, их лидеры видят в той или иной религии свою опору, стремятся использовать приверженцев в своих целях. Консолидируясь с некоторыми религиозными организациями, они расширяют свою социальную базу, усиливают своевластные позиции.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.

 

 

25. Идеологическая политика Республики Беларусь в молодежной сфере.
Государство приводит последовательную молодежную политику с целью формирования будущего нации и перспектив построения демократического общества и правового государства. Ведущей молодежной организацией является Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ). Основная цель БРСМ — создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развития в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.
Основные задачи БРСМ:
• содействие в разработке в установленном порядке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих их возможности с другими социальными группами;
• поддержка инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие молодежи, а также на создание условий для развития предпринимательской деятельности;
• участие в установленном порядке в разработке молодежных программ;
• воспитание у членов БРСМ патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности;
• участие в разработке и осуществлении образовательных, социальных и иных молодежных программах, не противоречащих действующему законодательству.В Республике Беларусь 59 ВУЗов, где обучается 340 000 студентов, поэтому должен быть государственный подход к реформированию высшего образования, учитывая решение Болонской конференции;
• привлечение внимания СМИ и органов государственной власти и общественности к молодежным проблемам и инициативам;
• осуществление деятельности, связанной с организацией и оздоровлением детей, молодежи в Республике Беларусь и за ее пределами.
Членoм БРСМ может быть любой гражданин Республики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года.

 

26.Профсоюзные организации РБ и идеологические процессы

 

 

 

27. Национально - государственная идея РБ на современном этапе.

Современная Беларусь представляет собой переходное общество как в политическом, так и в общецивилизационном понимании. Находясь на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), Беларусь испытывает на себе влияние каждой из них. В данной связи встает вопрос о принадлежности белорусов к определенной культурной, географической и духовной общности, обусловливающей их специфику, отличие от других народов.

Среди цивилизационных концепций исторического развития интерес представляют теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, С. Хантингтона С позиций Н. Данилевского развитие цивилизаций имеет циклический характер, постепенно проходя стадию зарождения, когда происходит процесс формирования «самобытной цивилизации» на основе принадлежности к одной языковой группе; период развития, в ходе которого оформляется культурная и политическая независимость; цивилизационную стадию, представляющую собой расцвет творческого, культурного, социального потенциала; стадию упадка, характеризующуюся распадом культурно-исторического типа.

Подобно Н. Данилевскому, О. Шпенглер также рассматривает исторический процесс как рождение, рост и разрушение культурных типов. В книге «Закат Европы» (1918-1922) он приходит к выводу о гибели западной культуры, находящейся на цивилизационной стадии развития. С его позиций, цивилизация – это кульминационная стадия развития любой культуры, ее распад, признаки которого проявляются в росте научно-технического прогресса, обезличивании человека, снижении творческой активности. В теории А. Тойнби отвергается тезис о замкнутости культурных типов и непроницаемости цивилизаций, а в качестве связующего фактора он предложил создание универсальной церкви. В основе классификации С. Хантингтона также положен религиозный признак, в соответствии с которым он разделяет все существующие цивилизации на англо-саксонскую, католическо-протестанскую, православно-славянскую,мусульманскую, конфуцианскую, синтоистскую, латиноамериканскую и африканскую. Беларусь в его концепции оказывается на границе католическо-протестанской и православно-славянской цивилизации.

Интерес представляет также классификация П. Сорокина, основанная на системе ценностей культуры, главные из которых - истина, добро, красота и их единство – польза. В соответствии с данным признаком П. Сорокин выделяет три типа культуры: идеациональная, базирующаяся на трансцендентной вере (буддистская, культура брахманской Индии, культура Средневековья); идеалистическая, образующая единство трансцендентной и рационально-чувственной составляющих (античная); чувственная, предполагающая приоритет чувственной реальности (культура современного Запада).

Национальное самосознание формируется на базе мировоззренческих основ, принадлежности к определенному цивилизационному типу. Беларусь, находясь на стыке цивилизаций, впитала в себя особенности как православно-славянской, так и католическо-протестанской цивилизаций, что привело к сочетанию в белорусском менталитете восточного мистицизма и западного рационализма. Национальное самосознание проявляется в самоидентификации с устойчивой, исторически сложившейся общностью (нацией), основанной на единстве языка, культуры, традиций, а также ощущении своей уникальности, самобытности, отличия от других народов: «мы – белорусы».

Помимо названных признаков в структуру национально-государственного самосознания входит наличие государственности. Кристаллизованным выражением национального самосознания является национальная идея, которая проявляется в высоком самосознании народа и осознании им своего особого исторического пути. Наличие национальной идеи характерно для каждого народа. Так, В. Соловьев использовал в своем докладе (Париж, 1888) термин «русская идея» для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Впервые русская идея была сформулирована псковским монахом Филофеем в XVI веке для обозначения особой миссии русского народа: «Москва-Третий Рим», в 30-х годах XIX века граф С. Уваров представил ее в виде формулы «православие – самодержавие – народность». Во Франции в роли национальной идеи выступает лозунг французской революции «Свобода. Равенство. Братство». Национальная идея особенно проявляется в периоды национального возрождения, а также когда существование нации находится под угрозой.

Белорусская национальная идея также имеет глубинные корни, связанные с тем историческим путем, который прошел белорусский народ в его борьбе за свободу, за право «людзьмi звацца». Суть белорусской национальной идеи заключается в стремлении белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, в любви к своей Родине, особенно к малой родине («роднаму куту»), желании сохранить белорусский язык и культуру. Приобщение к национальной идее наделяет человека чувством патриотизма (от греч.patris– родина, отечество), выражающемся в любви и преданности к своей Родине, гордости за ее успехи и горечи за неудачи.

В результате обретения Республикой Беларусь независимости встал вопрос о формировании национально-государственной идеи, которая обозначается на основе консенсуса интереса всех граждан, проживающих на территории Беларуси. При этом необходимо учитывать интересы не только титульной нации, но и других национальностей, а также различных политических сил. Доминантой такой идеи выступает «построение сильной и процветающей Беларуси».

По мнению С.Г. Паречиной, национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, - независимость, стабильность, благосостояние.

Функциями национально-государственной идеи являются:

- интегративная, так как она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества;

- объяснительная, заключающаяся в обосновании существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

- целеполагающая, поскольку она формулирует цели, консолидирующие общество, и закрепляет направления общественного развития.

Таким образом, ценностная сердцевина национально-государственной идеи проста и понятна каждому жителю Беларуси – процветание Беларуси и благосостояние ее граждан.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.