Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изложение в нормативно-правовом акте и эффективность норм права.



Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространённым из них является нормативно-правовой акт, который выступает формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем.

Норма права выражается в статьях (статье) нормативно–правового акта. Причём соотношение нормы права и статьи закона довольно разнообразно и зависит от структуры регулируемых ей общественных отношений, уровня юридической техники при правотворчестве. Приведём различные виды соотношения статьи нормативно-правового акта и нормы права:

Норма и статья закона совпадают. Так, в статье мы можем увидеть либо все три структурных элемента правовой нормы (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо часть из них, остальные же определяются логическим путём. В данном случае по объёму и содержанию норма права и статья нормативно-правового акта совпадают. Это универсальное соотношение, являющееся наиболее желательным для результатов правотворческой деятельности.

Включение нескольких норм права в статью закона.

Расположение одной нормы в нескольких статьях.

Эффективность норм права – это их результативность, степень соответствия целям права и конечным результатам в конкретных исторических условиях.

Пути повышения эффективности норм права следующие:

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учётом высокого уровня законодательной деятельности) наиболее полно выражаются общие интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. При построении норм, руководствоваться основными достижениями юридической техники, учитывая структуру юридических норм, способы изложения в законе и конкретный вид правовой нормы, необходимой для применения.

Совершенствование правоприменения, только это дополнит действенность нормативного регулирования общественных отношений. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который нужно применять в нужный момент, подключившись к нормативному регулированию. Нормативное регулирование без индивидуального сразу превращается в формализм. С помощью правоприменения достигается учёт конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Повышение уровня правосознания и правовой культуры у субъектов права, безусловно, повлияет на эффективность норм права, и выразиться в их надлежащем исполнении.

 

 

Виды правовых норм

Отнесение правовых норм к различным видам, группам, институтам, отраслям и т.д. представляет собой результат классификации согласно признакам, присущим одним правовым нормам и отсутствующим у других.

Наиболее распространенным основанием или критерием дифференциации правовых норм является предмет правового регулирования (совокупность или отдельное, конкретное общественное отношение регламентируемые правовой нормой): -конституционные, -административные, -гражданские, -уголовные и т.д.

Видовая принадлежность данных норм определяется отраслью или институтом права, к которым конкретная норма принадлежит.

Также по данному критерию выделяются процессуальные и материальные нормы права.

Следующим критерием классификации выступает функциональная направленность (функции) правовой нормы:

-регулятивные нормы воздействуют непосредственно на сознание и волю участников общественного отношения устанавливая их взаимные права и обязанности, возможные пределы их субъективных юридических прав и обязанностей (например, ст. 30.2 КоАП РФ «Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении» или ст.22 Закона «О защите прав потребителей» – «сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара»). Регулятивные нормы по тому же функциональному критерию могут быть разделены на:

-управомачивающие (предоставляют право на совершение каких-либо действий, например, ст.152 ГК РФ «защита чести, достоинства и деловой репутации»),

-обязывающие (обязывают своих адресатов к совершению определённых действий, например, ст.10 Закона «О защите прав потребителей» «Информация о товарах работах услугах», ст. 57-59 Конституции РФ),

-запрещающие (нормы, содержащие запрет какого-либо действия, например, ст.61 Конституции РФ «гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству).

При этом необходимо заметить, что многие правовые нормы могут содержать в себе одновременно и правомочие и обязанность, а иногда и запрет (ст.24, ст.32 Конституции).

-охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и иные средства защиты субъективных прав воздействуют на поведение субъектов права как бы косвенно предупреждая их о возможных негативных последствиях противоправных действий (например, ст. 105 УК РФ «Убийство» или ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественном месте в нетрезвом состоянии»);

-учредительные нормы выступают в качестве исходных начал, принципов регулирования определённого круга общественных отношений, закрепляют основы государственного и общественного устройства, идеи существования и развития права (например, ст.1 ГК РФ «Основные начала гражданского законодательства» или ст.1 Конституции РФ);

-обеспечительные нормы содержат правила гарантирующие реализацию других норм (например, статьи закона о политических партиях обеспечивают реализацию закреплённого в Конституции России принципа многопартийности и плюрализма);

-дефинитивные нормы содержат определения каких-либо правовых явлений и категорий (например, ст.153 ГК РФ «Понятие сделки – сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей», ст.105 УК РФ «Убийство»);

-коллизионные нормы содержат правила, устраняющие противоречия или действующие при противоречиях между различными правовыми нормами (например, п.5 ст.3 ГК РФ «В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» или ст.2 закона о защите прав потребителей «Если международным договором РФ установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора»);

-оперативные нормы устанавливают условия или сроки вступления в силу, прекращения действия нормативно-правовых актов (например, заключительные и переходные положения Конституции РФ или ст. 1-2 ФЗ о введение в действие КоАП РФ «Ввести в действие с 1 июля 2002 года», «признать утратившими силу с 1 июля 2002 года).

Третий критерий – это уровень, степень обязательности содержащегося в норме предписания или по методу правового регулирования. На этом основании можно выделить:

Императивные нормы, т.е. не допускающие никаких отклонений от содержащегося в норме предписания (например, п.2 ст.30 Конституции РФ «Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём).

Диспозитивные нормы – предоставляют своим адресатам право действовать либо в соответствии с предписанием, либо по соглашению друг с другом или по обычаю (например, ст. 210 ГК РФ «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором»).

Рекомендательные нормы содержат правила поведения, рекомендуемые субъектам права (рекомендуется наиболее желательный вариант поведения), последние же могут действовать так, как им рекомендовано, но могут избрать и любой другой вариант поведения.

Поощрительные нормы содержат различные меры поощрения, применяемые за одобряемое обществом и государством поведение (например, статьи Устава или Закона о Милиции, содержащие перечень поощрений за те или иные действия).

На этом основные критерии классификации правовых норм исчерпаны. Однако отдельные учёные выделяют и другие основания классификации норм права. Коротко опишем их:

по юридической силе: Нормы законов. Нормы подзаконных нормативно-правовых актов.

по сфере действия:

Нормы общего действия. Нормы ограниченного действия.

по времени действия: Постоянные нормы. Временные нормы.

по адресатам:

Нормы общего действия. Специальные нормы.

 

 

Заключение

В заключении стоит отметить, что норма права представляет собой правило поведения в обществе установленное и обеспеченное государством, обладающее общим характером, неоднократностью применения и структурностью.

К признакам правовой нормы мы отнесли её общий характер, общеобязательность, неоднократность действия, формальная определённость, направленность на регулирование общественных отношений и неразрывная связь с государством.

Норма права включает в себя три структурных элемента – гипотезу, диспозицию и санкцию, выделение и классификация которых имеет далеко неоднозначный характер.

В качестве путей повышения эффективности действия норм права в лекции обозначено три направления: совершенствование правотворчества и применения права, а также повышение общего уровня правовой культуры.

Классификация правовых норм сложна и обусловлена сложностью построения общества. В качестве основных критериев классификации норм права можно обозначить: предмет и метод правового регулирования, функциональный характер правового предписания, содержащегося в норме права и её роль в механизме правового регулирования.

В целом лекция позволяет нам определить сложную, но очень важную для теории права категорию – норму права.

 

Литература

Конституция России//Российская газета. 1993. 25 декабря.

Кузнецова, О.А. Пороки правовой нормы: «диагностика» и предупреждение / О.А. Кузнецов // Журнал российского права. – 2005. – №3.

Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельная система//Журнал российского права. 2002. №4.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005.

Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник. М., 2002.

Общая теория права и государства. Учебник под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.

Общая теория права. Курс лекций/Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2006.

Основы знаний о праве и государстве. Учебное пособие/Под ред. В.М. Шафирова. Красноярск, 2001.

Ромашов Р.А. Теория государства и права. Уч. пособие. М., 2002.

Слободчиков Н.А. Нормы права. Виды правовых норм, регулирующих деятельность ОВД. Минск, 1992.

Теория государства и права. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006.

Теория государства и права. Учебник под ред. В.Д. Перевалова. М., 2007.

Тулинов, Р. Содержание понятия "норма права" и виды правовых норм /Р. Тулинов.//Современное право. -2006. - № 1.

Черданцев А.Ф. Теория государства права. М., 2002.

Эффективность закона: Методология и конкретные исследования. М., 1997.

 

 


[1] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001. С. 201.

[2] Теория государства и права / В.Д. Перевалова. М., 2007. С. 271.

[3] Проблемы общей теории права и государства/Под общ. ред. В.С. Нерсесянца М., 1999. С. 250.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.